Мария Грация Кьюри на показе Christian Dior Haute Couture/2025 | marieclaire.ru

Мария Грация Кьюри на показе Christian Dior Haute Couture/2025

Быстрый взлет еще не гарантирует, что вы не сбросите высоту, а оглушительный успех в самом начале не означает, что вас не постигнут неудачи. Пример тому — карьера Марии Грации Кьюри. Дизайнера, которого сначала считали спасением, а затем проклятием Dior.

Все случилось в 2016 году, когда Мария Грация перешла из Valentino после 17 лет в должности со-креативного директора на пару с Пьерпаоло Пиччоли. Тогда казалось, что в этом дуэте именно Мария Грация показала себя лучше, ведь ее ждало кресло одного из важнейших Домов моды, а Пьерпаоло получил лишь дополнительные возможности к уже имеющимся.

Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли на показе Valentino, 2016 год

Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли на показе Valentino, 2016 год

Мария Грация стала первым креативным директором-женщиной: до нее маркой руководил Раф Симонс, Джон Гальяно и другие великие мужчины-дизайнеры, не подпускавшие женский пол к эскизам. Ей на руку сыграло и то, что коллекции Рафа давали понять: Дом с драматичным и театральным настроением не сочетается с его минималистичными и авангардными представлениями о моде — и марке нужно что-то новое.

Совпали, казалось, все карты: дизайнер, хорошо показавшая себя в Valentino, обладающая прагматичным и стабильным характером, и судя по всему, умеющая ждать: продержаться на одном месте 17 лет — это надо уметь! Но на поверку оказалось, что LVMH либо «передержали» Марию Грацию, и ставить ее креативным директором надо было раньше, либо талант Марии Грации оказался не таким масштабным, каким виделся на первых порах.

Начало конца модное сообщество стало предвещать еще после первых коллекций МГК. Эти платья со звездным небом, этнические орнаменты и лаконичные черные пальто нравились зрителям, но уже много раз были в коллекциях Valentino. А пышные юбки из тюля, жакеты bar и синий вельвет присутствовали на показах самого Диора и Рафа Симонса. И с одной стороны кажется, что это невинные отсылки к архивам — ну кто из дизайнеров так не делал? С другой же бесконечные цитирования других модельеров, а также самой себя, подталкивали на мысль — а точно ли Мария Грация не занимает чужое место?

1/4

Valentino, осень-зима 2016

С тех пор считалось, что ее увольнение с поста креативного директора предопределено и будет лишь вопросом времени. А время это тянулось дольше, чем мы думали — ведь Мария Грация не хотела уходить. Да и цифры к этому не располагали. Эксперты моды, недовольные Кьюри — люди умные, но не они делают кассу бренду. К такой категории относятся селебрити, бизнесвумен, носительницы громких фамилий своих отцов и мужей и, конечно, молодое поколение, откладывавшее деньги с обедов хотя бы на брелок от Дома. И они были готовы платить так много, что даже в проблемные для всех брендов ковидные времена Dior сделал выручку в 12 млрд евро.

По всей видимости, в какой-то момент только одной прибыли стало недостаточно для оправдания слабых мест Марии Грации. И так получилось, что дизайнер попала под период музыкальных стульев в моде, который продолжается с 2024 года. Сейчас Марии Грации прочат место в Fendi, а вот кресло креативного директора женской линейки Dior может занять Джонатан Андерсон.

Но как бы то ни было, в период правления Марии Грации было создано много пусть и спорных, но коммерчески успешных и порой даже трогательных вещей. А тот факт, что все модное сообщество так или иначе обсуждает их, делает эти вещи культовыми.

