Ее жизнь мало соответствует классическому «бизнес-меню». О горьком и радостном, о профессиональном и личном, о вчерашней и сегодняшней жизни она рассказывает одновременно, без разделения на «первое», «второе» и «третье».
Алиса Бартова родилась в семье живописцев и театралов, все детство провела за кулисами. В 12 лет поступила в Петербургский лицей при Российской Академии художеств; в 17 перевелась в Москву, где защитила диплом искусствоведа, специалиста по русской живописи рубежа XIX–ХХ веков. Снималась как модель, работала на телевидении. Стала женой и матерью, но пережила тяжелейший развод и фактически оказалась с ребенком на улице. Стала работать еще больше – и начала вести благотворительные арт-проекты, помогая сиротам, детям с онкологическими диагнозами и ДЦП. Через несколько лет в компании друзей встретила новую любовь – и без колебаний занялась бизнесом мужа, возглавив развитие одной из крупнейших в России сети магазинов детских игрушек. И недавно ее детище было признано «Лучшим сетевым магазином года России 2017-2018» и «Лучшим интернет-магазином года России. Webshop Awards Russia 2017-2018» ─ в категории «Дети».
M.C.: Алиса, для вас профессиональные перемены начались с личных. Как и когда телеведущая Алиса Бартова превратилась в бизнесвумен Алису Лобанову?
Алиса Лобанова: Официально мы с Андреем оформили отношения в 2014 году. Но все главные перемены начались пять лет назад.
А до этого вам пришлось пережить развод. Как, завершив старую, вы строили новую жизнь?
Я погрузилась в работу на телевидении. Занималась благотворительностью. В трудной ситуации лучший способ не впасть в депрессию – помогать тем, кому еще сложнее. У меня не было времени на личные переживания, нужно было заботиться о ребенке, родителях, начинать все с нуля.
Психологи говорят, жизнь женщины, которая решается на развод, преображается – как вы это объясните?
Безусловно, преображается. Если ты осознанно идешь на развод, то ты не жертва, ты – лидер. В этот период происходит мощная работа над собой. Женщина начинает развиваться, расти, менять себя и окружающий мир. Она понимает, что готова вступить на новый путь, и принимает трудности как часть этого выбора.
«Сначала мне доверили легкое, как показалось, дело ─ строительство жилого комплекса в Сочи. Три корпуса по 25 этажей»
Как-то в интервью вы сказали: «Искреннее спасибо бывшему мужу». За что?
Развод – мощный импульс. Негативная энергия – это тоже энергия. Она дает толчок. И человек начинает двигаться вперед. Для меня нет ничего хуже ситуации без движения.
Сегодня кем вы себя ощущаете – художником, благотворителем, бизнес-леди?
Позиционировать себя – это как надевать определенную маску. Это не обо мне. Для меня, как для творческой личности, важно, что диверсифицированный бизнес позволяет раскрывать в себе новые стороны, получать ценный опыт и создавать новое. Например, наше детище TOY.RU – это не только бизнес-процессы, маркетинг, логистика, аналитика, это еще и дизайн магазинов, общение с клиентами, PR, реклама. При этом важно понимание, что мы воздействуем на личность ребенка, формируем взгляды, предпочтения, а значит, влияем на будущую жизнь. Это большая ответственность. Поэтому у нас не только взвешенная ассортиментная политика, но и открыты различные каналы обратной связи. Выходит первый в России глянцевый журнал о трендах в мире детских игрушек, запущен познавательно-развивающий детский канал «Tойруша» на YouTube (количество просмотров в первую неделю после открытия просто зашкаливало). И это позволяет нам понять, как игрушечная индустрия работает на самом деле.
Вы из творческой семьи. Пришлось осваивать совсем другие знания?
Естественно. Но я по образованию искусствовед, а значит – аналитик, человек, который исследует. Этим я занимаюсь и сейчас, обучаясь и обучая. У нас молодая команда, у нас меньше стереотипов. И это позволяет идти к клиенту, создавать для него максимально удобный формат. Например, интернет-магазин TOY.RU работает 24 часа в сутки: если ребенку срочно потребуется игрушка в выходные или в 7 утра, она у него будет.
Чему и где пришлось учиться?
Экономике, финансам, менеджменту. С коучами, которые мне помогают, мы разбираем конкретные кейсы моего бизнеса. Например, у нас было 70 магазинов, а стало 150. Мы провели ребрендинг и смотрим, как изменилась узнаваемость бренда, проходимость торговых точек. Анализируем годовые показатели и понимаем, какие из этих 150 магазинов будут успешны в развитии, а какие нет. Если магазин не окупается в течение года, его надо закрывать. К слову, теперь нашей основной целью является не увеличение количества торговых точек, а улучшение качества предоставляемых в них услуг, расширение ассортимента.
