Александра Клименко, СЕО и сооснователь школы коммуникативных навыков Soft Skills Lab, объясняет, почему поколение Z ничего не хочет и что стоит за этим феноменом.
Высокая тревожность и отсутствие доверия к системам
Как специалисты, зумеры формируются в условиях высокого уровня тревожности и информационного шума. В нашу цифровую эпоху общество находится под постоянным давлением новостей, социальных сетей и мнений пользователей.
С одной стороны, на молодых людей «давит» культ «успешного успеха», который подчеркивает, что работать «на обычной работе» — это почти признак наивности или глупости. В медийной среде регулярно появляются истории о людях, которые «поймали идею на миллион» и, почти не прилагая усилий, резко разбогатели.
Возникает иллюзия: успех случается сам по себе, поэтому достаточно просто подождать. На фоне этого карьерный путь, связанный с поиском подходящей профессии и постепенным ростом, сопутствующими потугами в виде составления резюме и прохождения собеседований, кажется слишком сложным, утомительным и неинтересным.
И зумеры не понимают, зачем тратить время на стандартный и скучный маршрут, если богатства и признания можно достигнуть более простым способом.
С другой стороны, инфополе транслирует мысль о том, что корпорации только и мечтают выжать из тебя максимум за минимальную плату, ждут лояльности и бесконечных переработок. Соответственно, идти по такому пути зумерам, оказавшимся в этом информационном пузыре, вообще не хочется.
Отсюда появляется избегание действительности, нежелание работать и чего-либо достигать, чтобы не столкнуться с этим огромным и страшным обществом. В результате — собеседования с родителями, тренды на «крысиных людей» и «человека-птичку».
Еще одна проблема в том, что информационный пузырь, в котором находятся зумеры, не всегда далек от реальности. Их родители — представители поколения X и «ранние» миллениалы (те, кто родились в период с 1981 по 1983) — первыми испытали на себе кризис доверия к институтам.
Им говорили: «Будь лояльнее, перерабатывай, скажи спасибо, что работа вообще есть — и тогда, может быть, получишь повышение». Но реальность не оправдала ожиданий. Карьерные перспективы оказались не такими уж гарантированными, а жертва собой ради работы многих привела к выгоранию и эмоциональному истощению.
Зумеры выросли, наблюдая за этим, поэтому молодым специалистам сложно ориентироваться в том, насколько все пугающие информационные потоки соответствуют или не соответствуют действительности (читайте также: «Зумеры vs миллениалы на работе: чем различаются и почему постоянно ругаются»).
Чем больше зумеры получают подтверждений, что «мир небезопасен», тем сложнее им найти в нем опору. И все это перетекает в разную степень защиты от «ужасов окружающего мира».
Мы работаем со специалистами-зумерами, которые выпустились из НИУ ВШЭ, Сколтех, других ведущих вузов — то есть с наиболее мотивированными целеустремленными. И даже у них бывают искажения восприятия или завышенные ожидания. Иногда это выражается в виде апломба: «Я стою очень дорого, и точка». Но это — тоже форма самозащиты в мире, который кажется враждебным. При этом у наших сотрудников есть стремление развиваться, учиться и добиваться, которое, как показало исследование Resume Templates, есть далеко не у всех представителей поколения Z.
Кто-то приходит на собеседование и говорит, что ничего не знает и не умеет, но работодатель обязан его научить и платить высокую зарплату. Такая завышенность ожиданий, по сути, — попытка обезопасить себя. А кто-то вообще не приходит, так как «ничего не умеет и ничего ему не нужно». И на самом деле у него просто нет ресурса на борьбу с давлением и страхами.
Компенсация и гиперопека
Родители зумеров, иксеры и миллениалы, стали первыми, кто начал осознавать последствия эмоционального игнорирования в детстве и юношестве. К тем, кого родители «забросили» по причине вынужденных «трех работ в попытках прокормить семью», пришло понимание, насколько глубоко на взрослом человеке могут сказаться детские травмы — отсутствие поддержки, внимания к потребностям и чувствам, отстраненность.
Справившись с целью «выжить», люди наткнулись на следующий пласт проблем — на этот раз психологических. И этот опыт стал достаточно массовым и типичным, чтобы сформировать новое отношение к воспитанию. Именно поэтому родители зумеров стараются компенсировать психологический дефицит, через который прошли сами. Рождается гиперопека, сверхвнимание, желание «не допустить того, что было со мной».
Часто это выливается в максимальную вовлеченность, валидацию каждого шага, насыщение жизни ребенка занятиями, кружками и развивающими активностями. При всей благой мотивации такого поведения случается перебор (читайте также: «Мамина копия, или почему амбиции взрослых не касаются детей»).
В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда у молодых людей не развивается желание чего-либо хотеть.
Слишком много информации, слишком много возможностей, но не всегда по-настоящему нужных или выбранных самостоятельно. Вследствие этого современным молодым людям редко приходится сталкиваться с дефицитом, естественными ограничениями, фрустрацией — а ведь именно это формирует мотивацию и самостоятельные желания. Когда перед тобой сплошной поток предложений, задач и стимулов, внутренняя потребность что-то выбирать и к чему-то стремиться притупляется.
Мир становится насыщенным до такой степени, что теряется понимание — «А чего я сам от жизни хочу?».
Иногда за этой гиперопекой стоит не только забота, но и попытка родителей реализовать собственные амбиции через ребенка. Это не всегда происходит осознанно. У ребенка все распланировано, все контролируется, он окружен вниманием, но при этом его собственное внутреннее «хочу» может так и не оформиться.
