Фото №1 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем

Если задуматься, то звучит здорово: все ваши сотрудники работают под одной крышей, в результате чего командная работа не просто процветает, а достигает эффекта синергии. Вам не нужна переговорка для совещаний, разные отделы могут быстро консультироваться друг с другом без лишних телодвижений, а начальство имеет возможность следить за работой своих подчиненных, вместе с тем создавая иллюзию близости к ним. Не говоря уже о том, что содержание таких офисов обходится элементарно дешевле. Демократично, модно, свежо.

И довольно популярно: считается, что в США open space распространен в 70-80% компаний, причем в авангарде здесь стоят такие гиганты как Google, Yahoo, Facebook. В России таких компаний меньше: по данным Исследовательского центра портала Superjob.ru, некоторое время назад их количество составляло 14%. Впрочем, надо думать, что процент этот растет – особенно в крупных городах, где все больше компаний стараются работать по западным образцам.

Фото №2 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем

Однако практика показывает, что то, как опенспейсам удается сплотить коллектив, не идет ни в какое сравнение с тем, какие негативные эмоции они вызывают у работников, вынужденных ютиться в одном месте с десятком других людей, на самом деле. Оказывается, в тех же Штатах тренд на открытые офисы постепенно становится антитрендом, и тому есть весьма веские основания. Рассказываем, какие.

Низкая, а не высокая продуктивность

Ожидание. В офисах открытого типа легче строить коммуникацию между коллегами и начальством, следовательно, продуктивность будет выше.

Реальность. Мультизадачность – талант особый, и, вопреки распространенному мнению, далеко не каждый способен его освоить. На деле же, трудясь в офисах, где вас, по сути, может отвлечь любой разговор коллеги или чей-то чужой телефонный звонок, вы можете потерять до 20 минут рабочего времени в день. По данным соцопросов, невозможность сосредоточиться и постоянный шум – это основные пункты, на которые жалуются работники опенспейсов. «Производительность в офисах открытого типа втрое меньше той производительности, которую можно достичь, находясь в бесшумном помещении», – считает Джулиан Трежер, автор книги «Sound business: how to use sound to grow profits and brand value». В результате, чтобы завершить все дела, зачастую ваши сотрудники будут вынуждены оставаться в офисе допоздна или же забирать работу домой.

Фото №3 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем

Другая опасность – типы офисов, при которых у каждого сотрудника нет конкретно закрепленного за ним рабочего места: каждый день он выбирает себе новый компьютер и перекладывает на новое место все нужные ему бумаги, оборудование и так далее. В этом случае косвенно может пострадать и наша вовлеченность в работу: отсутствие систематизации рабочего плана даст дополнительную нагрузку на мозг, которому подсознательно придется потратить какое-то время на адаптацию к новым условиям.

Стагнация, а не развитие

Ожидание. Частое общение внутри открытого пространства приведет к возникновению большего количества креативных идей.

Фото №4 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем

Реальность. К сожалению или к счастью, даже профессиональные специалисты – это тоже люди, и даже их можно легко отвлечь разговорами не по рабочим вопросам. Адепты open space полагают, что любая коммуникация в открытых офисах будет неизменно приводить к новому мозговому штурму, в результате которого у сотрудников могут родиться нестандартные бизнес-решения. Однако многие забывают при этом, что, как правило, оригинальные идеи редко приходят в голову спонтанно и за рядовой беседой. Чаще всего менеджерам приходится созывать целое совещание, к которому каждый обязан хорошо подготовиться и которое будет требовать максимальной концентрации. Условия открытого пространства приведут только к неформальным разговорам и, как следствие, потере рабочего времени (читайте: «7 способов сделать рабочие совещания максимально эффективными»).

Раздражительность, а не сплоченность

Ожидание. Помещенные в один кабинет, сотрудники будут больше общаться друг с другом, а, значит, коллектив будет дружнее и крепче.

Реальность. Многим людям просто необходимо соблюдение личных границ, которое в офисах открытого типа невозможно по определению. Согласно исследованию профессора психологии Манчестерского университета Кари Купера, около 74% британских работников раздражает тот факт, что любой их коллега (а то и начальник) может беспрепятственно посмотреть в их мониторы или же проследить, чем они заняты. В результате некоторые работники будут стремиться сымитировать занятость, что, конечно же, никоим образом не отразится на благосостоянии компании (читайте также: «Ролевые офисные игры: кто вы для своих коллег (и как вы выглядите на самом деле)»).

Фото №5 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем

Доктор Рейчел Моррисон из Оклендского технологического университета на основе опроса 1000 работающих австралийцев делает вывод, что офисы открытого типа, скорее, способствуют пассивности сотрудников: со временем они перестают согласовывать свои решения друг с другом, перестают друг другу доверять и элементарно устают от компании своих коллег. Исследователь также установила, что дружеские отношения между коллегами, работающими в открытом офисе, оказываются куда менее крепкими, чем даже у тех людей, которые большую часть рабочего времени проводят дома или в дороге.

Еще один важный момент – физические условия. Температура в помещении и вытекающая из нее «битва за кондиционер», освещение, шум и расположение рабочих столов, – удивительным образом в помещении, где не предполагается никаких границ, люди чувствуют себя куда более отчужденными и раздраженными, не испытывая никакой потребности в продуктивном общении.

Стратегия по выживанию

Тем не менее, несмотря на очевидные недостатки опенспейсов, многие начальники все еще считают, что такая организация помещения дает неоспоримое преимущество – контроль. «Мне нравится, что я всегда в курсе того, на каком этапе находятся все наши проекты», – рассказывает изданию The Boston Globe Фейт Марабелла, CEO компании Wellesley Design Consultants. Социологи и специалисты по дизайну же отмечают, что в ближайшее время офисы открытого типа еще будут распространены, а значит, придется осваивать хаки, которые помогут максимально эффективно построить свою работу в таких пространствах.

Фото №6 - Корпоративное общежитие: почему офисы открытого типа подходят не всем
  1. Наушники. «Если вам приходится работать в таких пространствах, носите с собой наушники и слушайте записи типа пения птиц, – советует Джулиан Трежер со сцены Ted. – Наденьте их, и ваша производительность снова повысится до вашей нормы».
  2. Группируйтесь в команды. Идеальный вариант – если вы сидите в кабинете с одним или двумя коллегами, однако если это невозможно, постарайтесь разграничить опенспейс на секторы, где в каждом будут располагаться сотрудники одного отдела.
  3. Приватизируйте рабочее место. Создайте четкую и позитивную «связь» с тем местом, за которым вы работаете. Это может быть, что угодно: портрет ребенка, небольшое растение, стопка стикеров любимого цвета, мудборд. Важно сделать так, чтобы ваш рабочий стол заменил вам отдельный кабинет, где все устроено по вашему вкусу и запросам.
  4. Переключайтесь. Уровень стресса сотрудников, работающих в условиях open space, выше, чем у тех, кто работает в отдельном кабинете, так что ваша задача – хотя бы иногда выходить из офиса. Небольшая гимнастика, прогулка, обеденный перерыв или поход в комнату отдыха (если таковая имеется), – не пренебрегайте этими возможностями «разгрузить» свою нервную систему, чтобы она неожиданно не дала сбой.

Фото: Getty Images