6 токсичных фраз, которые вы постоянно слышите на работе (и как на них правильно реагировать)

Практика показывает, что обесценивать нас могут не только родственники и партнеры, но и коллеги, а также начальство. Вместе с бизнес-тренером Нурией Архиповой разбираемся, как реагировать на токсичные и обидные выражения на рабочем месте. 

«Зайка моя» и прочие зверушки

Иногда от коллег, которые занимают должность чуть выше вашей или просто дольше работают в этой компании, можно услышать обращение в уменьшительно-ласкательной форме. Если главный бухгалтер предприятия или старший менеджер отдела, с которыми вас не связывают приятельские отношения, считают вас «зайкой» или «малышкой», то тут можно однозначно говорить о том, что ваши умственные способности эти люди не особенно ценят.

В такой ситуации можно вежливо, но твердо указать на то, что вы не причисляете себя к младенцам и животному миру — ничего зазорного в том, чтобы вернуть общение в деловое русло, нет. 

«На ковер!»

6 токсичных фраз, которые вы постоянно слышите на работе (и как на них правильно реагировать)

Выражение «вызвать на ковер» вошло в обиход еще в советские времена, когда в кабинетах у очень больших начальников на полу лежал этот дефицитный товар, за которым в очередях толпились простые граждане. Выражение всегда носило негативный характер, так как на ковер вызывали отнюдь не с целью похвалить. Сегодня в кабинетах начальников ковры встречаются редко, однако некоторые сотрудники, в руках которых сосредоточена хотя бы минимальная власть, продолжают вызывать к себе в кабинет рядовых сотрудников при помощи этого выражения.

Сегодня эта фраза (и другие подобные выражения) чаще используется для запугивания и устрашения, а также для того, чтобы подчеркнуть свою значимость. Если вы столкнулись с подобным поведением руководителя, постарайтесь соблюдать спокойствие, не вступать в дискуссию и не использовать в беседе колкости и манипуляции — во-первых, так вы сможете продемонстрировать свой профессионализм и хладнокровность, а во-вторых, дадите понять, что держите дистанцию на рабочем месте. Если в будущем ситуация будет повторятся, и такой стиль руководства не будет вас устраивать, подумайте о том, чтобы сменить работу, поскольку диктовать свои условия с позиции подчиненного у вас вряд ли получится.

«При всем моем уважении» 

Одна из самых распространенных фраз, которую можно услышать в офисе. Ее аналогом является вариант: «Без обид, но…». Обе фразы используются для того, чтобы показать, что ваша точка зрения (проект, действие, выступление) воспринимается оппонентом как нечто негативное и бессмысленное. Иными словами, за этим выражением стоит обесценивание ваших заслуг и усилий на рабочем месте.

Если вы слышите в свой адрес подобную фразу, то ваши дальнейшие действия будут зависеть от контекста. Если ваши заслуги обесценивает коллега, мнение которого для вас не играет большой роли, вы можете просто проигнорировать его слова и сосредоточиться на своем проекте. Если вы слышите подобные выражения от руководства и сослуживцев, с которыми делите смежные обязанности, вам стоит выяснить причины недовольства, разобраться в ситуации и при необходимости донести свою позицию.

«У меня нет на это времени»

6 токсичных фраз, которые вы постоянно слышите на работе (и как на них правильно реагировать)

Эту фразу можно услышать как от коллеги, так и от человека, занимающего более высокую должность. Если вы, например, обращаетесь к кому-то с просьбой, просите помочь или каким-то образом повлиять на ситуацию, эта фраза дает понять, что в ваше положение входить никто не будет. При этом бывают и обратные ситуации, когда кто-то обращается за помощью к вам, но вы отказываетесь, ссылаясь на нехватку времени. 

Понятно, что никому не хочется делать работу за кого-то другого, но учитывая то, что на работе вы работаете не один, а в коллективе, конечно, нужно соизмерять свои возможности и подходить индивидуально к любому вопросу, чтобы потом не услышать в свой адрес, что у кого-то на вас нет времени. 

«Вы меня не так поняли»

Как правило, подобное высказывание означает желание оправдаться и защитить себя в двусмысленной ситуации. Например, человек высказался и пожалел об этом — в такой ситуации вы можете проявить снисходительность и не принимать сказанное на свой счет. Но если вы сталкиваетесь с тем, что кто-то перманентно имеет в виду «что-то другое», стоит задуматься — вероятно, человек не уверен в себе либо, боится высказывать свое мнение или, наоборот, пытается указать на то, что вы не можете правильно понимать окружающих в силу отсутствия надлежащего опыта/навыков/знаний.

Кроме того, подобную фразу могут использовать опытные манипуляторы и абьюзеры, которые таким образом хотят заставить вас сомневаться в реальности происходящего и собственном разуме (читайте также: Невидимое насилие: что такое газлайтинг и как от него защититься). В этом случае стоит быть максимально внимательным при общении с таким человеком, а также по возможности закреплять любые договоренности в письменном виде, чтобы потом никому и ничего не объяснять, а просто показать переписку или документ. 

«На самом деле, он/она хотел(а) сказать другое»

6 токсичных фраз, которые вы постоянно слышите на работе (и как на них правильно реагировать)

Люди-суфлеры в офисах существует для того, чтобы разъяснять другим, что вы хотели сказать, и раздражать вас, потому что такое поведение не может вызывать восторга. Благодаря подобным действиям каждый нормальный человек начинает сомневаться в своих умственных способностях и возможности коммуницировать с другими. Попытки искажать ваши слова, безусловно, нужно пресекать, но делать это следует в уважительной форме. Никогда не стоит забывать, что вы находитесь на работе — в ином случае вы и сами рискуете стать тем самым токсичным сотрудником.

При этом практически в любой ситуации, которая доставляем вам дискомфорт из-за действий или фраз того или иного сотрудника, можно использовать такой метод, как отзеркаливание. Если коллега или руководитель пытается манипулировать вами, используя токсичные фразы, вы имеете полное право ответить тем же. Главное, в борьбе за справедливость и собственное достоинство не забывать об этике, субординации и корпоративных правилах — важно помнить, что вежливо напомнить человеку о личных границах лишним не будет, но если вы намерены вступить в открытый конфликт и «перейти черту», вам следует несколько раз все взвесить и принять решение с холодным умом.

Нурия Архипова

Бизнес-тренер, предприниматель.

Фото: Getty Images