Дурная репутация: 5 способов восстановить положительный имидж на работе

Если коллеги не упускают возможности позлословить, критикуют каждый шаг и распускают ложные факты, улыбаясь вам в глаза, от них нужно держаться подальше. По статистике, из-за конфликтов на работе увольняется каждый восьмой сотрудник. Но как быть, если грязные разговоры ударили по репутации в коллективе, а общения со сплетниками не избежать? Рассказывает кандидат психологических наук Валерий Гут.

Ученые Меган Роббинс и Александр Каран из Калифорнийского университета выяснили, что все так или иначе обсуждают других людей и их поступки. В среднем, на сплетни отводится по 52 минуты в день. К тому же, мужчины сплетничают ничуть не меньше женщин. Перемывать косточки начальнику, коллегам или мужьям, пусть и у них за спиной, — вроде бы невинное занятие. Так мы сближаемся с людьми, выстраиваем связи в новом рабочем коллективе, удовлетворяем свое любопытство.

Но сплетни — это не столько личное мнение человека, сколько вольная интерпретация фактов, причем не всегда безобидная. Злые языки часто умышленно распространяют ложную информацию, клевещут и оговаривают других. Это легко может разрушить жизнь того, кто стал жертвой слухов.

Так произошло с главным героем фильма «Охота». Мягкий, добродушный Лукас — воспитатель в детском саду. Он борется с одиночеством и бывшей женой за опеку над сыном. Постепенно жизнь начинает налаживаться, но невинная ложь маленькой воспитанницы, влюбленной во взрослого мужчину, делает его изгоем в обществе. Несмотря на то, что суд признал героя невиновным, вернуть честное имя ему не удается — люди продолжают мстить.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут справиться с негативными последствиями, связанными со слухами или клеветой.

Примите ситуацию

В жизни часто все идет не по плану — появляются новые сложности, напряженные дни и чересчур болтливые люди. Только от нас зависит то, как мы реагируем на непредвиденные обстоятельства: зацикливаемся на плохом, отчаиваемся или рассматриваем превратности судьбы как возможности для личностного роста.

Дурная репутация: 5 способов восстановить положительный имидж на работе

Когда окружающие верят в ложь, это ранит особенно больно. В такие моменты человек становится уязвимым — чувствует растерянность, гнев и собственное бессилие против сплетников. Для того, чтобы пережить стрессовую ситуацию, нужно уметь гибко реагировать на перемены. За это отвечает базовое свойство психики — адаптивность. Чем лучше оно развито, тем быстрее мы принимаем ситуацию, как неотвратимую, и создаем новые стратегии поведения (читайте также7 поступков, которые разрушат вашу репутацию на работе).

Как помочь себе принять ситуацию?

Первое, что нужно сделать, — восстановить способность рационально мыслить. Ясный ум поможет принять верное решение и найти наиболее безопасный выход из ситуации. К тому же обидчик останется без повода позлорадствовать, если удержать эмоции под контролем.

Можно воспользоваться упражнениями из дыхательной гимнастики. Они наиболее эффективны в борьбе со стрессом в моменте, как показали исследования ученых из Стэнфордского университета. Сделайте глубокий вдох через нос в течение четырех секунд, затем задержите дыхание на семь секунд и медленно выдыхайте. Повторите 4-5 раз, пока не почувствуете расслабление.

Не стоит призывать коллектив к справедливости и требовать обидчика предоставить доказательства — это ни к чему не приведет. Так же как бросаться на сплетника с кулаками. Попробуйте взглянуть на ситуацию с точки зрения Бальзака, который заметил, что клевета равнодушна к ничтожествам. Как бы трудно ни было, примите тот факт, что вы — яркая личность, а злые языки вам, вероятнее всего, завидуют (читайте также5 стадий принятия неизбежного: на какой вы сейчас и как пройти их без потерь).

Соберите факты

Если хочется досконально разобраться в ситуации, найти доказательства сплетен или клеветы (аудио–, видео–, фото– и текстовые сообщения в переписках), можно быстро и с минимальными потерями найти оптимальное решение конфликта.

Так, эксперт по управлению репутацией Лида Ситроен приводит пример из своей практики. Над одной из ее клиенток несколько лет коллеги насмехались, распускали слухи о личной жизни и нарочно не звали на важные совещания. Начальство игнорировало факт издевательств и советовало женщине поработать над уверенностью в себе. Не выдержав пыток, она уволилась и устроилась в другую компанию, гораздо меньшего уровня. Карьерная история девушки выглядела крайне непривлекательно для работодателя из-за неприятного случая, поэтому ей пришлось собрать доказательства своей невиновности, чтобы восстановить репутацию.

