Мода и искусство кино тесно переплетаются между собой. Увлекательно, конечно, следить за захватывающим сюжетом, но когда он еще и подкреплен шикарными нарядами, впечатление о фильме становится еще более ярким. И кто бы что ни говорил про отсутствие моды в СССР, костюмы в фильмах всегда были на высшем уровне. Рассказываем про самые культовые платья советского кино, которые навсегда вошли в историю.
Наташа Ростова, «Война и мир» (1965-67)
Тот случай, когда наряд является немым продолжением героини. Наташа Ростова в исполнении Людмилы Савельевой покорила сердца зрителей не только своей невинностью и гениальной актерской игрой, но и платьем в стиле ампир, которое было на девушке в сцене на ее «первом большом балу». Оно представляло собой белый чехол, покрытый сверху невесомой прозрачной тканью. Несомненно, одно из самых запоминающихся платьев всего советского кинематографа. И даже тот факт, что в книге оно описано как розовое, а не белое, никак не сказался на производимом впечатлении.
Леночка Крылова, «Карнавальная ночь» (1956)
Героиня Людмилы Гурченко запомнилась нарядами невероятной красоты, созданными специально для фильма. Даже человек, ничего не смыслящий в моде, сразу поймет, что все они были выполнены в стиле New Look. Осиная талия Гурченко сделала платье из органзы и расшитое пайетками, еще более идеальным, прочно закрепив его в списке культовых платьев советского кино. Кстати именно после «Карнавальной ночи» подобные модели уверенно «вошли» в советскую моду.
Анна Сергеевна, «Бриллиантовая рука» (1968)
Знаменитое платье-халатик с перламутровыми пуговицами уже давно стало именем собственным. После романтичного наряда Наташи Ростовой и ультрамодного New Look Леночки Крыловой смелое мини на Анне Сергеевне из «Бриллиантовой руки» было чем-то из ряда вон выходящим для консервативного советского зрителя. Однако это только подогрело к нему интерес и сделало его одним из самых знаковых в отечественном кинематографе. За это стоит отдельно поблагодарить Светлану Светличную, которая сама подобрала халатик для своей героини, впрочем, как и пуговицы к нему.
Людмила Свиридова, «Москва слезам не верит» (1979)
Всеми любимая героиня Ирины Муравьевой была заядлой модницей. Можно сколь угодно гадать, на какие средства простая работница хлебозавода могла позволить себе такие наряды, но сегодня это и не важно. Главное, что они отлично отражали характер своей обладательницы. Особенно нам запомнился первый «выход» Людочки Свиридовой после смены на работе. Черно-белое платье в небольшую клетку с воротничком с первых минут фильма выделило ее среди остальных героинь, задав тон всему ее гардеробу.
Лариса Дмитриевна Огудалова, «Жестокий романс» (1984)
Костюмы фильма «Жестокий романс» были сшиты по всем канонам Чарльза Уорта, английского модельера XIX–XX веков, который стоял у истоков высокой моды. Именно он предложил уйти от пышных юбок и сделал женский силуэт более изящным. Нельзя не упомянуть, что все три главных платьев Ларисы Дмитриевны Огудаловой исполнены в голубом цвете, дабы подчеркнуть невинность и нежность девушки. Вот, например, наряд ко дню рождения героини — платье с множеством рюшей, тесьмой по линии груди и манжетам, отделкой из бабочек на груди и контрастным шлейфом. Сегодня оно в отреставрированном виде занимает свое почетное место в музее костюма «Мосфильма».
Золушка, «Золушка» (1947)
Платье Золушки на балу в одноименном советском фильме поражает нас не только своей красотой и «грандиозностью», но и тем фактом, что сшито оно было, что называется, из подручных материалов во времена послевоенного дефицита. Съемочная группа несла из дома все, что могло пригодиться. Можно сказать, что к созданию платья Золушки приложила руку сама Фаина Раневская — именно она отдала обрезки шифона, которые так тепло берегла. Из них-то и была сделана юбка наряда. Но, несмотря на все трудности, платье, и правда, получилось роскошным. Атласный лиф с вышивкой, пышные рукава-фонарики, высокие блестящие манжеты и пышная юбка — настоящая костюмированная сказка (во всех смыслах) из детства.
Людмила Прокофьевна Калугина, «Служебный роман» (1977)
Бело-синее платье с отложным воротничком, крупными пуговицами и акцентом на талии, в которое героиня Алисы Фрейндлих переоделась в конце всеми любимого ромкома «Служебный роман», было сшито специально для съемок фильма. Однако это нисколько не помешало советским женщинам сразу же после просмотра отправиться в ателье и заказать себе такое же (читайте также: Особо секретно: где одевалась элита СССР). Вот, что значит настоящее платье-легенда своего времени. Да и не только своего, что уж там говорить — аплодируем стоя художнику по костюмам Эдит Приеде. Ну что ж, эффект «Умереть — не встать!» был достигнут в полной мере.
Зиночка, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Есть в этом поистине легендарном розовом платье что-то революционное в контексте советской моды. А точнее — все. От футуристических ноток до разницы длин в юбке и геометрии в деталях. Автором этого творения является Вячеслав Зайцев, на тот момент молодой дизайнер (читайте также: Советский стиль: как одевались первые леди СССР). Именно после этого наряда его и настигла заслуженная слава. Вдохновение он черпал в работах Пьера Кардена и Андре Куррежа.
Гуттиэре, «Человек-амфибия» (1961)
Знаменитое платье героини фильма «Человек-амфибия» с легкостью можно было бы представить в коллекциях на прошедшей Неделе Высокой моды в Париже. Пояс, расшитый пайетками, цветочная вышивка по всей юбке и кружевная вставка на груди — чем не модель для открытия показа Zuhair Murad, например? Хотя, пожалуй, лучше, чем Анастасия Вертинская его представить широкой публике уже никто не смог бы. Аксессуары в виде множества браслетов и серег-полумесяцев отлично поддержали образ темноволосой красавицы.
Надя Шевелева, «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Ну и завершаем наш список одним из самых узнаваемых платьев советского кино, несмотря на всю его простоту и лаконичность. Более того, Барбара Брыльска, исполнительница роли Нади, не считала его привлекательным и даже отказывалась в нем сниматься. Можем представить, какого же было ее удивление, когда после выхода фильма многие советские женщины буквально помешались на идее заиметь подобное в своем гардеробе. Более того, мы и сегодня можем с легкостью представить его на улицах модных столиц мира.
Об эксперте:
Персональный стилист и автор статей о моде.
Фото: Legion Media, архив пресс-служб