Пустые слова: 7 признаков, что онлайн-курсы не стоят ваших денег (даже если они очень популярны)

Все онлайн-образование — это и есть информационный контент. В период пандемии даже общеобразовательные школы и многие институты перешли на дистанционную форму обучения, поэтому обесценивать всю индустрию, значит отрезать от себя важную часть жизни.

Сам термин «инфоцыганство» в принципе некорректный, потому что он бросает тень не только на экспертов, но и на целое этническое население. Нельзя однозначно называть плохими или клеймить цыган, как и нельзя однозначно сказать о том, что все курсы — некачественные. На что обратить внимание в выборе нового обучения и как инвестировать в навыки, рассказал Юрий Мурадян — преподаватель и основатель «Академии профессионального коучинга 5 Prism».

«Я не знаю, у кого покупаю»

За любым инфопродуктом стоит личность. На тренинге у известного автора книг вы можете оказаться полностью разочарованы его живым выступлением. Прекрасный автор не равно прекрасный спикер. Человек не обязан быть хорош во всем. Если он хорошо поет, не значит, что способен научить вас петь. Не каждый Олимпийский чемпион способен стать тренером. И не каждый тренер способен стать Олимпийским чемпионом. Вы можете быть очарованы масштабом личности и за этим будет следовать ожидание, что он обладает навыками преподавания, но не факт. Обращайте внимание на компетенции эксперта — способен он обучить или нет.

Пустые слова: 7 признаков, что онлайн-курсы не стоят ваших денег (даже если они очень популярны)

Обещать — не значит учиться

Очень легко поверить в обещание, что после курса вы станете миллионером и очень сложно захотеть проработать установки, создать финансовый план и научиться считать деньги. Часто обычные инфопродукты продают именно через большое обещание. Поэтому так часто становятся бестселлерами книги о том, как разбогатеть или похудеть за 7 дней. Но на самом деле может принести результат как раз практическое обучение, в основе которого не обещания, а формирование устойчивых навыков (читайте также: «Иллюзия успеха: почему люди отдают последние деньги за тренинги личностного роста»).

Не просто стать миллионером за четыре вебинара. Но можно стать финансово грамотным, если информация будет структурированной и применимой на практике. Если вам обещают, что вы станете гениальным стрелком, важно что с вами будут делать — рассказывать, как стать гениальным стрелком или учить стрелять.

Обратная связь и профессиональная поддержка

Многие продукты выстраиваются без качественной обратной связи. Задача куратора не просто принять домашнее задание, а проконтролировать, что вы усвоили навыки на практике и направить. Выигрывают те инфопродукты, создатели которых готовы потерять в количестве, но сохранить качество.

Посмотрите на курс, который вы хотите купить. Кураторы — это ученики прошлых потоков или профессионалы? Профессиональная обратная связь — это сердце любого курса. Сложно научиться водить автомобиль без обратной связи инструктора.

Пустые слова: 7 признаков, что онлайн-курсы не стоят ваших денег (даже если они очень популярны)

Завышенные ожидания уводят в состояние фрустрации

Если на курсе обучаются 10 000 человек, по закону больших чисел у сотни из них будут феноменальные результаты. Значит ли, что такой же результат будет у вас? Нет. Результаты учеников бывают вопреки, а не потому что. Какая бы не была методология, очень много зависит именно от того, как сам человек освоит навыки.

Сами потребители из-за своей неосознанности покупают именно сверхрезультат, отсюда и формируется конверсия маркетологов на продажи после прогревов и дожима. Обращайте внимание — вами манипулируют при продаже курса или дают возможность спокойно выбрать и самостоятельно решить (читайте также: «Как нами манипулируют каждый день»).

Курсы решения проблем или курсы формирования навыков. Серьезное образование — это про навыки. Как быть профессиональным психологом, коучем, копирайтером. Это инструменты — искать информацию, заниматься фактчекингом, писать.

Курс для всех — это возможность столкнуться с общей информацией

Универсальные специалисты становятся все менее интересны. Специализация — это фундамент любого инфопродукта. Если вы пишете тексты, то для кого вы их пишете. Если вы коуч, то с кем работаете — с теми, кто строит бизнес или отношения в семье. В хорошем инфопродукте должно быть несколько ступеней. Нельзя стать методологом, нутрициологом, маркетологом за один месяц. Человеку просто в это поверить, чтобы купить, но это чаще иллюзия, чем правда. Обязательно смотрите, как построена система обучения.

Даже если на курс по коучингу приходит бизнес-тренер с 20-ти летним стажем, осваивает базу, коучинг не равно бизнес консультация или менторство. Потому что у человека есть опыт, но могут отсутствовать специфические навыки необходимые, чтобы быть профи в коучинге — активное слушание, принцип недирективности и многие другие. Хорошая база — это залог профессионального роста студента. Если вам предлагают курс по психосоматике, где нет базы — вы не сможете стать хорошим специалистом. Будущий школьный учитель математики учит не только математику, но и основы, которые помогут ему внедрить свои знания в учебный процесс и донести знания до детей.

Пустые слова: 7 признаков, что онлайн-курсы не стоят ваших денег (даже если они очень популярны)

Сколько длится обучающий процесс

Некоторые курсы так перегружены информацией, что вы выходите не с результатом, а с чувством, что информации слишком много и вы не знаете, как ее применить. Важно не то, сколько часов прослушаете, а какая логика курса, то есть методология. И насколько вы видите эффективность обучения после каждого вебинара и практики.

Нет твердых кейсов — нет результатов

Отзывы «помогают» нам совершить импульсивную покупку. Эмпатичные люди видят чужие эмоции и испытывают похожие чувства. Но то, что кто-то в восторге от спикера, уроков и атмосферы еще не значит, что вы тоже будете удовлетворены. Поэтому в первую очередь обращайте внимание на твердые кейсы. Что было в начале обучения? Какой результат получил выпускник. И даже это не гарантирует, что вы сможете пройти его путь. Потому что многое зависит от вашей ответственности за результат и еще множества других факторов.

Большинство современных тренингов мотивационные — встань и делай. Обычно результат дает работа в партнерстве с наставником, который покажет куда встать и что делать. Именно так вы тренируете навык. Если вы хотите научиться, выбирайте навыковый курс. Если вдохновиться — мотивационный. Оба варианта хорошие, если вы выбираете тот, который сейчас по вашим ощущениям наиболее комфортный.

Юрий Мурадян

Топ-5 бизнес-коуч России, ведущий преподаватель и основатель Академии профессионального коучинга «5 Prism».

5prism.ru/

Фото: Adobe Stock