Что такое эмоционально-социальный интеллект, и как он влияет на наш успех

Что отличает сотрудников среднего звена от высшего руководства? Один из важных факторов, без которого трудно построить «вертикальную» карьеру, – уровень социального и эмоционального интеллекта. Разбираемся, что означают эти термины, и как составить личностный план развития.

Основная задача менеджера – эффективно выстраивать работу команды и взаимодействие между различными подразделениями. Именно поэтому умение понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими, позволит добиться наилучших результатов. При этом такой навык будет полезен для сотрудников на любом уровне профессионального развития – он помогает эффективно налаживать коммуникацию с коллегами и грамотно выстраивать работу в коллективе. Ольга Лоскутова, вице-президент бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool, рассказала, что такое социальный и эмоциональный интеллект, чем они отличаются, а также как составить план личностного развития.

Как правильно: социальный или эмоциональный интеллект?

Последнее время мы часто слышим на работе, в СМИ или от знакомых о таких понятиях, как социальный и эмоциональный интеллект. Но что они в действительности значат и как влияют на нашу жизнь? В середине XX века в научном сообществе появился термин «эмоциональный интеллект», который характеризовал способность человека понимать и управлять собственными эмоциями, а также эмоциями других людей. С течением времени эта теория получила множество развитий, в числе которых был и «социальный интеллект». Он означал способность человека эффективно существовать в обществе: чувствовать и понимать контекст ситуации, общаться с окружающими, слушать их и влиять на их убеждения. Социальный интеллект развивается через наш успешный и не очень опыт взаимодействия с людьми и нашу способность анализировать и учиться на своих ошибках (читайте также: «Теория бизнес-позитива: как работают зеркальные нейроны и эмпатия»).

По существу, эти понятия взаимосвязаны, и социальный интеллект логично вытекает из эмоционального. Эмоции связаны с нашими глубинными ценностями и убеждениями. Если что-то идет вразрез с ними, то появляются негативные эмоции, и, наоборот, если согласуется – то позитивные. Эмоции затем формируют поведение, которое напрямую влияет на отношения с окружающими, на карьеру, а значит и на будущее в целом. Именно поэтому уровень нашего эмоционально-социального интеллекта определяет нашу жизнь.

Как работать с эмоционально-социальным интеллектом?

Когда идет речь о профессиональном и личностном развитии, то нужно понять, какие у вас есть ограничения или барьеры, что заставляет вас вести себя определенным образом и что является вашими триггерами – события или ситуации, которые вызывают те или иные эмоции. Есть 4 стадии работы с эмоционально-социальным интеллектом:

Понимание собственных эмоций. На первом этапе важно научиться осознавать, что вы чувствуете и что вызывает те или другие эмоции. Например, если во время важной встречи вы неожиданно начали активно защищать свою позицию, то коллеги могут расценить это как агрессию и будут вести разговор в том же тоне. В такой ситуации нужно остановиться и задуматься, почему у вас возникло желание защищаться, какие слова или действия вызвали такую реакцию – почему вы почувствовали именно эти эмоции.

Управление своими эмоциями. От понимания, что вы чувствуете, приходит способность к управлению эмоциями. Например, как только вы осознали, что вопросы коллег или их контраргументы к вашему предложению могут спровоцировать желание более эмоционально отстаивать свою позицию, то вы можете осознанно решить не поддаваться этому триггеру.

Понимание эмоций других людей. Как только вы достигаете гармонии с самим собой, то готовы перейти на новый уровень – к эффективному взаимодействию с другими. Например, если во время общей встречи коллега начал вас «атаковать» и засыпать вопросами, первый шаг – понять, что для него важно в этой ситуации, какие эмоции он испытывает, почему начал так себя вести и могли ли вы его как-то задеть. Важно научиться не только отслеживать свои эмоции, но и чужие.

Управление эмоциями других людей – наивысший уровень мастерства. Овладев навыком эмпатии, человек может влиять на эмоции и, следовательно, на поведение окружающих.

Зачем нужен личностный план развития?

Профессиональное развитие неразрывно связанно с личностным ростом. Невозможно стать хорошим менеджером, не став зрелым человеком – это взаимосвязанные вещи. Развивая себя как личность и работая над своим эмоционально-социальным интеллектом, вы также сможете не только добиться успехов в карьере, но и в личной жизни.