5 главных творений Марии Грации Кьюри — от заигрываний с феминизмом до сверхпопулярной сумки

We should all be feminists

Christian Dior весна-лето, 2017

Christian Dior весна-лето, 2017

Christian Dior весна-лето, 2018

Christian Dior весна-лето, 2018

Эта надпись была на футболках из первой коллекции Марии Грации для Dior. Откуда растут ноги — понятно, ведь МГК, как мы упоминали, совершила прорыв, сев в кресло креативного директора Дома. С тех пор вещь стала поистине легендарной: в футболке ходили и Рианна, и Белла Хадид, и Дженнифер Лоуренс, и даже A$AP Rocky. А само название отсылает к эссе Чимаманды Нгози Адичи, посвященном феминизму XXI века. Впрочем, это не первый раз, когда Мария Грация строит свои коллекции на том, что создали другие.

С тех пор в ассортименте Дома появлялось еще много футболок и лонгсливов с феминистическими посылами: Why Have There Been No Great Women Artists?; Sisterhood is Global. В какой-то момент феминизма стало так много, что он стал сплошной иронией. А как еще реагировать, когда богатая белая женщина продает таким же далеким от гендерного неравенства покупательницам идеи о феминизме? Полагаем, если бы Мария Грация остановилась на первой футболке, то недовольства со стороны модного сообщества можно было избежать.

Это не сумка, это седло!

Кэрри Брэдшоу с Saddle Bag

Кэрри Брэдшоу с Saddle Bag

Saddle Bag

Saddle Bag

Saddle Bag создала, конечно, не Мария Грация, а Джон Гальяно в эпоху своего креативного директорства. Однако знаменитости и героини сериалов (чего стоит коллекция «седел» Кэрри Брэдшоу) носили сумку в девяностые и нулевые, а после отложили ее в дальний ящик. Мария Грация решила, что культовая модель Дома забвения не заслуживает, а потому перевыпустила Saddle Bag в новых расцветках и принтах (читайте также: От Дианы до Жаклин Кеннеди: 10 женщин, чьи имена носят культовые сумки).

Комбинезон D-Air Lab

Christian Dior осень-зима, 2023

Christian Dior осень-зима, 2023

С 2015 года в Италии существует проект D-Air Lab, где разрабатывают высокотехнологичную одежду для особенных случаев. Например, их перу принадлежат костюмы для ученых, которые работают в экстремальных климатических условиях, а также зимние куртки, в которых хоть на Эверест. Дабы привлечь внимание к проекту, Мария Грация выпустила комбинезон со светодиодами, а также жакеты со встроенными механизмами. И поскольку Кьюри не стала частить с коллаборациями высокой моды и технологий, эта коллекция вошла в историю и поражает до сих пор.

Dior Book Tote

Christian Dior осень-зима 2023

Christian Dior осень-зима 2023

Christian Dior осень-зима 2019

Christian Dior осень-зима 2019

Эта сумка точно стала it-bag. Доказательство — пляж любого фешенебельного отеля, на лежаках которого красовались сумки авторства Марии Грации. Популярность аксессуара можно понять: каждая сумка создана посредством ручной работы, однако применение у нее не только «на выход» — она идеальна и для долгих перелетов, и для путешествий, и для упомянутого пляжного полотенца. С 2018 года выходили как классические сумки с монограммами, так и модели с паттернами в виде пальм от самой Марии Грации. Но какой бы культовой ни была сумка, рекомендуем не вкладываться в нее в 2025-м — или хотя бы подождать пару лет, чтобы все отдохнули.

Античная обувь

1/4

Christian Dior осень-зима, 2018

Еще одной претензией к Марии Грации всегда была ее одержимость старым и нежелание создавать новое. Например, коллекции в античном стиле — модным он стал только сейчас, а Мария Грация делала платья на одно плечо с драпировками на протяжении всех восьми лет. Но особая обсессия у дизайнера была на сандалии — их вариаций в стиле греческих богинь у бренда вышло предостаточно. Не мытьем, так катаньем Мария Грация добилась популярности античного стиля, и летом 2025 года мы все наденем сандалии с тонкими переплетенными ремешками (читайте также: 15 пар обуви, которые заменят каблуки летом 2025). Когда нет гениальности, настойчивость — тоже инструмент.

Фото: Legion Media, Getty Images, архивы пресс-служб