Чтобы определить общий предпринимательский климат в России Veuve Clicquot и Market Probe International провели опрос, в котором приняли участие 2054 человека — 1079 женщин и 975 мужчин. В ходе исследования выяснилось, что по сравнению с другими странами в нашем государстве наблюдается наибольший процент желающих заниматься предпринимательской деятельностью (76% среди женщин и 79% среди мужчин). В качестве мотивации ведения собственного бизнеса большинство участников опроса выделили возможность продвигать собственные ценности и убеждения (59% и 62%). А вот наименее важным фактором стала возможность приносить пользу обществу. Этот вариант ответа выбрали только 4% женщин и 7% мужчин.
Что касается специализации, то женщины чаще всего выбирают сферы розничной торговли, красоты, образования, дизайна и искусства. Мужчины же отдают предпочтение сферам IT, персональных услуг, строительства, архитектуры, производства, транспорта и складов.
Исследование также показало, что в России уровень дохода и образования у предпринимателей выше, чем у тех, кто занимается другой деятельностью — 64% предпринимательниц и 72% предпринимателей имеют ежемесячный доход более 100 000 рублей, более 75% опрошенных обоих полов имеют высшее образование.
Впрочем, не обошлось и без гендерных стереотипов: 82% женщин и 72% мужчин (средний показатель в других странах — 70% и 55%) уверены в том, что женщинам гораздо сложнее совмещать профессиональную деятельность и семейную жизнь. Также в российском бизнес-сообществе распространено убеждение, что женщинам для успеха необходимо менять свое поведение, культивируя в себе мужские черты характера, чтобы в коллективе их воспринимали всерьез.
Как же преодолевают эти барьеры современные предпринимательницы? 88% из них признались, что вдохновляются историями успеха других женщин. Однако больше половины (58%) затрудняются привести конкретные примеры своих наставников или ролевых моделей.
Стоит отметить, что 70% опрошенных предпринимательниц согласны с утверждением о том, что они чаще, чем мужчины, подвергаются критике со стороны сотрудников и других бизнесменов. Кроме того, в России выявлен наибольший процент людей, считающих, что бизнесвумен следует внимательнее выбирать одежду, чтобы избежать осуждения. В этом уверены 75% женщин и 63% мужчин, в то время как средний показатель в других странах — 62% и 48%.
Дом Veuve Clicquot планирует и дальше отслеживать динамику развития женского предпринимательства в мире, проводя аналогичное исследование каждые два года.
Фото: архивы пресс-служб