Вы говорили, что муж не сразу доверил вам руководство розничной сетью.
Сначала он мне доверил легкое, как показалось, дело – строительство жилого комплекса в центральном районе города Сочи. Три корпуса по 25 этажей каждый. Понимаете, что такое стройка?
Реальная, с кирпичами?
Да. С кирпичами, с бетоном. Я изучила все стадии строительства многоэтажных домов: от проектных работ до ввода в эксплуатацию. И к моменту, когда мне доверили TOY.RU, я уже прошла огонь и воду.
Что вы чувствуете, когда в прессе вас представляют как жену миллионера?
Смеюсь. Это стереотипы, которые давно пора разрушить. Жена миллионера уже не «прилагательное» к мужу. Это партнер, друг, соратник, если хотите. Моему мужу 59 лет, его старшей дочке уже 26. Его топ-менеджеры – тоже люди взрослые, у некоторых дети уже выросли. И если говорить о детских игрушках, у таких людей видение иногда слишком консервативное. Есть что подсказать.
«Я знаю каково мамам, которым некому помочь в сложную минуту. И думала о детях, которым приходится быть одним»
Муж ценит ваш свежий взгляд?
Он ценит это не только во мне. Нестандартный взгляд на вещи, альтернативное мнение, свежие идеи – для бизнеса это дверь на новые рынки. В какой-то момент Андрей просто уволил тех, кто думал не о развитии, а лишь о собственной выгоде. Муж – скорее идеалист и любит идеалистов. И поэтому, наверное, доверяет не столько мне, сколько молодой команде.
Что самое приятное вы слышали о себе?
Когда говорят о наших благотворительных проектах. Идея мастер-классов, на которых особые дети вместе с любимыми артистами, звездами расписывают пасхальные яйца или, например, ангелов, для многих стала источником вдохновения. Такие мастер-классы прошли по всей Москве.
Как возникло желание заняться благотворительностью?
Говорят, что человек не видит проблемы, пока с ней не столкнется. В сложный период, после развода, мой двухлетний сын остался с бабушкой в Санкт-Петербурге. Работая в Москве и при первой возможности срываясь в Питер, я испытывала сильнейший стресс. Я поняла, каково мамам, которым некому помочь в сложную минуту. И думала о детях, которым по разным причинам приходится быть одним. Нашла единомышленников среди подруг, курирующих детские дома. А поскольку мы с сыном всегда что-то рисовали, родилась идея творческих почти семейных мастер-классов.
Вы как-то признались: «Надеюсь, что лет в 60, когда все мои планы реализуются, я закроюсь в мастерской и буду писать картины». Что нарисуете?
До шестидесяти время еще есть. А пока в моих планах приложить ряд усилий, чтобы русские художники вошли в моду, в школах ввели уроки искусства и дети знали не только имена Брюллова, Васнецова, Айвазовского, но и их произведения.
И это все о ней
Алиса ЛОБАНОВА ─ вице-президент группы компаний САКС, учредитель федеральной розничной сети магазинов детских игрушек TOY.RU, генеральный директор ООО «Складские инвестиции», ООО «Сакс Принт», основатель благотворительного проекта «Поделись ДоброТОЙ», общественный деятель, художник.
Возраст: 36 лет
Город: Москва; родилась в Ленинграде
Семья: муж; сын, 9 лет
Образование: Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Санкт-Петербург), диплом искусствоведа в области русской живописи. Школа-студия А. Митты, диплом режиссера
Карьера: работала корреспондентом, режиссером, продюсером на телеканалах ТНТ и «Россия», авторская программа «Столица кино». В 2016 году возглавила девелоперское и логистическое направление группы САКС, открыла рекламно-производственную компанию ООО «Сакс Принт», параллельно развивает федеральную розничную сеть магазинов игрушек Toy.ru, включающую в себя 150 магазинов по России и интернет-магазин
Музыка: группа Queen, песни Виктора Цоя
Одежда: «Как художник я предпочитаю авторские костюмы. В особых случаях выбираю Tom Ford, Valentino, Chanel»
Beauty must-have: «Рекомендую пилинги и тональный крем Bobbi Brown»
Спорт: бег, большой теннис и йога
Отдых: «Мальдивы: уединение, бескрайний океан, белый песок. Мне кажется, это рай»
Фото: Юля Майорова