Иллюзия успеха: стоит ли менять карьеру в компании на свой бизнес

Тысячи малых и средних предприятий уже стали банкротами или же разорятся в ближайшее время из-за разразившейся пандемии коронавируса. Есть ли жизнь после пандемии и как с ней справляются женщины-предпринимательницы? Насколько мы оказались уязвимы и почему?

Иллюзорная простота выбора

Еще до недавнего времени можно было с легкостью утверждать, что современный мир предоставляет женщинам широкие возможности для зарабатывания денег и самореализации. Самые распространенные жизненные стратегии сводились к трем основным: карьера в компании; самореализация в семье, в этом случае символ успеха - обеспеченный муж и дети; можно было совмещать карьерный рост и воспитание детей. Также существует другая опция для достижения успеха: женщина может открыть собственное дело. За этот путь ратуют, в частности, некоторые феминистки и новые группы инфлюенсеров, которых на сегодняшний день в мире, если верить соцсетям, насчитываются едва ли не миллионы.

Можно ли им доверять?

Как было и к чему привело

Новые лидеры мнений призывают нас перестать работать на кого-то и поднимать собственный бизнес. Они пропагандируют новый взгляд на мир: работать в конторе не модно и не престижно; модно и современно владеть бизнесом, например сетью салонов красоты или кафе. Рассматривая их публикации в Инстаграме, поневоле задаешься вопросом: а может, и правда открыть по примеру этих счастливиц свое дело? И разом исполнить все свои запросы, закрыть гештальты, или до чего там еще договорились с вашим коучем: по финансам, по статусу и престижу, по степени свободы и независимости.

Женская логика и критическое мышление

Массовая пропаганда в сочетании с «Веселыми картинками» создают психологическое давление и оказывают на женщин огромное влияние. У некоторых дам складывается иллюзорное впечатление, что больше нет препятствий к свободе, престижу и доходам, сопоставимым с мужскими: достаточно открыть свое дело, и она автоматически получит доступ к искомым ресурсам.

Как следствие, неуклонно растет число женщин, открывающих свои салоны красоты, фитнес-центры, кафе и турагентства. Сколько из них закроется в России результате пандемии? 

Еще до кризиса статистика неумолимо показывала нам: всего 8% бизнесменов достигают успеха в предпринимательской деятельности, и доля женщин среди них в любом случае меньше половины. Например, первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин в интервью Форбс (март 2020 года) выражает опасение, что из-за коронавируса среди пострадавших окажется 90% всего московского бизнеса. То есть стоит вопрос о том, выживет ли малый и средний бизнес вообще. По данным ФНС, в России около 4 млн зарегистрированных ИП, а ведь по оценкам той же Опоры около 30% предпринимателей в России – женщины. Другие эксперты считают, что нас ближе к 70%, и мне лично это кажется весьма вероятной долей.

Женщины по своей природе склонны верить в мечту. Начав продвигаться по карьерной лестнице, они сталкиваются с массовой пропагандой, общаются с лидерами мнений, нынешними инфлюенсерами, и часто эти встречи откровенно сбивают их с толку.

Проработав несколько лет в компании, девушки начинают оценивать накопленный опыт как достаточный для создания бизнеса. Зачастую они не задумываются о том, что именно стоит за впечатлившими их картинками. Не применяют критическое мышление к оценке непрерывно поступающей визуальной и другой информации. Вероятно, это свидетельствует о неполной готовности к подобному переходу; впрочем, как и решение создать бизнес, основываясь на имиджевых, а проще говоря показушных соображениях, и чужих фотографиях. Между тем, фото отнюдь не всегда отражают реальные достижения. За красивыми фотографиями может скрываться банкротство или огромные долги, или просто-напросто обеспеченный муж, который и оплачивает эту новую бизнес-вакханалию.

Однако энергия женщин не знает границ, и порой нас это выручает даже в самые тяжелые времена. Если вы по-прежнему настроены открыть свое дело, то ниже представлен по крайней мере ряд соображений, которые помогут вам сориентироваться.

О чем стоит подумать, прежде чем переходить из корпорации в предпринимательство?