И если наложить это на внешнюю среду, полную неопределенности, тревоги, социальных и экономических угроз, — неудивительно, что мотивация ослабевает. Плюс — высокое, зачастую вполне обоснованное недоверие к работодателям, к компаниям, к институтам в целом, которое активно подпитывается родителями и соцсетями. Все вместе формирует поколение, которому действительно сложно поверить, что в мире есть место, где их услышат и поддержат.
Отсутствие знаний о том, как начать карьеру
Одна из заметных проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты, — это нехватка знаний в карьерных вопросах: как составить резюме, чтобы получить предложение, как вести себя на собеседовании. Даже те, кто уже проходил отборы несколько раз, все равно не чувствуют себя уверенно.
Информация о том, как правильно представить себя работодателю, до сих пор не стала по-настоящему доступной и структурированной. Нет единых ориентиров, нет понятных институций, этому не учат в университетах. Карьерных консультантов много, но доверия к ним — увы, нет.
Такую картину подкрепляет и другой тренд: пока зумеры учатся в университете, у них часто нет острой необходимости выходить на работу — семья обеспечивает им поддержку.
Более того, сами родители могут настаивать: «Сосредоточься на учебе, работа подождет». Но когда приходит время искать работу, зумеру трудно понять, с чего начать. У него просто нет знаний в том, как выстраивать карьерный трек, и не было поводов задуматься об этом раньше (читайте также: «Карьерный кэтфишинг — новый тренд: почему люди отказываются от работы, как только устроились»).
Кроме того, важно учитывать, что у зумеров высокие требования к качеству обучающего контента. Они выросли в цифровой среде, где быстро научились отличать хороший от поверхностного, понятный и интересный от сложного и скучного. Поэтому просто прочитать первую попавшуюся инструкцию в интернете — уже не вариант. Стандарты высоки, а доступной для зумеров информации не так уж много.
Молодежи сложно понять, куда идти за поддержкой, кому верить, у кого спрашивать. В этом контексте родителям часто проще самим решить задачу. Они начинают помогать разбираться, как подготовить резюме, как вести себя на интервью. Иногда они буквально «сдают» за ребенка эту «новую домашку» — по аналогии с тем, как в детстве помогали с настоящей. Делают это не из гиперконтроля, а из желания защитить, помочь, снять стресс.
При этом у самих зумеров мотивация часто еще не сформирована. Чтобы «опуститься» до простых и рутинных шагов — почитать книгу, собрать резюме, пройти первые неудачные собеседования — им нужен мощный внутренний импульс. А его пока нет. Им действительно сложно заставить себя делать вещи, которые кажутся скучными, неэффективными и часто, как мы говорили выше, пугающими и представляющими опасность.
Но это не про лень. Это про высокую чувствительность к среде, про желание понимать смысл в действиях и видеть результат.
Для поколения, выросшего в эпоху цифрового изобилия, это естественно. Просто им нужно немного больше времени, более приближенное к требованиям работодателей обучение. И, главное, контекст, в котором усилие ощущается как осознанный выбор, а не как обязанность.
Что делать работодателям
Рано или поздно миллениалов-сотрудников на всех не хватит, и даже тем компаниям, которые не очень хотят меняться, все равно придется учиться работать с зумерами. Вот что может помочь:
Меры поддержки сотрудников, соответствующие их потребностям. Речь идет о вещах, которые снижают тревожность и противодействуют выгоранию. Подходящий формат обучения, гибкий график, отсутствие переработок, оплата психолога и mental day-off для многих будут интереснее, чем наличие корпоративного баристы.
Упрощенный процесс найма и отбора. Поколение Z не склонно играть в «угадай, чего от тебя хотят». Чем короче воронка отбора и чем яснее цели и критерии — тем выше вовлеченность кандидата. В некоторых случаях имеет смысл полностью пересмотреть процесс найма, добавив инструменты, близкие зумерам: интерактивное знакомство с командой, определение навыков через игровые механики, видеоформаты и живые кейсы.
Позиционирование компании как пространства для поиска себя и развития. Не рисуйте перед кандидатами предопределенный путь, а покажите им, что в компании есть разные варианты карьерных траекторий с возможностью перехода между ними и многообразие задач, в которых можно себя попробовать и приобрести ценные навыки.
Система менторинга и поддержки. Регулярная обратная связь, менторы и коучи, баддинг, обучение soft skills и доступ к понятным инструкциям — всё это помогает снизить стресс новичков и создает безопасную среду. Важно дать зумеру пространство, где ошибки воспринимаются не как провал, а как часть обучения и точка роста.
Подготовка наставников. Людям, которые работают с новичками, важно развивать эмпатию, умение снижать тревожность и поддерживать человека в его темпе, не лишая при этом ответственности за результат.
Отношения между работодателем и сотрудником неизбежно трансформируются с приходом каждого нового поколения. И чем раньше компания найдет способ эффективного взаимодействия с зумерами, тем больше пользы молодые сотрудники смогут ей привнести — в том числе за счет глубокого понимания цифровой среды и новых социальных реалий, в которых сегодня развивается бизнес.
CEO и основатель школы развития коммуникативных навыков Soft Skills Lab.
Фото: социальные сети kristin_rodin, cristinahudacov, camillecharriere, sgaliagaia, maina, viki_odintcova