Marie Claire: Расскажите, как появилась идея такого необычного бизнеса?
Зиля Мардеева: Мы с мужем много путешествуем, и меня всегда волновала проблема сбора чемодана. Нижнее белье, парфюм, зарядки, наушники – все приходилось раскладывать по обычным пластиковым пакетам. Идея родилась чуть больше года назад: я купила краски по ткани, придумала первые принты, сшила несколько мешочков – и выложила их в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Буквально через пару недель один бутик-отель заказал у меня партию мешков для фенов. Им понравилась идея с дизайнерскими принтами. Думаю, еще одна причина, почему выбрали меня – я делаю разные, даже небольшие по объемам партии (и работаю с индивидуальными заказами), в то время как большинство производителей берутся только за большие партии, 50-100 экземпляров. Гибкость – одно из конкурентных преимуществ малого бизнеса, при этом у тебя больше простора для творчества.
Что является гарантом успешного стартапа в интернете, на ваш взгляд?
Гарант – это крутой продукт и грамотная стратегия продвижения. И конечно, когда работаешь «на себя», важно грамотно самоорганизоваться. Взять темп, и не сбавлять оборотов. Держать планку. Для некоторых это может оказаться сложным, ведь над душой не стоит начальник, который заставит переделать задание или сделать его быстрее. Я стала гороздо требовательнее к себе, а также к партнерам и подрядчикам, с которыми работаю. Качество исполнения на всех уровнях должно быть идеальным.
До того, как уйти в «свободное плавание», вы занимали позицию бренд-менеджера марки Gillette в России, второго бренда по объему продаж в портфеле Procter&Gamble. А до этого – работали в швейцарском офисе P&G. Как корпоративный опыт помогает вам сейчас в развитии собственного бизнеса?
P&G – это лучшая школа маркетинга в мире, где тебе по полочкам раскладывают всю работу с брендом, целевой аудиторией и ее мотивациями. Учат правильно создавать рекламные кампании и отслеживать результаты. Также каждый маркетолог в P&G обладает колоссальным опытом работы с креативными агентствами, умением четко определять цели, общаться с агентствами – все эти компетенции, конечно же, помогают мне в коммуникации с моими нынешними рекламными партнерами.
«Успех достигается только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1 % вашей работы, а остальные 99% – неудачи».
А что было главным преодолением на первом этапе?
Я выбрала модель инвестирования в бизнес по мере зарабатывания денег, а это всегда более долгий процесс в плане налаживания функционирования системы. Результатов может не быть месяц, полгода, но если стратегия правильная, то постепенно все станет «на рельсы». Сложность, пожалуй, в том, чтобы терпеливо следовать заданному курсу. Метания «из огня да в полымя» – вот это точно не принесет никакого результата, кроме расшатанных нервов. Соитиро Хонда, основатель Honda Motor Company, как-то сказал: «Успех достигается только через повторяющиеся неудачи и самоанализ. Фактически успех – это только 1 % вашей работы, а остальные 99% – неудачи». Эта мысль научила меня по-другому смотреть на трудные времена. Самое главное – не сдаваться и продолжать работать.
Как вам удается успевать все и сразу – придумывать дизайны, рекламную стратегию, контент для социальных сетей?
Когда запускаешь проект «с нуля», приходится вникать во все процессы. Но по мере развития бизнеса нужно учиться делегировать – хотя бы часть задач. Социальными сетями The Meshok, например, теперь занимается команда контент-агентства. Вся продукция отшивается на аутсорсе. Сейчас я больше фокусируюсь на создании дизайнов, структурировании и расширении линейки и маркетинговой стратегии. Работы очень много. Надеюсь, что через 8-10 лет бизнес станет полностью самостоятельным и начнет приносить существенный доход. И тогда можно будет сконцентрироваться на воспитании детей.
А как вы придумываете дизайны для мешков? Где ищите вдохновение?
Например, недавно мы запустили новинку – мешки для мам. Я спрашиваю подруг, знакомых, у которых есть маленькие дети – что может быть им интересно? Собираю максимум информации и затем формирую линейку. Для меня неисчерпаемый источник идей – Pinterest. Я делаю миллион «закладок» – картинки, надписи, палитры… И дальше уже работаю с графическим дизайнером, которая воплощает мои задумки в макете.
Насколько я знаю, в ближайших планах – создание коллекций shopper bags и пляжных сумок?
Все верно, и еще – я думаю над расширением линейки рюкзаков. Это поможет открыть путь к онлайн-площадкам, которые специализируются на одежде и аксессуарах. The Meshok уже есть на Wildberries и It's your shop. На очереди, надеюсь, выход на другие крупные онлайн площадки в России, а также на американский и европейский рынки. Бестселлеры – это, конечно, мешки для нижнего белья, при сборе чемодана они действительно незаменимы. Я предпочитаю работать с натуральным хлопком, а рисунки наносятся при помощи техники шелкографии. Мне повезло найти замечательного партнера, компанию, которая занимается печатью на ткани уже более 15 лет. Благодаря этому принты на наших мешках выдерживают до 30 стирок, не теряя яркости.
Как наличие семьи сказывается на работе? Что вам помогает сохранять work-life balance?
Мой муж – такой же трудоголик, как и я. Но выходные для нас – это святое. 48 часов мы вместе, при этом каждый может заниматься своим делом. Главное – находиться в одном пространстве. Вообще, для меня теперь не существует понятия work-life balance, The Meshok – это моя жизнь, а не работа.
Это все о ней:
Зиля Мардеева, основатель и CEO в The Meshok
Возраст: 33 года
Семья: муж
Образование: Московский Государственный Лингвистический Универститет им. Мориса Терезы, специальность «Специалист по связям с общественностью со знанием двух иностранных языков». Институт Бизнеса и Дизайна, специальность «Дизайнер Одежды»
Карьера: 2006-2008 Associate Brand Manager в Procter&Gamble, Москва; 2008-2011 Associate Brand Manager в Procter&Gamble, Женева, Швейцария; 2011-2012 Brand Manager Gillette в Procter&Gamble, Москва
Спорт: йога, фитнес
Духи: Molecula
Косметика: Givenchy, L’oreal, Dior
Любимые города: Санкт-Петербург, Мадрид, Стамбул.
Фото: архивы пресс-служб