Как правильно написать бизнес-план, который приведет компанию к успеху: пошаговая инструкция

Что такое бизнес-план?

Бизнес-план — это подробное описание вашего проекта с расчетами и перспективами на ближайшие годы. Он нужен вашим партнерам, команде и вам, как создателю бизнеса, чтобы понимать замысел стартапа, преимущества перед конкурентами и пути достижения целей. Главная задача бизнес-плана: убедить потенциальных инвесторов, что вы запускаете интересное дело, которое окупит вложенные деньги и силы (читайте также: Почему ваш мужчина не зарабатывает много: 6 эффективных советов по решению проблемы).

Обычно бизнес-план включает в себя следующие компоненты:

  1. Описание проекта — краткое изложение того, чем будет заниматься компания, какой продукт станет выпускать или какие услуги оказывать.

  2. Анализ конкурентов — обзор существующих на рынке оппонентов, их предложений и ценовой политики. Помните, что не существует абсолютно уникальных проектов, а конкуренты есть в каждом бизнесе.

  3. Уникальное торговое предложение. Необходимо сразу продумать, чем ваше предложение будет отличаться от предложений конкурентов, и проанализировать, почему клиент выберет продукт или услугу именно вашей компании.

  4. Структура компании. В бизнес-плане важно отразить, сколько сотрудников будет задействовано, какие у них роли и задачи. Также нужно рассчитать размер оплаты труда и сумму налогов и отчислений в государственные организации.

  5. Финансовая модель — прогноз выручки, учет всех расходов на ежемесячные выплаты, аренду помещения и оплату работы персонала.

  6. Оценка эффективности. Постарайтесь определить точку окупаемости — момент, когда доход от продаж превысит расходы, потерянные на старте.

  7. Маркетинговая стратегия описывает, как с помощью СМИ, контекстной рекламы и таргета компания будет достигать своей целевой аудитории.

Для чего нужен бизнес-план?

Бизнес-план помогает правильно подойти к открытию собственного дела: четко определить цели и задачи, оценить положение продукта или услуги на рынке и заранее просчитать риски. Составляя такой документ, будущий бизнесмен анализирует интересы потенциальных покупателей, ограничения законодательства и ценовую политику конкурентов, чтобы занять стабильное место на рынке.

Как правильно написать бизнес-план, который приведет компанию к успеху: пошаговая инструкция

Бизнес-план может быть полезен не только на старте бизнеса, но и на последующих этапах его развития. По мере роста вашего бизнеса могут возникать разные потребности: смена бизнес-модели, надобность открытия новых филиалов, сокращение или увеличение количества направлений бизнеса и многое другое.

Составив бизнес-план, вы сможете ответить себе на следующие вопросы:

  • Зачем мне нужно собственное дело?

  • Будет ли эффективен мой бизнес?

  • Какой размер первоначальных вложений потребуется в первый год работы компании?

  • На какой размер прибыли я могу рассчитывать?

Бизнес-план должен быть понятным и легким в использовании для всех заинтересованных сторон, поэтому выбирайте формат, который будет удобен и понятен для партнеров и сотрудников.

Как правильно написать бизнес-план, который приведет компанию к успеху: пошаговая инструкция

В разных отраслях могут отличаться стандарты и требования к разработке бизнес-плана. Прогрессивные компании ориентированы на инновации и быстрый рост, а в традиционных отраслях акцент может быть сделан на удержании достигнутых результатов и развитии управленческой эффективности.

Составляем правильный бизнес-план

Начинать подготовку важно с определения идеи бизнеса и тщательного исследования рынка: целевой аудитории, конкурентов, возможностей для развития. Соберите данные, чтобы на основе этой информации оценить риски.

Как правильно написать бизнес-план, который приведет компанию к успеху: пошаговая инструкция

Резюме

Резюме — это краткое содержание всего документа, выводы, которые вы сделали на основе детальных расчетов. Этот пункт включает описание проекта и его конкурентных преимуществ, информацию о потенциальных потребителях и партнерах. В резюме нужно указать, какой стартовый капитал вам необходим и как вы планируете его окупать. Опишите основные этапы развития проекта и обязательно приведите сроки, в которые планируете осуществить каждый этап (читайте также: Идеальное резюме: глазами соискателя и работодателя).

Кредитница Mumi
Купить
Реклама. www.lamoda.ru

Анализ рынка

В этой части плана нужно указать уровень популярности услуг, динамику продаж за последний год, аналитические данные и статистику, которые дадут представление о том, как работает рынок в выбранной для бизнеса области. Здесь же нужно отразить результаты исследования по конкурентам. Важно отметить, как давно они на рынке, стоимость их услуг, слабые и сильные стороны.

Организационный план

В этом пункте нужно подробно описать структуру организации: количество сотрудников, их должности, задачи и заработные платы.

Финансовый план

Финансовый план, иными словами, это прайс-лист на все виды услуг или продуктов, которые вы собираетесь предоставлять. Важно, чтобы их стоимость была средней по рынку. В этом пункте также считается примерный объем выручки и указываются все расходы (читайте также: Быстрые деньги: 4 неочевидных источника прибыли, которые вы точно игнорируете).

Как правильно написать бизнес-план, который приведет компанию к успеху: пошаговая инструкция

Маркетинговый план

О запуске вашего проекта должно узнать как можно больше клиентов. Многие начинающие бизнесмены уделяют мало внимания маркетингу, а для привлечения целевой аудитории важно подобрать правильные каналы коммуникации, через которые вы сообщите потенциальным потребителям о появлении нового продукта или услуги.

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Когда вы начинаете новый проект, то невозможно избежать погрешностей. Чаще всего при составлении бизнес-плана предприниматели допускают следующие ошибки (читайте также: Стоп-сигнал: 5 признаков того, что вы делаете в карьере неверный шаг):

  1. Многие бизнесмены не пытаются глубже понять потребности клиентов и выбирают неверную методологию поиска целевой аудитории, поэтому зачастую их проект не окупается.

  2. Предприниматели не учитывают большую часть расходов и составляют недостаточно детализированный план.

  3. Завышенные ожидания на старте при выходе нового бренда на рынок.

  4. Отсутствие стратегии и понимания, какие перспективы есть у бизнеса.

  5. Установление зарплаты ниже рынка. Сотрудник не будет работать в команде с неконкурентным уровнем зарплаты.

Фото: Shutterstock