Первый шаг – задуматься о том, что ограничивает вас и что вы бы хотели развить в себе и в своих отношениях с окружающими людьми. Важно не бояться действовать, только через опыт возможно развитие. План поможет собрать все мысли воедино и разработать пошаговую стратегию. Выберете 3 основных направления для развития и сформулируйте 3 цели. Их нужно ставить максимально четко и практично, представляя конечный результат. Полезно не воспринимать этот процесс как изменение себя, лучше фокусироваться на становлении лучшей версии себя, сохраняя свою особенность и индивидуальность. Вот несколько примеров целей и подсказок, как с ними работать.< strong>

Цель №1. Научиться спокойно и конструктивно реагировать на критику во время деловых встреч

Продолжая пример, упомянутый выше, на совещаниях вы высказываете свое предложение, но услышав сомнения со стороны коллег, переходите в оборонительную позицию и начинаете эмоционально защищать свои идеи. Хотя конструктивный диалог с коллегами помог бы общему делу.

Если вы понимаете, что с этой ситуацией нужно что-то делать – половина пути пройдена. Затем нужно подумать, почему вы почувствовали себя уязвимым. Дальше самая верная стратегия – не принимать все близко к сердцу («ничего личного, только бизнес»). У коллег нет цели вас обидеть, у них просто есть другая перспектива и другое мнение. Вместо того, чтобы обороняться, стоит спросить, что они имеют в виду. Открытость к чужому мнению позволит не только расширить ваше понимание ситуации и улучшить результат работы, но и наладить отношения с коллегами. Вы можете сформулировать другое более полезное восприятие к подобным ситуация: например, если есть вопросы и другая точка зрения, это не значит, что вы не правы или вас не принимают, это просто приглашение к дискуссии, обмену мнениями и поиску приемлемого для всех решения.

Договоритесь с собой и сделайте частью вашего плана следующие действия: как только почувствуете, что реагируете на ваши «триггеры» – остановитесь, возьмите небольшую паузу и подумайте, как вы можете отреагировать более конструктивным образом. Например, вместо повторения своих аргументов задайте вопросы, чтобы лучше прояснить позицию коллеги. < strong>

Цель №2. Увеличить продуктивность деловых встреч

Эффективность встреч на работе может зависеть от многих факторов, но с точки зрения эмоционального интеллекта важно, чтобы коллеги были на одной волне. Когда руководитель ведет какой-то проект, ему обязательно нужно понимать, какие ключевые сотрудники будут влиять на успех дела. Важно до начала встречи узнать их мнения и предварительно обсудить возможные «болевые» моменты. Не нужно стесняться подойти и прямо спросить, что они думают по конкретному вопросу. Подготовительная работа до встречи – важный компонент успешных переговоров. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом не будут иметь жаркие баталии на встречах, потому что они уже продумали, какая реакция будет у ключевых сотрудников и проконсультировались с ними.

Цель №3. Завязать полезные контакты для развития карьеры

Если вы хотите двигаться вперед по карьерной лестнице, то хорошие отношения с коллегами могут существенно ускорить профессиональный рост. Как же завязать полезные деловые контакты? Прежде всего, важны не только отношения с прямым руководителем, но и с другими коллегами, которые также влияют на ваши карьерные перспективы. Например, вы – бренд-менеджер и подчиняетесь директору по маркетингу. Но не стоит забывать и про директора по продажам, который работает с последним в тесной связке. Если вы не выстроите с главой отдела продаж доверительных отношений, то вероятность стать руководителем направления маркетинга будет низкой. Более того, в современных компаниях все решения о продвижении по службе, как правило, принимаются группой людей. Выберите несколько коллег, с которыми хотели бы наладить отношения и спросите себя: «Какие точки соприкосновения у меня могут быть с этими людьми?». Вам как бренд-менеджеру будет полезно время от времени лично встречаться с директором по продажам и узнавать его мнение по определенным вопросам. Это позволит вам не только расширить свое понимание ситуации и получить новые знания, но и построить хорошие отношения.

Важно также правильное отношение к этой цели. Ни в коем случае речь не идет про «подлизывание» или «манипуляцию». Важно только ваше искреннее желание получить новые знания, расширить свою «картину мира» и построить хорошие доверительные отношения с коллегами, чтобы успешно вместе развивать бизнес. Люди всегда чувствуют, что на самом деле вами движет.< strong>

И напоследок …

Как только выбраны цели и составлен план их достижения, важно потренировать новую модель поведения минимум 15 раз, чтобы закрепилась привычка. В конце каждого дня полезно выделять по 10 минут на анализ: как вы продвигаетесь в достижении ваших целей, какие навыки удалось потренировать, что получилось и на что обратить внимание в следующий раз.

Эксперт:
Ольга Лоскутова

Ольга Лоскутова

вице-президент бизнес-подразделения стиральных и сушильных машин в Североамериканском регионе Whirlpool. 

Фото: Getty Images