Выберите тактику

Необходимо взвесить все за и против, прежде чем делать что-либо. Подумайте, как лучше для вас поступить в конкретной ситуации: промолчать или действовать решительно. В обоих случаях главное не оправдываться («Это была не я», «Вы не так поняли»), потому как обидчик только этого и ждет. Ему нужен партнер по шоу, сценарий которого давно написан. Согласиться в нем участвовать — значит обеспечить сплетника желанной порцией адреналина.

Дурная репутация: 5 способов восстановить положительный имидж на работе

В некоторых случаях нужно действовать на опережение и первыми рассказать о ситуации, которая может стать предметом для ненужных разговоров. Тем самым заблокировать развитие фантазии у коллег (читайте такжеХороший пиар: 4 рабочие сплетни, которые сыграют вам на руку (и даже помогут в карьере)).

Если вас прилюдно обвиняют в том, что вы не совершали, важно выслушать оппонента до конца. Можно представить стеклянную стену между вами и обидчиком или мысленно окатить его ведром холодной воды, и только затем перевести диалог в конструктивный. Необходимо привести аргументы в свою защиту максимально ровным, спокойным голосом. Не рекомендуется отвечать на оскорбления, лучше предложить перенести разговор на другое время.

Найдите союзников

Бороться со сплетником в одиночку не стоит. Люди редко способны самостоятельно пережить тяжелые эмоциональные ситуации, поэтому важно поделиться чувствами с близкими, друзьями, коллегами, которым доверяете, или обратиться к специалисту. В особо трудных случаях восстановить честное имя поможет закон о клевете. Можно написать заявление в полицию, а если виновник отказывается мирно решить вопрос — обратиться в суд (читайте также: Как распознать энергетического вампира и не стать его жертвой).

В своей книге «Токсичные люди» психолог Шахида Араби пишет, что клеветники изначально очень обаятельные люди и чаще всего получают поддержку общества. Их можно поделить на два типа: демократичные и агрессивные психопаты. Если первые боятся разоблачения и, скорее всего, отступят в случае опасности, то вторые — готовы мстить до последнего. Прежде чем вступать с ними в схватку один на один, важно заручиться поддержкой окружения.

Дурная репутация: 5 способов восстановить положительный имидж на работе

Развивайте эмоциональный интеллект

Для того, чтобы построить карьеру, нужно развивать не только профессиональные навыки, но и социально-психологические. Например, коммуникабельность, эмпатию, умение поддержать разговор, критическое мышление. Понимая, какие чувства, намерения и желания движут коллегами в их словах и поступках, можно предотвратить конфликтные ситуации, либо сгладить их последствия Это напрямую связано с уровнем эмоционального интеллекта (EQ): чем он выше, тем лучше мы находим общий язык с окружающими, контролируем собственные эмоции, меньше поддаемся стрессу, адаптируемся к новым обстоятельствам (читайте также: Тест: проверьте уровень своего интеллекта — насколько высок ваш IQ?).

Так, в кинофильме «Стажер» сотрудники поначалу скептически относятся к главному герою, семидесятилетнему пенсионеру, который пришел устраиваться на работу в интернет-магазин модной одежды стажером. Он толком не разбирается в сотовых телефонах и соцсетях, что уж говорить о современной моде и онлайн-продажах. Однако благодаря развитому эмоциональному интеллекту и эмпатии, Бен Уиттакер не просто находит общий язык с коллегами, но еще и деликатно и ненавязчиво помогает разобраться в непростых личных вопросах основательницы компании. А его умение видеть истинные потребности человека оказывается полезным и для коллектива, и для бизнеса.

Когда мы учимся строить отношения с людьми, которые нам совсем не нравятся, мы растем, как личность. Кроме этого, непрерывно развивая свой профессионализм и гибкие навыки, можно стать менее уязвимыми к сплетням, вести за собой людей и сформировать желаемую репутацию (читайте также: Как правильно реагировать на критику).

Валерий Гут

Кандидат психологических наук, разработчик концепции адаптивного интеллекта

Сайт

Фото: кадры из сериала «Форс-мажоры»