Новые правила: как найти работу во время кризиса

Сложные кризисные периоды известны не только волнами сокращений в ряде отраслей, но еще и временем, когда на рынке труда начинается настоящая охота за талантами — теми, кто может в короткие сроки достичь выдающихся результатов, провести необходимые изменения и поддержать долгосрочные бизнес проекты. Вместе с Ольгой Орел, директором по работе с персоналом AB InBev Efes, разбираемся, как стать востребованным кандидатом, и на какие качества теперь обращают внимание рекрутеры.

Поиск новой работы в любое время является непростой и энергозатратной задачей, которая требует не только качественной подготовки всех необходимых материалов (резюме, сопроводительные письма), но и правильного психологического настроя, позитивного мышления, сформированной мечты относительно желаемой должности, компании, уровня дохода.

Если вы просматриваете вакансии с панической мыслью в голове: «Как же мне найти хорошую работу в кризис?», то с большой долей вероятности найдете не то, что хотелось бы, либо столкнетесь с долгим мучительным поиском, дополнительными переживаниями, стрессом, потерей веры в себя.

Даже если вы лишились работы вследствие непредвиденного увольнения — это не повод впадать в депрессию. Конечно, потеря работы, тем более в кризис, — это серьезный вызов для любого специалиста. Легко давать рекомендации о том, что позитивное мышление, оптимизм и вера в себя — это залог успеха, когда в жизни все стабильно и налажено. Но именно эта рекомендация является ключевой для успешного поиска нового места работы. Время перемен — это всегда еще и новые возможности для личного и карьерного развития, построения долгосрочных планов и ответа на главный вопрос: «Чего я хочу на самом деле?».

Ищите работу не «в кризис», «срочно», «временно», а по своему призванию и надолго.

С чего начать поиск работы?

Новые правила: как найти работу во время кризиса

Немногие задумываются о том, что первым шагом на пути к успешному поиску новой работы является бесконфликтное расставание с текущим работодателем. Как правило, рекрутеры и менеджеры по работе с персоналом имеют широкий круг общения в профессиональной среде и готовы рекомендовать бывших сотрудников, которые выстроили хорошие взаимоотношения в коллективе и добросовестно выполняли свои обязанности. Не упускайте такую возможность и всегда расставайтесь с работодателем достойно (читайте также: «Учимся увольняться правильно»).

Резюме и сопроводительные письма

В интернете вы, безусловно, найдете множество советов, как правильно подготовиться к собеседованию. Грамотно и лаконично составленное резюме все еще не потеряло свою актуальность. Однако, нацеленность прогрессивных компаний на обеспечение социокультурного многообразия коллектива и попытка исключить предрассудки о кандидате (например, чем лучше образование, тем лучше сотрудник будет выполнять свои обязанности; большой опыт работы гарантирует качественный результат и др.) снижает значимость резюме для работодателей. На первый план выходят навыки самопрезентации, четкого, структурированного изложения темы и знания в той сфере, в которой вы позиционируете себя как профессионал. Именно по ним вас и будут оценивать.

С сопроводительным письмом ситуация другая: писать его нужно, поскольку это часть вашей самопрезентации. Совет далеко не новый, но отсутствие сопроводительного письма, равно как и непродуманный текст — все еще одна из самых распространенных ошибок при отправке резюме. Помните: шаблонные письма видно сразу. Всегда пишите личное письмо для каждого работодателя, укажите те ценности, которые разделяете или те инициативы, которые вас вдохновляют. Это покажет, что вы целенаправленно стремитесь работать именно в этой компании.

Не упустите шанс задать вопрос во время собеседования

Это всегда один из самых слабых моментов у соискателей. На предложение задать вопросы обычно говорят: «Мне уже все понятно», либо спрашивают что-то формально. Очень зря: вопрос работодателю — это последний шанс исправить впечатление о себе, если что-то пошло не так. То, насколько точно вы сформулируете вопрос, касающийся вашей сферы деятельности или интересного проекта компании, покажет вашу заинтересованность и проделанную на «отлично» домашнюю работу.

Новые правила: как найти работу во время кризиса

Ответственно ведите свои социальные сети

Социальные сети уже довольно давно стали инструментом сбора информации о кандидатах для рекрутеров. В период пандемии и удаленной работы профиль будущего работника в социальных сетях стал вызывать еще больший интерес. Работодатель может с легкостью оценить как соискатель «проживает» сложный кризисный период, какой информацией он делится и то, какой реакцией ее сопровождает. Такие вещи скажут о человеке куда больше, чем отраженные в резюме «стрессоустойчивость», «готовность к изменениям» и «позитивный настрой».

Соцсети легко помогают составить психологический портрет человека, понять, что его волнует и даже оценить круг его общения. Поэтому совет тут может быть только один: ведите соцсети так, чтобы вам впоследствии не пришлось оправдываться за свои публикации и комментарии, а если высказываете свое мнение на неоднозначные темы, то лучше ограничивайте доступ к просмотру страницы незнакомым людям.

Проинтервьюируйте рекрутера

Поскорее забыть о неудачном интервью — еще одна очень частая ошибка соискателя, которая не позволяет быстро найти желаемую работу. Обычно, когда рекрутер перезванивает соискателям с отказом, все стремятся побыстрее закончить разговор. Не кладите трубку, используйте этот шанс! Соберите как можно более полную обратную связь. Задайте вопросы о том, что стало решающим при выборе кандидата, какие качества и квалификации — ключевые для этого работодателя в кризисное время, на что он обращает внимание, а что сейчас не так важно.

Не стесняйтесь открыто уточнять, что вы сделали не так, чего вам не хватило. В ответ вы можете услышать много полезных советов, которые помогут вам при прохождении последующих интервью (читайте также: «Как одеться на собеседование, чтобы получить работу мечты»).

Продемонстрируйте свои soft skills

Новые правила: как найти работу во время кризиса

Эмоциональный интеллект, готовность к изменениям, способность создавать вокруг себя атмосферу доверия и вовлеченности, открытость к новым идеям и обмену мнениями (все то, что входит в понятие soft skills) безусловно, и в обычное время является конкурентным преимуществом соискателя. Однако сейчас наличие у кандидата этих компетенций наряду с профессиональными навыками (так называемые hard skills) для ряда специальностей стало просто обязательным.

Кризис — это всегда перемены и неопределенность, к которым не все готовы, поэтому развитые soft skills — как раз те качества, которые позволят сохранить здоровую рабочую атмосферу и оптимизм в непростой период.

Самое главное в поиске работы — это позитивный настрой и отсутствие страха неудачи. Кризис — прекрасное время, чтобы, наконец, заняться тем, что вам по душе, освоить новую специальность или начать карьеру в компании мечты. И, возможно, именно это время вы будете вспоминать как важный период в вашей жизни, который помог вам измениться, получить новые знания, стать профессиональнее и успешнее.

Фото: Getty Images