1. Одно из главных ожиданий - увеличение уровня независимости и свободы. Между тем, это и одна из главных иллюзий. У женщины на позиции топ-менеджера колоссальный объем работы, огромная ответственность, высочайшие стандарты оперативной деятельности и высокая степень вовлеченности во множество рабочих процессов на самых разных уровнях. При этом у нее есть понятные сроки, утвержденные бюджеты, материально-техническая база и другие ресурсы. Это помогает ей эффективно расходовать время, не забывая заботиться о себе, и в целом делает уровень ее независимости и свободы вполне приемлемым. В ее элегантный ежедневник запросто помещаются два-три приятных личных путешествия в год.

А что собственник бизнеса, а тем более стартапа? - Точно так же включен в процесс работы в режиме 24/7, но без подручных средств, которыми пользуется топ. Какая уж тут свобода? Собственное дело - как ребенок, не случайно «дитя» и «детище» однокоренные слова; об отпуске придется забыть на несколько лет.

2. Уровень ответственности и вовлеченности: Топ-менеджер отвечает за стратегический успех компании, обладает общим видением целей и задач бизнеса. Руководитель мыслит и выстраивает свою работу в масштабах целого бизнеса, всей корпорации, с учетом деятельности значительного количества людей и вовлечением огромных средств. На данном уровне ответственность по определению крайне высока; однако она сбалансирована имеющимися в распоряжении ресурсами, хорошим доходом, а также участием других топ менеджеров, которые являются частью команды.

Ответственность владелицы бизнеса никак не ниже, а при ближайшем рассмотрении оказывается еще выше. Материальная ответственность, финансовая, вопросы аренды, погашения кредитов и долгов, оплаты труда сотрудников; административная; уголовная ответственность; одним словом, на плечи новоявленной хозяйки бременем ложатся все без исключения виды рисков.

3. Статус и престиж. И вот вы - генеральный директор. Заветная визитная карточка готова, вы с гордостью её вручаете, но… почему-то ожидаемого уровня восхищения нет. Это потому, что калибр, вес, известность компании часто имеют большее значение, нежели должность. Так, топ-менеджер крупного банка имеет больше веса, нежели генеральный директор кафе «Ромашка». Дело не в должности, а в том, что у вас должна быть по-настоящему стоящая идея.

4. Ресурсы. В крупном бизнесе всегда есть отличные идеи, стратегии и ресурсы на их реализацию. Есть и наработанная производственная база, возможность общаться и учиться у крупнейших игроков рынка, доступ к мировой экспертизе, возможность получать доступ к инновационным технологиям и т.п. Малому бизнесу приходится все нарабатывать самостоятельно. Хотя здесь деловая женщина может также использовать связи, выстроенные за время работы в корпорации.

5. Нетворкинг. Очевидно, что крупный бизнес пользуется собственным нетворкингом высочайшего качества, предоставляя доступ к ведущим экспертам своей и смежных отраслей, формируя уникальные комбинации партнерских и прочих деловых связей.

6. Стресс. Топ-менеджер отвечает за масштабные проекты, крупные бюджеты и широко вовлеченные ресурсы. Очевидно, что уровень стресса при подобной ответственности весьма значителен. Собственник включен в рабочие процессы 24 часа в сутки. Административная, материальная, уголовная ответственность – все закольцовано на одном человеке. Если учесть, что это стартап, и большую часть сложных ситуаций женщина-предприниматель проходит первые, то разумно предположить, что уровень стресса в своём проекте такой же, либо выше, чем у топа.

7. Успешных предпринимателей 8% от общего количества бизнесменов. Это означает, что на долю женщин приходится меньше половины. Почему-то мало кого настораживают эти скромные цифры, а между тем именно они должны были бы заставить задуматься начинающих бизнес-леди.

