Метод Big Rocks: как правильно ставить цели, чтобы всегда их достигать

Об этом по просьбе Marie Claire рассказывает Маргарита Былинина — основатель «Академии Диджитал Маркетинга» и маркетолог с 10-летним опытом.

Один из действенных способов постановки целей, которому обучают в Стэнфордском университете, метод Big Rocks. Суть в следующем: есть ведро, большие камни, галька и песок. Ведро — это ваша жизнь (или проект, если речь идет о карьере), большие камни — главные цели, галька — задачи, а песок — незначительные дела. 

Если засыпать песок и гальку первыми, на большие камни просто не хватит места. Так же и в жизни: люди тратят много времени на мелочи (галька и песок) вместо того, чтобы вкладывать ресурс в главные цели (камни).

Когда вы пишете список из 100 пунктов, где рядом с увеличением прибыли в проекте гордо шествует сумочка Dior, то ресурс расходуется неразумно. Материальные вещи: поездка на Мальдивы, новый iPhone — это не камни (цели), а песок. Мелкие дела, которые требуют от вас двух-трех действий, например: взять деньги — пойти — купить.

Так работают многие предприниматели: засыпаются «песком» и тратят много усилий, а главные цели не реализуют. Но ведь ресурс, особенно время, ограничен. Поэтому чтобы быстро достигать результата, нужно переключить внимание на большие камни.

Цель и мечта: ищем отличия

Допустим, с целями все понятно. Но как быть с мечтами? Ведь если мы будем только мечтать, то рискуем остаться на том же месте и не сдвинуться ни на миллиметр.

Метод Big Rocks: как правильно ставить цели, чтобы всегда их достигать

Давайте разберем на примере Маргариты. Четыре года назад они с мужем приехали на Бали и влюбились в этот остров. Перед глазами сразу встал собственный дом с бассейном и пальмами, куда можно уехать на зимовку.

Потом пара подумала: а что, если построить его? В голову сразу полезли мысли: «Да мы никогда ничего не строили», «Страна чужая, мало ли что», «Дом на другом краю планеты — зачем так далеко?» К тому же, все свободные деньги были в проекте — невозможно было выделить сумму даже на землю.

В тот момент зимовка на Бали была недоступна: супруги не знали, где найти деньги, и как реализовать этот план. Поэтому дом оставался мечтой.

Если разобрать этот пример на основные части, то мы увидим следующее:

  • Мечта: зимовать на Бали в красивом доме;

  • Цель: построить дом;

  • Задачи: заработать на землю и дом, купить землю, найти архитектора и строителей, контролировать стройку.

Чтобы добиться желаемого, разделите каждую задачу на подзадачи. Например, первый пункт: заработать денег на землю. Для этого вам нужно: продать свои продукты/услуги на Х миллионов рублей.

Как вы можете это сделать? Распишите шаги:

  • Запланировать продажи и продумать подходящие схемы;

  • Упаковать продукт под целевую аудиторию;

  • Сделать прогрев и донести ценность;

  • Упаковать контент в смыслы;
    Прописать сторис, эфиры и посты;

  • Продать.

По такому же принципу разбейте остальные задачи. 

Через две недели продаж Маргарита с мужем заработали всю сумму на землю и подписали договор на участок. На дом накопили также: через планирование и системные продажи.

Из этого можно сделать вывод: достигать финансовых целей можно только системно. Иначе — режим «белка в колесе», хаос и выгорание (читайте также: «Работа в радость: четыре хака, которые помогут избежать профессионального выгорания»).

Метод Big Rocks: как правильно ставить цели, чтобы всегда их достигать

Как не надо ставить цели: распространенные ошибки

 1. Путать цель с мечтой. Мечта — то, на что сейчас не хватает ресурсов, и вы не знаете, как это осуществить. Цель — то, что можно разбить на задачи, задачи в свою очередь, расставить в план на год/месяц/день и начать действовать.

Решение: из каждой мечты выделить цели и расписать по ним задачи. Если сейчас конечный отрезок пути неясен, не страшно: он прояснится в будущем, после того как вы получите первые результаты.

2. Ставить 100 целей на год. Это как раз то, о чем мы говорили выше — когда в одном списке и рост прибыли, и поездка на Мальдивы.

В итоге вы собираете в одном месте и мечты, и цели, и «хотелки», путаете простую задачу (которую можно выполнить за несколько часов или недель) с крупной целью и не достигаете результата.

Решение: разделять списки — на год ставить 5-10 масштабных целей и разбивать их на задачи, а «хотелки» и мелкие дела включать в ежедневное расписание.

3. Неправильный порядок задач / неподходящие задачи. Например, вы поставили цель: вернуться в форму после родов и скинуть пять килограмм. Эта цель включает в себя следующие задачи:

  • Похудеть: в это время активно включать кардио и йогу;

  • Заняться силовыми тренировками: сделать тело рельефным и выносливым.

Можно сразу начать качать пресс или сесть на жесткую диету. Но этого делать категорически нельзя, потому что организм еще не восстановился. В итоге, результат, конечно, можно получить, но ценой испорченного здоровья.

Поэтому когда мы не понимаем, как правильно и в каком порядке выполнять задачи, то легко можем навредить себе, не прийти к цели или сделать это с большими потерями (читайте также: «To Do This: как составить список задач, который поможет вам не распыляться по мелочам»).

Как достигать целей по методу Big Rocks: два главных совета

Метод Big Rocks: как правильно ставить цели, чтобы всегда их достигать

1. Определить область незнания. Проверьте, в каких аспектах вы сомневаетесь. Например: чтобы увеличить прибыль в два раза, нужно определить целевую аудиторию своего продукта. Вы никогда этого не делали и понятия не имеете,  с чего начать.

Выпишите пункты в отдельный список: так вы будете понимать, что необходимо изучить для целостной картины. В карьере/бизнесе это особенно актуально, потому что при неправильном подходе можно потерять деньги и время.

2. Научиться. Другими словами: освоить все пункты получившегося списка. Проще всего довериться профессионалу и заплатить за опыт.

Конечно, вы можете попробовать самостоятельно, но потребуется много времени, ценность которого невосполнима. Поэтому проще обратиться за консультацией и получить опыт этого специалиста лично для себя.

Лучшая стратегия: платить профессионалам и сокращать области незнания, чтобы достигать своих целей.

Маргарита Былинина
Маргарита Былинина

Предприниматель, маркетолог, глава «Академии диджитал маркетинга».

Фото: Adobe Stock