История одной вещи: кто придумал бюстгальтер, который угнетал женщин (и помогал им одновременно)

Древность и Средневековье

История «держателей груди» (именно так переводится слово «бюстгальтер» на русский язык) берет начало в Древнем мире. Египетские женщины носили льняные повязки и затягивали ими бюст не только из-за красоты и эстетики, но и для маркировки социального статуса. Так, висящая грудь была характерна для плебеек и нищенок, а элита носила прототип бюстгальтера. В Древнем Риме сложилась похожая ситуация. Женщины носили на груди повязки из плотной кожаной ткани, но не на груди, а под ней. Дело в том, что для римлян грудь, не поддерживающаяся бельем, ассоциировалась с варварами, а бюстгальтеры служили инструментом, подчеркивающим превосходство великой цивилизации (читайте также: Жестокие методы: как женщины удаляли волосы на теле в древности — от ракушек до грецких орехов).

В Древней Греции в качестве белья для поддержки груди использовали корсеты — конструкции с жесткими металлическими пластинами, которые поддерживали всю верхнюю часть женского торса. Врач Гиппократ применял их при лечении ортопедических заболеваний, а спустя несколько столетий, в Средневековье, корсет был предназначен для видоизменения тела под актуальные времени стандарты красоты. Истории известны случаи, когда корсеты надевали, чтобы скрыть незапланированную беременность. В 1461 году испанская королева Изабелла Португальская забеременела от любовника. Когда скрывать живот от мужа не представлялось возможным, она заказала себе конструкцию из стальных колец, скрепленных болтами, и сильно утягивала живот. Ее наследница, королева Изабелла I, принудила носить корсеты служанок, находившихся в положении. Из-за плотной шнуровки беременность многих девушек, поддавшихся моде, заканчивалась выкидышем, а некоторые и вовсе умирали. Но корсеты все равно продолжили носить до 1908 года.

До сих пор остается неясным, с какой целью женщины пользовались металлическими корсетами. Одни историки моды уверены, что их применяли для изменения фигуры, другие же считают, что они были необходимы для коррекции осанки и предотвращения деформаций позвоночника. В эпоху викторианской морали женщины были убеждены, что тело и разум должны быть сжаты в определенную форму. Правильную осанку формировали с самого рождения: младенцев плотно пеленали, чтобы их тела и конечности росли прямо. В этом смысле железный корсет укреплял, исправлял, защищал и эстетически преображал тело (читайте также: Ядовитый медальон и сосуд для слез: роскошные украшения эпохи Возрождения, которые не сможет воссоздать ни один ювелир).

Новое время

С появлением в начале XX века концепции «новой женщины» начало бурно развиваться движение суфражисток. У девушек появилось право принимать активное участие в общественно-политической жизни и разрушать каноны патриархального уклада жизни. В 1884 году был изобретен «безопасный» велосипед. Это подтолкнуло женщин к тому, чтобы поменять свой гардероб и избавиться от корсетов, сковывающих движения. Начали появляться альтернативы. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже был представлен первый прототип предмета белья, который поддерживал грудь с помощью лямок на плечах. Его создательница — французская мастерица Эрмине Кадоль — устала испытывать неудобства от корсета при игре в теннис. Тогда она решила отрезать сковывающую движения часть и добавила сатиновые ленты.

Спустя десять лет, в 1899 году, швея Кристина Хардт из Дрездена продемонстрировала в палате ремесел новое изобретение — фуфайку на лямках, которая укреплялась чашечками для груди. По ее задумке, такой бюстгальтер должен поддерживать дамские формы, не стесняя их природной формы. Придуманный элемент белья женщина не запатентовала, из-за чего впоследствии Германия и Франция боролись за пальму первенства в изобретении бюстгальтера. Однако его официальной родиной стала Америка в 1914 году.

Истории началась еще в 1910 году, когда юная жительница США Мэри Фелпс Джейкоб готовила костюм к балу дебютанток. Девушка обладала пышным бюстом, из-за чего купленный корсет не мог сойтись. Мэри попросила горничную подготовить для нее два карманных платка, чтобы сшить нечто похожее на халтер-топ. На балу изобретение дебютантки заметили подруги, они немедленно захотели себе такой же удобный и легкий в носке предмет одежды. Спустя несколько лет Мэри Фелпс вышла замуж, основала свой магазин белья, а 3 ноября 1914 года получила патент №1115674 на изделие, названное Backless Brassiere, или «бесспинный лифчик». Через год она запатентовала свое изобретение и получила несколько заказов от универмагов, но дело совсем не шло. Тогда муж заставил Мэри продать патент Warner Brothers Corset Co. за 1500 долларов (читайте также: Советские красавицы: 8 манекенщиц из СССР, о которых мечтал весь мир).

В «ревущие двадцатые» началась мода на плоскую грудь и появилось движение флэпперов — худых девушек с маленькой грудью и невыраженной талией. Они выступали за ношение бюстгальтеров-бандо, которые скрывали формы. Бюстгальтеры считали чем-то вроде средства подчинения, поэтому их нужно было подвергнуть немедленной трансформации, чтобы освободить тело женщин от оков. Однако не все были согласны с трендом на плоскую грудь. Портнихи Энид Биссетт и Ида Розенталь создали поддерживающий силуэт с чашками. Сначала его пришивали к платьям, но затем стали продавать в качестве отдельного элемента одежды. Эти женщины продумали и размеры чашек. Изначально все бюстгальтеры были одного размера, так как их шили из растягивающегося материала, но модистки поменяли ткани и расширили линейку до четырех вариантов: A, B, C и D.

Современность

В 1940-е годы бюстгальтеры придумывали специально для актрис Голливуда. Предприниматель Говард Хьюз создал макет женского бра специально для Джейн Рассел к съемкам в фильме «Вне закона». Он назвал его «свободонесущим» из-за глубокого декольте, размер которого составлял более 13 сантиметров. Это стало началом эпохи Bullet Bra, или Torpedo Bra — бюстгальтера с пирамидальной формой чашки, который приобрел особую популярность уже в 1950-е годы (читайте также: Эталоны женственности: самые потрясающие платья звезд Золотого Голливуда, которые вошли в историю).

В 1965 году австрийский дизайнер и модельер Руди Гернрайх определил тренд на мягкие материалы и создал бюстгальтер из нейлона, при носке которого женщины не чувствовали неудобства. К 1980-м бра снова подверглись изменениям: женщины увлеклись бегом, и им был необходим бюстгальтер, хорошо поддерживающий грудь. Три американки — Лиза Линдал, Хинда Миллер и Полли Смит — вошли в историю, как создательницы первого спортивного топа. Они испытывали дискомфорт, так как во время пробежек бюстгальтер на косточках впивался в кожу своими металлическими частями и натирал грудь множеством швов. Для создания спортивной версии бра они использовали бандажи, которые мужчины-спортсмены надевают для защиты паха. Впоследствии они назвали изобретение jokebra, а затем изменили его на jogbra.

Реформа бюстгальтера произошла в 1990-е и 2000-е годы, благодаря кампейну «Hello Boys» бренда Wonderbra. Этот элемент белья подвергся сексуализация, потеряв принципы комфорта и поддержки женщин. Для рекламы стали привлекать супермоделей и устраивать шоу ангелов Victoria’s Secret. Выбранный курс на популяризацию бюстгальтеров пользовался успехом у покупательниц: в 1999-м трансляцию показа Victoria’s Secret посмотрели более двух миллионов зрителей.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб