Японский метод управления людьми: как заставить окружающих делать то, что вам нужно

Система управления людьми в разных странах отражает их исторические особенности, культуру, менталитет, а также социально-политический уклад в стране. Примечательно, что европейские и американские методы руководства людьми, к которым привыкли и россияне, сильно отличаются от японских принципов. В 50–60-е годы XX века Япония пережила экономический бум, что также повлияло на японский менеджмент и повысило его стандарты. В целом на протяжении всей истории в Японии постоянно развивались методики управления, руководители активно заимствовали зарубежные практики и перерабатывали их в соответствии с национальными традициями и особенностями.

Отличия японского подхода от западного

Человеческий потенциал — на максимум

Ключевое отличие японской модели менеджмента заключается в том, что главный предмет управления — это трудовые ресурсы, то есть сами люди. Руководство воздействует именно на них для того, чтобы повысить производительность труда. В Европе и Америке же главная цель менеджмента — это получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

Коллективная ответственность

Еще одно различие в управлении — это организационная структура: если в США, например, это «иерархическая» система управления, то есть каждый сотрудник имеет ограниченное количество обязанностей, а контроль над их выполнением осуществляет вышестоящее лицо, то в Японии ответственность «всеобщая» — за важные решения отвечает персонал в целом.

«Культура стыда»

С этой своего рода «коллективной ответственностью» тесно связана японская «культура стыда». В деловых отношениях она проявляется в том, что некачественная работа считается позорной. Японцы часто боятся превратиться в изгоев и навлечь на себя осуждение от окружающих. Конечно, люди в целом имеют склонность чувствовать стыд и чувство вины, однако в тех или иных обществах это более распространено как, например, в Японии.

Японский метод управления людьми: как заставить окружающих делать то, что вам нужно

Одна из главных особенностей японского менеджмента — отношение к людям. Его основу составляют уважение к человеку, четко сформулированная идеология и миссия компании, которая вдохновляет персонал и дает ему надежду, а также постоянное улучшение условий работы сотрудников.

Принципы японского менеджмента

Есть несколько японских принципов менеджмента, которые могут показаться странными для людей, выросших под влиянием европейской культуры.

Система пожизненного найма

Это одна из самых интересных особенностей системы управления людьми в Японии. Обычно она действует следующим образом: каждый год компания набирает на испытательный срок определенное количество выпускников университетов, далее при успешном прохождении стажировки сотрудник продолжает работать в этой фирме до достижения пенсионного возраста. На протяжении всей жизни сотрудник продвигается по карьерной лестнице, переходит в разные отделы и получает новые навыки (читайте также: Живут больше 100 лет: этот продукт едят все японцы и не стареют — попробуйте, это вкусно).

Такой принцип найма имеет преимущества: например, стабильность и гарантия занятости — молодежь всегда может рассчитывать на хорошую работу, также увольнения в таких системах довольно редки. Недостатков, конечно, тоже много: сотрудники, работающие в одном месте всю жизнь, сложнее поддаются обучению и не всегда выдерживают конкуренцию, также у персонала почти отсутствует свобода выбора и передвижения.  Однако стоит признать, что только некоторые компании в Японии имеют подобную систему найма.

Японский метод управления людьми: как заставить окружающих делать то, что вам нужно

Ротация кадров

В японских компаниях распространена система периодической смены должности у одного работника. Благодаря этому он обретает разные навыки, расширяет свой кругозор и знакомится с разными отделами компании. Многие считают такой подход малоэффективным из-за того, что сотрудники не всегда компетентны в своих обязанностях.

Оплата труда

Размер заработной платы в Японии сильно привязан к стажу и возрасту сотрудника. Конечно, также учитываются квалификация и профессионализм, но принято считать, что они повышаются именно при увеличении стажа.

Интересно, что оплата труда также зависит от жизненных пиков, которые проходит человек. Например, зарплата повышается после женитьбы, рождения ребенка, покупки жилья, взятия кредита или ипотеки. Это подтверждает один из принципов управления людьми в Японии — уважение к человеку. Система стремится помочь людям в их трудном «переходном» периоде.

Ценности и миссия компании

У большинства японских компаний есть хорошо разработанные корпоративные ценности, которые разделяются большинством сотрудников. Они формируют «культурный код», способствуют сплочению команды и обеспечивают устойчивую репутацию фирмы.

Следствия японской модели управления людьми

Японская модель управления людьми, безусловно, высокоэффективна, так как она стремится использовать максимум человеческого потенциала. Однако есть довольно печальные последствия этой системы.

Японский метод управления людьми: как заставить окружающих делать то, что вам нужно

Смерть от переработок

Еще в 1970-е годы в Японии появился термин «кароси» — смерть от переработок и стресса. В 2011 году количество самоубийств среди японцев из-за проблем с работой составило около 2600 случаев. Культ продуктивности в Японии приводит к тому, что люди пропускают ежегодные отпуска или используют только несколько дней из него. Работники опасаются, что слишком длительный отдых может нарушить гармонию в коллективе (читайте также: Только раздражение: 6 «безобидных» привычек, из-за которых вы выгораете на работе — вы с ними точно сталкивались).

Громкие случаи самоубийств, совершенные из-за переработок, привели к пересмотру рабочей культуры во всей стране. Японские корпорации запустили многочисленные программы для достижения баланса между работой и личной жизнью, а японское правительство приняло в 2018 году закон о реформе рабочего режима. Этот нормативный акт обязал работодателей предоставлять комфортные условия сотрудникам и повышать заработную плату в случае сверхурочных часов. Однако для японцев эти реформы прошли почти незаметно: по данным опросов, многие работодатели и сотрудники даже не собирались внедрять новые правила в свою жизнь.

Фото: Shutterstock