8. Выход из гендерной матрицы. Звучит заманчиво - стать условно «бесполым» игроком своего рынка, зубром, уважаемым исключительно за его свершения. Однако не все столь однозначно для женщин-топов: там по-прежнему существуют такие понятия, как «стеклянный потолок», когда женщине фактически не дают подняться выше определенного уровня, а также «липкий пол», женская внутренняя проблема неуверенности в себе, мешающая сделать решительный рывок ради более высокой позиции. Да и изначально более выгодная позиция мужчин априори помещает тебя в матрицу, внутри которой придется с утроенным рвением доказывать свою компетентность и профессионализм.

Но вне корпорации женщина сталкивается с такой же ситуацией! Матрица не ограничена стенами офисного здания. Для действительной отстройки от гендерной матрицы необходимо, чтобы ваша бизнес-идея была уникальной, а ваш собственный профессионализм находился на высочайшем уровне. 

Стремитесь к тому, чтобы она была практически на грани гениальности; заранее поднимайте планку! Это должно быть уникальное торговое предложение (УТП). Не очередное кафе, а нечто особенное, инновационное. Помимо этого, у вас должна быть команда суперпрофессионалов и блестящие достижения. Только на таком уровне бизнес-леди удается подняться над гендерной матрицей и оперировать над ней.

9. Кризис. На момент написания статьи, незадолго до окончательного прихода пандемии в Россию, этот пункт стоял последним… Кто же мог предположить, что всего за несколько дней эта тема превратится в заголовки тысяч и тысяч статей на всех языках мира? Сейчас в очередной раз подтвердилось, что топ-менеджер в кризис защищен финансово и юридически. Предпринимателя в России в кризис оберегать некому, это показали все предыдущие кризисы, которые предприниматели уже пережили... или, соответственно, не пережили. Меры по поддержке МСП, предпринятые нашим правительством, представляются совершенно недостаточными. Говоря прямо, это «мертвому припарки». Большинству придется решать вопросы с зарплатами и кредитами, увольнениями и пособиями, да и всем остальным самостоятельно.

Не будем лукавить: женщине с ее подсознательным стремлением к стабильности в кризис комфортнее в корпорации.

Так что же делать?

Не в том дело, стоит или не стоит женщинам уходить с позиции топ-менеджера корпорации в свободное плавание. Необходимо оценить свои реальные компетенции, опыт, возможности и ресурсы, проанализировать вероятные риски. Слово «успех» является производным от глагола успеть. Однако иногда рекомендуется просто-напросто не торопиться, тем более принимая такие капитальные решения, а тем более в такой исторический момент, когда стремительно меняется абсолютно вся наша бизнес-парадигма, с таким трудом годами выстраиваемая тысячами отдельных людей. Так что слепо следовать пропаганде, бросаясь в омут с головой, - вот уж чего точно делать не стоит.

Самый актуальный лайфхак напоследок

Давайте смотреть правде в глаза: многие уже столкнулись с тем, что бизнес пришлось закрыть или приостановить, и задуматься о трудоустройстве в компанию. Конкуренция ожидается огромная, будьте бдительны, увеличивайте свои шансы!

Переходя из своего бизнеса в корпорацию, женщина сталкивается с некоторыми сложностями. В качестве «вишенки на торт» - лайфхак по одной из них.

Если решение по поводу принятия вас на работу принимают акционеры или собственники бизнеса, то ваши экспертиза, опыт, достижения будут оценены по достоинству. Если же это поручено наемным менеджерам, возможно, ваш опыт и амбиции могут спровоцировать их беспокойство за свое собственное место, тем более сейчас. Топ-менеджеры в этом плане и так достаточно уязвимы и крайне озабочены своей безопасностью. Им некомфортно с человеком, пришедшим из своего бизнеса, прежде его из-за его уровня внутренней свободы: таким человеком сложнее управлять. 

Подкорректируйте свое резюме; не афишируйте тот факт, что вы являлись или являетесь собственником бизнеса. Так вы не «спугнете» клерка на самом раннем этапе трудоустройства и получите заветную должность в выбранной компании, и, будем надеяться, сможете решить проблемы, навалившиеся на вас в результате неожиданного и жестокого мирового кризиса.

Эксперт:
Гоар Багдасарова

Гоар Багдасарова

директор по коммерциализации и маркетингу ТЦ АВИАПАРК.

Фото: Getty Images