Новая норма: как защитные маски стали главным трендом года

Можно долго фантазировать, как изменится наша жизнь после пандемии, но в том, что маски останутся с нами надолго, не остается никаких сомнений. Рассказываем, сколько к ним привыкали жители Азии, и как дизайнеры делают необходимые аксессуары самым громким трендом этого года.

Пандемия установила свои правила: маски во многих странах стали дефицитным товаром, люди обрушивают сайты, чтобы успеть приобрести их, власти вводят правила обязательного ношения масок в общественных местах. Один из самых популярных инфлюенсеров Ким Кардашьян включает их в свои коллекции бренда Skims, выпуская партию за партией, каждая из которых распродается в считанные часы. Маски появляются на подиумах, их носят стритстайл-звезды на неделях моды в Китае, а в начале вспышки коронавируса в Европе в них успели засветиться и европейские блогеры. Бренды перепрофилируют свои фабрики под производство масок, а самые изобретательные дизайнеры создают креативные варианты – с аппликациями, вышивками и из необычных материалов. И хотя защитные функции таких фантазийных изделий все еще ставятся под сомнение, нет смысла отрицать, что маски – главный аксессуар этого года, популярность которого точно не сможет побить ни одна «вещь сезона». 

В Китае и Юго-Восточной Азии эти аксессуары уже давно стали частью жизни. Образ жителя азиатских стран в маске стал определенным обозначением тех проблем, с которыми сталкиваются люди за последние 40 лет головокружительного прогресса – от загрязнения воздуха до периодических вспышек инфекционных заболеваний. И все же, несмотря на это, властям также регулярно приходится убеждать людей носить маски.

Задолго до создания чего-либо, отдаленно напоминающего современную маску для лица, китайцы просто прикрывали рот рукавами или руками. Этот метод был антисанитарным и часто неудобным, и более обеспеченные слои населения в конечном итоге начали использовать вместо этого шелковую ткань. В XIII веке итальянский исследователь Марко Поло рассказал, как служащие при дворе династии Юань должны были прикрывать свои носы и рты тканью из шелка и золотой нити при подаче еды императору.

В космополитичном Шанхае в начале XX века маски для лица начали рекламироваться как модные аксессуары, чтобы убедить больший круг людей носить их регулярно. В ответ на вспышку менингита известный журналист Ян Духе рассказывал про важность ношения масок в колонке 1929 года для газеты Xinwen Bao под названием «Самый модный весенний аксессуар: черная маска для лица». Он также порекомендовал правительству привлекать известных знаменитостей и общественных деятелей для ношения масок на модных показах, чтобы повысить популярность аксессуаров среди населения. Журналы начали чаще публиковать фотографии женщин в масках, превращая изделия в символ статуса, говорящий о членстве в привилегированном обществе. Кроме того, в то время выпускались учебные пособия, в которых домашние хозяйки учились самостоятельно вязать шерстяные маски зимой.

Если в Европе к маскам только начинают привыкать сейчас, то для многих азиатских стран они стали максимально привычным атрибутом жизни уже в начале XXI века. В 2002 году в Юго-Восточной Азии началась эпидемия тяжелого острого респираторного синдрома (SARS), сейчас более известная как атипичная пневмония. Ее нередко сравнивают с коронавирусом COVID-19, правда, тогда статистика разительно отличалась: было зарегистрировано 8098 случаев заражения, из них 774 завершились летальным исходом. И хотя площадь заражения была намного меньше, а пандемию этот вирус не вызвал, на регионе распространения эпидемия отразилась довольно серьезно, а маски стали привычным способом защиты. Параллельно с этим маски превратились в неотъемлемый атрибут жизни в регионах с тяжелой экологической ситуацией и средство защиты от смога. И, конечно, мода того времени тоже отреагировала моментально, поэтому жители Юго-Восточной Азии начали носить цветные тканевые маски, которые часто подбирались под образ (читайте такжеКак кризис в Китае повлиял на мировую индустрию моды).

В моде маски начали свой путь не только как ответ эпидемиям, но и как креативное решение. В 90-х с этими аксессуарами экспериментировал любитель оставаться анонимом Мартин Маржела – он выпускал впечатляющие маски, декорированные кристаллами и вышивками и полностью скрывающие лица – и Жан-Поль Готье. В январе 2010 года, за месяц до смерти, дизайнер Александр Маккуин демонстрирует коллекцию мужской одежды под названием «Bailitheoir cnámh» («Собиратель костей» на кельтском языке), в которой были представлены маски для лица и балаклавы.

В то время как работы Маккуина были художественными и концептуальными, дизайнеры, нацеленные на китайский рынок, все чаще включали маски в свои коллекции в качестве модных аксессуаров наряду с сумками и ювелирными украшениями. Например, бренд Masha Ma в осенне-зимней коллекции 2015 года  и Heaven Gaia в показе 2019-20. Вновь реанимировали этот аксессуар Marine Serre – на подиумах в весенне-летней коллекции 2020 они показали маски и респираторы, перекликающиеся по цветам с одежлой. И отчасти предрекли самый популярный тренд этого сезона.

Marine Serre весна/лето 2020
Marine Serre осень/зима 2020-21

Сейчас модные марки выпускают инструкции, как создавать маски в домашних условиях, украшают трендовые варианты вышивками, аппликациями, лентами и перечисляют выручку в фонды, борющихся с распространением коронавируса. А Vampire's Wife, бренд, специализирующийся на женственных вечерних платьях (и по совместительству любимец герцогини Кейт), уже распродал партию тканевых масок, выполненных из культовых для лейбла тканей, чтобы покупательницы могли подобрать аксессуар под любимый наряд. Петербургский бренд Arny Praht идет дальше и создает трендовую панаму, дополненную съемным защитным экраном.

Не проходит и дня, чтобы селебрити не появились во время коротких прогулок перед папарацци с защитным аксессуаром на лице. Кто-то выбирает тканевые варианты, сочетающиеся с цветом наряда, кто-то делает выбор в пользу более эффективных средств защиты – медицинских масок и респираторов. Синди Кроуфорд опубликовала в Instagram свою фотографию в образе с маской, подобранной к блузе. В аксессуарах с цветочными паттернами появляются Гвинет Пэлтроу, Голди Хоун, королева Нидерландов Максима и многие другие знаменитости. Свой вклад в тренд внесла и президент Словакии Зузана Чапутова - она также подобрала цвет маски в тон к наряду и собрала немало восторженных отзывов о своем чувстве стиля (читайте также: От «адвоката для бедных» до президента Словакии: история Зузаны Чапутовой).

Во всех вопросах мэтчинга лидирует Нэнси Пелоси, Председатель Палаты представителей Конгресса США. Она уже давно известна своими яркими модными заявлениями – так, ярко-красное пальто Max Mara, которое она выбрала для встречи с президентом Трампом в 2018 году, стало мемом. Недавно Пелоси показала целую серию платьев и брючных костюмов, к которым были подобраны маски тон в тон. И если когда-то похвалу можно было получить за удачную координацию шляпы, туфель или сумки, сейчас особое внимание публичные модницы уделяют именно маскам. Они превратились в серьезный бизнес, жизненно важное средство защиты и способ немного повеселиться, когда мир кардинально меняется прямо на наших глазах. Есть ли еще хоть один аксессуар, который имеет такое влияние на моду сейчас? Думаем, нет.

Нэнси Пелоси, 21 мая 2020 года

Фото: Getty Images, архив пресс-служб