Фото №1 - Конфликты с коллегами: какими они бывают и как их разрешить без потерь

Работать с коллегами бок о бок месяцами, а то и годами, и избегать конфликтов невозможно. Споры и разногласия по рабочим вопросам — явления естественные и вполне разрешимые. В работе нам приходится сталкиваться с самыми разными людьми, и умение вести себя во время конфликтов очень ценно, ведь менять работу из-за характера других не совсем разумно.

Хочу начать с того, что конфликты на работе — это не всегда плохо. Не соглашаться с другим человеком —  нормально, потому что каждый видит истину через призму своего жизненного опыта. Разрешение конфликтов на рабочем месте — задача не только управляющего, но и самих сотрудников. При этом важно знать, что конфликтные ситуации бывают разные, как и способы их решения. Вместе с психологом Ольгой Романив рассмотрим четыре основных вида.

Внутриличностный

В целом к такому типу конфликта коллектив имеет посредственное отношение. Причинами внутренних противоречий могут быть раздирающие изнутри мысли и проблемы одного человека. К ним относится нестабильное финансовое положение, разногласия с партнером, потеря близкого.

Фото №2 - Конфликты с коллегами: какими они бывают и как их разрешить без потерь

Но проблема заключается в том, что человек, имеющий личные сложности, не изолирован от своих своих коллег и, естественно, внутренние противоречия будут иметь и внешние проявления. А это может стать хорошей почвой для зарождения всех остальных видов конфликтов. Если вы заметили, что ваш коллега переживает не лучшие времена в своей жизни, может быть полезно предложить ему помощь и оказать поддержку, чтобы предотвратить серьезные проблемы.

Межличностный

Этот конфликт возникает между двумя людьми — суть его заключается в том, что мнение одной стороны расходится с другой. Причем спорные вопросы не всегда касаются рабочих моментов — послужить толчком к противоборству может выражение, действие, и то, что показалось конфликтующим сторонам важным. К примеру, небрежное отношение к документам, грубое высказывание и многое другое.

Фото №3 - Конфликты с коллегами: какими они бывают и как их разрешить без потерь

Дело в том, что все мы не похожи друг на друга, и есть люди, которые привыкли вести себя совершенно по-другому. Важно не отстаивать свою позицию, а двигаться к оптимальному решению и выигрышу всех сторон. Если нужно спорить, то делать это стоит конструктивно, без оценочных суждений. Важно помнить, что нельзя критиковать саму личность. Нужно оперировать фактами, а если вы не согласны с какой-то идеей, то предлагайте альтернативу и аргументы. Следуйте правилу — «Критикуешь — предлагай» (читайте также: Обратная связь: как правильная критика поможет вам стать успешнее).

Между личностью и группой

Здесь речь идет о том, что часть коллектива недовольна работой одного сотрудника или, наоборот, человек демонстрирует открытую неприязнь к группе своих коллег. Причины могут быть как объективными (невыполнение работы, перекладывание обязанностей на коллег, сплетни), так и лишенными объективности (насмешки коллег над внешностью).

Если вас оскорбляют и задевают замечания коллег, которые не относятся  к рабочим вопросам, постарайтесь пресекать агрессивные выпады. Не позволяйте быть поводом для насмешек, принимайте во внимание только конструктивную критику, от остальных высказываний абстрагируйтесь. Еще одним эффективным способом является предложение поставить себя на место соперника. Просто попросите коллектив и его отдельных сотрудников посмотреть на ситуацию вашими глазами — такая техника часто помогает поставить недоброжелателей на место.

Межгрупповой

Фото №4 - Конфликты с коллегами: какими они бывают и как их разрешить без потерь

Самый масштабный вариант конфликта, когда в противоборство вступают две или несколько групп. Например, группа дизайнеров и бухгалтерия. Причины проблемы могут крыться в неудовлетворенности качеством работы одного отдела, от которого зависит вовремя сданная работа, финансирование проекта и многое другое, что может тормозить весь рабочий процесс.

Разрешить этот вид конфликта способен лишь опытный руководитель, который выслушает претензии и недовольства сторон, придумает пути решения и достижения стабильности в коллективе.

Ольга Романив

Ольга Романив

Семейный психолог.

Фото: Getty Images