Бизнес в кризис: 5 способов спасти свое дело (и даже приумножить доходы)

«Чтоб тебе жить в интересное время!» — когда-то это считалось страшным проклятием, но позже люди перестали понимать, что же ужасного скрыто в этой фразе. Сейчас, когда мы все живем в это интересное, но кризисное время, очевидно — скучные времена лучше. Юлия Корчагина-Озджан, ментор по личному бренду и эксперт по продажам, рассказывает, какие шаги предпринять, чтобы в кризисные времена не только не потерять свое дело, но и вырасти.

Не снижайте цены

В кризис многим хочется помогать людям. Это хорошее начинание, однако есть одно но. Не совершайте огромной ошибки: не нужно снижать цены на ваши основные товары или услуги. Так вы будете играть против себя и ускоренно двигаться к выгоранию. Ваш бизнес приносит вам доход, и чтобы были силы и ресурсы работать дальше, вам нужны в том числе и финансы. Дайте людям то, что поможет или принесет миру пользу в непростое время. И это должен быть не основной продукт, а отдельная опция. Например, ограниченный тираж товаров по специальным ценам, а не скидка на постоянную линейку.

Чтобы помочь, придумайте специальное антикризисное предложение. Можно запустить небольшой продукт или курс. Или берите пример с моей клиентки Софии Арийчук, дизайнера одежды и основательницы бренда Sofi Rich. Она активно помогает нуждающимся людям, не оставляя при этом основной работы. Цены на основную линейку Софии остались неизменными, и благодаря этому она может делать отчисления в фонды и закупать товары первой необходимости для людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Бизнес в кризис: 5 способов спасти свое дело (и даже приумножить доходы)

Поддержите свою аудиторию

Сейчас крайне важно не выпадать из общения со своими клиентами. Старайтесь не молчать, не нужно брать паузу. Людям нужны поддержка и понимание, им не хватает тепла и хороших новостей.

Станьте опорой. Покажите, насколько вы спокойны и стабильны — даже если вам самим непросто, вы стоите. Вы лидер мнений, даже если вас читает всего пара сотен человек — так будьте сильным и спокойным лидером. Для этого, скорее всего, придется подкорректировать свою подачу. Не стоит сейчас делать вид, что ничего не случилось, и вы живете как обычно — это, наоборот, раздражает. Признайте: да, сейчас так происходит, это тяжело, но у меня есть способ это пережить. Я совершаю действия, которые помогают мне оставаться в порядке и поддерживать людей, с которыми я работаю. Я могу помочь и вам тоже (читайте также: Кризис: как использовать его в своих целях).

Покажите свою пользу

Кризис — то время, когда нужно громко заявлять, какую пользу вы несете в этот мир. Начните объяснять, что именно можете дать людям. Скорее всего, сейчас вам придется пересмотреть свою миссию, поменять фокус и подачу материалов, перестроить коммуникацию. Сделайте это. Посмотрите, как ваш продукт поможет людям оставаться спокойными или получить какую-то стабильность, и транслируйте эту информацию. Например, я сейчас чаще рассказываю клиентам и в целом своей аудитории о том непростом опыте, который получила, живя в России в 90-е годы, проходя через многочисленные кризисы и неоднократные потери бизнеса. Это мой личный опыт, который я пережила и в итоге не просто встала на ноги, но и стала очень успешной. Такой сторителлинг успокаивает.

У многих людей сейчас рушатся планы, они в растерянности и не понимают, куда идти и что делать дальше. И если ваш бизнес в состоянии им помочь — расскажите об этом.

Объединяйте людей

Кризис — то время, когда отлично работает нетворкинг. Людям нужна поддержка, и вы можете помочь им сплотиться. Предложите клиентам собраться и пообщаться, предложите им позвать друзей. Например, можно запустить сертификаты для друзей или реферальную программу — скидка для тех, кто пришел от ваших постоянных клиентов. Это поможет вам привлечь новых клиентов и одновременно быть на слуху.

Про своих клиентов, причем и бывших, тоже не стоит забывать. Можно запустить для них какую-нибудь услугу: тренинг, медитацию, игру. Что-то, что поможет в трудные времена, поддержит, принесет положительные эмоции. Сейчас время объединяться. Бизнес, который сможет сплотить людей, вырастет в разы. 

Бизнес в кризис: 5 способов спасти свое дело (и даже приумножить доходы)

Объединяйтесь с другими бизнесами

В нестабильные времена стоит забыть о конкуренции, хотя многие бизнесмены и в спокойное время не воспринимают конкурентов как угрозу. Но сейчас все должны сплотиться и работать на общее благо.

Посмотрите, с кем можно устроить коллаборацию и обменяться аудиторией. Все читают комментарии инвесторов, юристов или психологов? Подумайте, как можете с ними посотрудничать, не забывайте, как важно транслировать именно свою пользу. Без воды, четко, с практическими советами.

Заряжайте «батарейку»

Когда в мире нестабильная ситуация и кризис, очень важно регулярно устраивать себе отдых. Например, я даю себе такое задание: раз в неделю, в воскресенье, отключаю телефон и все средства связи с внешним миром и занимаюсь другими делами. Можно прогуляться в парке, сходить в музеи или на танцы, прочитать книгу — сделать то, что помогает отдохнуть и наполниться силами (читайте также: 10 книг о красоте и здоровье, которые нужны каждой женщине).

Это нужно для того, чтобы у вас были силы в остальные дни жить и вести бизнес. Даже если сейчас вам кажется, что ресурс есть, помните, что он конечен, и его надо пополнять. Поэтому раз в неделю обязательно отключайтесь от новостей, соцсетей и созвонов по работе, и подзаряжайте свою батарейку.

И не забывайте прорабатывать собственные страхи и сомнения. Сейчас нам всем очень нужна психотерапия, поэтому найдите хорошего психолога и регулярно с ним работайте. Это пойдет на пользу и лично вам, и вашему бизнесу. И помните, это обязательно закончится. Интересные времена не длятся вечно.

Об эксперте:

Юлия Корчагина-Озджан
Юлия Корчагина-Озджан

Ментор по личному бренду и эксперт по продажам.

Фото: Adobe Stock