Марина Абрамович выпустила коллаборацию с ювелирным брендом Chantecler. Коллекция вдохновлена работами художницы и атмосферой Капри. Она впервые посетила остров и, вдохновившись скалами Фаральоне, создала для Дома три вида изделий: браслет, колье и серьги. В проекте были также использованы три вида камней, каждый из которых олицетворяет природную силу и эстетику Капри.
Этой же теме была посвящена ее недавняя выставка Transforming Energy, представленная в Музее современного искусства в Шанхае. В ней Абрамович исследовала различные минералы, а также ту энергию, которую они способны в себе нести.
Марина Абрамович на презентации коллаборации с Chantecler, Капри, 21 июня 2025.
Примечательно, что выставка затрагивает и один из самых травмирующих перформансов в истории художницы — «Союз ночного перехода» («Влюбленные»), совершенный на Великой Китайской стене.
По задумке, Марина и ее возлюбленный Улай должны были пройти 2500 километров навстречу друг другу, а встретившись в середине — пожениться. Однако воплотить идею долго не удавалось: правительство Китая одобряло акцию целых 8 лет. За это время отношения в паре успели разладиться. Поэтому, дойдя до конца, бывшим влюбленным ничего не оставалось, кроме как разойтись навсегда.
После этого Абрамович напишет в своей автобиографии: «Расставшись с Улаем, я считала себя жирной, уродливой и нежеланной. Я лежала, зарывшись в простыни, и коробками ела шоколадные конфеты. Помимо покупки дома, я совершила еще два изменения в жизни, одно — очень плохое, другое — очень хорошее».
Тем «плохим» оказался молодой и нарциссичный испанец, которым художница пыталась залечить свои душевные раны. Он почти не уделял ей внимания, все время был занят собой и пытался сделать из Марины «идеального» человека. Однако он же смог подарить ей и кое-что хорошее — привить любовь к красивой одежде.
Все в той же книге Абрамович признается, что одной из первых серьезных покупок для нее стал костюм Yohji Yamamoto с «черными брюками, асимметричным пиджаком и белой рубашкой, у которой торчал только один уголок воротника». Именно эта вещь заставила художницу снова почувствовать себя красивой и открыть для себя моду.
«Большое интервью у меня взял модный глянец, и они хотели знать, одежду каких дизайнеров я ношу! Сначала я не поняла, а потом сказала: ''Ямамото''», — пишет она.
Дальше мода лишь сильнее проникала в ее жизнь. Абрамович решила отринуть свой прошлый образ сугубо духовной активистки и наконец носить то, что нравится. Затем произошло слияние и с творчеством: костюмы становились частью ее перформансов, а дизайнеры с удовольствием приходили к ней за сотрудничеством.
Так произошло, например, с давним другом художницы Риккардо Тиши. Они познакомились в 2006 году. Как признавался сам дизайнер, он был фанатом Марины еще с юности, и именно ее работы повлияли на его стиль.
Марина Абрамович, Риккардо Тиши и Джоан Смоллс
На протяжении 19 лет этот союз успел не раз показать себя в деле. Например, в 2008-м Тиши прислал Амбрамович коробку с двумя кутюрными нарядами Givenchy — в те годы Рикардо возглавлял бренд — и попросил ее художественно переосмыслить их. В ответ Марина, вместе с тогдашним возлюбленным Паоло Каневари, отправилась на водопад в Лаосе и уничтожила платья, которые ей отправили. Художница взяла одежду и «застирала до смерти», а ее спутник — повесил платье на крест и поджег. Оба процесса они записали на видео, которые вскоре показали дизайнеру. Марина пишет, что Тиши, увидев кадры, «был счастлив».
В 2010-м случился еще один совместный проект. Рикардо Тиши создал для Абрамович черное платье и длинное пальто из змеиной кожи — на него ушло 101 шкурка. В нем Марина выступила на вечеринке, завершающей, пожалуй, ее самый знаменитый перформанс — «В присутствии художника».
Он длился 716 часов и 30 минут. За это время посетить мероприятие успели 750 тысяч человек, из которых около 1,5 тысяч — садились напротив нее. Абрамович каждый день меняла образы. Всего было подготовлено три платья из шерсти и кашемира, одного фасона, но разных цветов. Красное предполагало энергию, синее — спокойствие, а белое — очищение.
А в 2011-м Рикардо Тиши и Марина Абрамович создали провокационную фотосессию для журнала Visionaire. На черно-белых кадрах художница появляется с обнаженной грудью, изображая Мадонну, а дизайнер лежит у нее на руках, словно младенец. Позже они объяснили, что эти снимки показывают то, как мода берет свои идеи из искусства.
Еще через 4 года случилась их первая с Абрамович работа в моде. Она курировала его показ для Givenchy, который впервые проводили в Нью-Йорке, а не в Париже. Дефиле было приурочено к годовщине трагедии 11 сентября, поэтому Марина создала целый перформанс — модели шли по 300-метровому подиуму, с которого открывается вид на бывшее пространство «Башен-близнецов», а среди участников показа специальные люди отыгрывали свою часть представления.
Givenchy весна-лето 2016
Givenchy весна-лето 2016
Перед этим, еще в 2013-м, стартовал и другой проект Абрамович и Тиши. Правда, представить его миру удалось лишь в 2020-м. Дизайнер создал костюмы для представления «7 смертей Марии Каллас», которую показали в Баварской государственной опере в Мюнхене.
«Умереть от разбитого сердца — это нить, объединяющая каждую оперу в проект, который сосредоточен вокруг любви и ее форм, так же, как и мои отношения с Риккардо. Когда появилась возможность для этого проекта, у меня не было другой команды, с которой я хотела бы работать: Риккардо должен был сделать все костюмы, потому что мы — любовь, он — мода, а я — искусство, два мира, которые пересекаются в творческом диалоге любви, уважения и свободы», — комментировала художница в разговоре с Harper's Bazaar.
Костюм Риккардо Тиши для представления «7 смертей Марии Каллас»
В 2021 году дизайнер также разработал наряд для одного из перформансов Абрамович — кипельно белое платье, которое, если поднять руки, раскрывается в виде символа мира. В нем Марина выступила на сцене фестиваля «Гластонберри» перед 250 тысячами зрителей.
Однако Тиши — не единственный, кто связывает Марину Абрамович с миром моды. В 2014-м она выпустила совместную коллекцию с дизайнером Эннио Капазой и его брендом Costume National. Показ был совмещен с фирменным арт-перформансом художницы и открывался видеозаписью, на которой она произносит: «Ladies and gentlemens, welcome to Heaven» (с англ. — «Дамы и господа, добро пожаловать в Рай»).
Марина Абрамович и Эннио Капаза, 2015 год
А через 10 лет случилась ее коллаборация с Massimo Dutti. Вместе с брендом Абрамович подготовила книгу «Кочевое путешествие и дух мест», а также иммерсивную выставку, которую показали в арт-центре Майами (читайте также: Перформанс Джей-Зи и Марины Абрамович длился шесть часов)
На протяжении большей части жизни фэшн-индустрия стала столь же неотъемлемой частью личности Марины и во многом помогла ей исцелиться. «Для меня не существует категории для моды, искусства и музыки, — объясняла художница в интервью журналу Rain. — Есть только две категории: оригиналы и те, которые следуют за ними. В каждом столетии таких гениев два-три, не больше. Они могут быть в науке, моде, кино, литературе, философии, чем угодно. И потом за ними последуют все остальные. Но хорошее искусство никогда не умирает. У него несколько жизней».
Фото: Legion Media, архивы пресс-служб