Как развивать свой бизнес: составляющие успеха

[@Work] [Карьера] [Работа над собой]
813
Что важнее – драйв собственника или грамотно продуманный план развития? Где почерпнуть энергию и идеи, если прежняя стратегия больше не дает желаемого результата?

Исполнительный директор Synergy Management System Александр Рагиня рассказывает о том, почему важно избегать рутины в бизнесе, как заниматься стратегическим планированием и ради чего предприниматели готовы оторваться от ежедневных дел и уехать на четыре дня в Марокко.

За инсайтами в Касабланку

Современные подходы нужно внедрять не только в бизнес-процессы, но и в деловое общение. Сейчас уже совсем не актуально каждый квартал созывать стратегические сессии, приглашать туда по 500 человек и платить за все это огромные деньги. Такой формат – это все равно, что вариться в собственном соку, а для того, чтобы бизнес развивался ему просто необходимы новые идеи. Выездные деловые сессии как раз позволяют уйти от обыденности и посмотреть на свой бизнес свежим взглядом.

Когда люди располагают достаточными ресурсами и могут себе позволить провести четыре дня в Касабланке, у моря, в шикарных условиях для того, чтобы не просто отдохнуть, но еще и погрузиться в бизнес-обучение, почему бы и нет.

Один мой клиент, который участвует практически во всех выездных мероприятиях, говорит, что такой формат делового обучения дает ему массу идей. После каждого кэмпа, он возвращается в Россию и на протяжении двух недель собирает планерки. Они садятся узким кругом людей, которые на высшем уровне отвечают за реализацию поставленных целей, и запускают проекты-развития. И так раз в полгода. То есть практически весь его бизнес строится на тех инсайтах, которые он привозит с этих сессий.

Кто планирует – тот преуспевает

Моя практика показывает, что девять компаний из десяти не имеют никакой стратегии вообще. Приблизительное представление о том, куда все движется, есть только у собственника – и то не в полной мере. А команда, как правило, вообще не понимает, к чему все идет – соответственно, не вкладывается осознанно в развитие компании.

Планированием надо заниматься постоянно, потому что если сегодня компания не имеет четкого стратегического вектора, то завтра она рискует остаться без бизнеса.

Так случилось с пейджинговыми компаниями, которых сейчас просто нет, потому что они вовремя не среагировали на возникновение мобильной связи. Тоже самое произошло с таксопарками – после появления Uber они просто исчезли. Сейчас рынок находится в периоде активного развития и внедрения современных технологий. И если не учитывать это при разработке стратегии, то ваш бизнес очень быстро займет позиции аутсайдера.  Позитивный пример в этом плане – проект ЛитРес издательства «Эксмо». Они просто вовремя смогли понять, в каком направлении будет развиваться книжный рынок и создали самую крупную в России базу электронных книг. Благодаря умению выстраивать бизнес-стратегию и вовремя реагировать на ситуацию, компания сейчас занимает лидирующие позиции на рынке и имеет миллиардные обороты.

Чек-лист по стратегическому планированию

Есть пять ключевых моментов, на которые стоит опираться при стратегическом планировании.

Проанализируйте вашу отрасль;
Спрогнозируйте развитие отрасли по трем основным направлениям: а) анализ ситуации по смежным отраслям; б) изучение международного опыта; в) поиск прорывных инноваций в вашей области;
Определите свое место в будущем;
Сформулируйте, на основе полученных данных, стратегические цели на 3-5 лет;
Создайте под них финансовую модель.

Энергия и драйв вашего бизнеса

Но даже имея представление о ключевых векторах стратегического планирования, собственник не всегда может произвести этот анализ самостоятельно. Потому что за этими пятью пунктами стоит очень серьезная работа, требующая детального изучения бизнес-процессов и колоссального опыта.  

В Марокко, на берегу океана, соберутся ведущие игроки консалтингового рынка и искренне, без всякого снобизма будут консультировать по вопросам развития. Для собственников это уникальная возможность быстро и эффективно решить те задачи, которые они перед собой ставят. Также большую роль здесь играет сама обстановка – общение и возможность обмена опытом с пассионариями, которые двигают наш мир вперед, позволяет почерпнуть энергию и зарядиться новыми идеями.

К тому же стратегия – это еще не все, что нужно для успешного развития бизнеса! Если у руководителя недостаточно энергии, для того, чтобы вдохновить и замотивировать сотрудников, – ничего не получится. 

Драйв собственника – важнее любого стратегического планирования.

Когда у него горят глаза и он способен зарядить свою команду – бизнес будет развиваться. Если драйва в глазах нет, это очень большая проблема, которая зачастую ведет к гибели компании.

Эксперт:

Александр Рагиня – исполнительный директор Synergy Management System, эксперт в области стратегического консалтинга и продаж.

Фото: архивы пресс-служб, Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйДекабрь 2019
Ecosexual