Перед российским и глобальным бизнесом открываются две базовые возможности. Кризис рождает необходимость запуска всех процессов кост-киллинга, сокращения расходов, оптимизации. Все структурные подразделения вашего бизнеса, которые не имеют дополнительной ценности или работают в убыток в надежде, что когда-то, возможно, начнут генерировать прибыль, нужно будет упразднить. То же самое, к сожалению, произойдет с перспективными, но еще не раскрывшимися сотрудниками. Если вы хотите сохранить бизнес, они будут вынуждены покинуть свои рабочие места. Компании очистятся от всего неэффективного внутри себя, а предпринимательская экосистема – от малоэффективных компаний. Они упадут сразу, не выживет никто. Часть эффективных компаний, к сожалению, тоже смоет этим штормом, потому что он будет сильный.
Вторая возможность, которая перед нами открывается, – это инвестиции и генерация средств на инструментах удаленного доступа к продуктам компаний, если такое вообще возможно. Все, что связано с удаленным доступом к продукту, должно расти. Например, моя мама – музыкант, дает очные уроки игры на фортепиано. Пандемия коронавируса вкупе с экономическим кризисом вынудили ее инвестировать время и научиться преподавать дистанционно. Если представить, что моя мама – отдельно взятая компания, она создала и развивает новую услугу «уроки музыки по скайпу».
Даже при самом благоприятном развитии ситуации с пандемией экономически мы все уже откатились к 2008 году. Целым отраслям малого и среднего бизнеса нанесен непоправимый ущерб. По моим оценкам, для возвращения на прежний уровень понадобится как минимум 12–14 месяцев.
Что делать для выживания?
Первое – снижать расходы везде, где только можно. Максимально сократить операционную деятельность. Увольнять людей, вставать на колени перед дебиторами и угрожать кредиторам. Второе – наращивать агрессивность на рынке, если позволяют накопленные средства. Захватывать позиции в момент падения конкурентов, руководствуясь мантрой из сериала «Горец»: в конце останется только один. Хорошая новость состоит в том, что неэффективные, неприбыльные игроки – все, кто живет на раунды и имеет одного стратега с личными отношениями, – гарантированно уйдут и освободят вам место.
Фото: