Культовый аромат под пятым номером, твидовые костюмы, маленькое черное платье и обилие жемчуга, — если бы легенды жили вечно, то 19 августа Габриэль Шанель отметила бы 141-летие. В честь знаковой для мира моды даты рассказываем о пятнадцати фактах из жизни мадемуазель Коко, которые представят вам первую женщину-кутюрье в совершенно ином свете.
Почему Коко и почему Шанель?
То, что настоящее имя француженки — Габриэль, знает каждый. Да и сама Коко никогда этого не скрывала (в отличие, кстати, от своего возраста, который женщина всегда «уменьшала» на десять лет). Свое знаковое прозвище будущий модельер из Сомюра получила во времена своих подработок в местном кабаре, где каждый вечер пела популярные у посетителей песни Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco.
Что же до фамилии, то если скрупулезно следовать фактам, то она должна была бы звучать не «Шанель», а «Шансель» — именно так фамилию новорожденной Габриэль записали в регистрационной книге.
Карьерные устремления
Шанель хоть и была с малых лет связана с миром моды (девушка работала швеей и продавцом в магазине одежды в родном Сомюре), но заниматься моделированием костюма серьезно хотела далеко не всегда. В юности Коко мечтала состояться как конферансье и в поисках признания даже отправилась работать на элитные курорты Виши. Однако вскоре Габриэль отбросила иллюзии и поняла, что ее скудные таланты в пении знаменитой ее не сделают. А быть «одной из» ее не устраивало.
От модистки к кутюрье
Свой путь в мир французского haute couture Шанель начала с малого — с производства шляпок. Свой первый магазин она открыла сразу же после того, как переехала в Париж, — в 1910 году. Магазин вскоре переехал на Rue Cambon напротив отеля Ritz, где он находится и по сей день. Успех шляпок от Шанель был настолько оглушительным, что вскоре женщина открыла еще по одному ателье в Биаррице и Довиле.
Твидовый костюм
Свой первый твидовый костюм с приталенным жакетом и юбкой Коко представила еще в 1925 году. Это был манифест комфорта и простоты, а также один из первых примеров того, как вещи из мужского гардероба могут перекочевать в женский. В те времена твид не был новинкой, однако использовать его разрешалось исключительно для джентельменских костюмов. Но для Шанель, как говорится, любые запреты открывали лишь просторы для экспериментов. Впоследствии многие вещи из шкафов ее любовников — тельняшки, жакеты, брюки и шляпы — становились главными атрибутами ее фирменного стиля. И это была настоящая революция в моде.
Chanel №5 создал парфюмер из Москвы
Габриэль Шанель, как и большинство своих коллег по цеху, сама парфюм не создавала, доверив эту непростую миссию профессиональному парфюмеру. Автором культового аромата выступил тогда россиянин в эмиграции Эрнест Эдуародвич Бо — парфюмер во втором поколении. Его отец был французом и работал на Дом Романовых, так что юноша с малых лет учился у грасских парфюмеров всем тонкостям создания ароматов. В 1921 году он предложил Коко выбрать один из нескольких созданных им образцом духов. Шанель, как известно, выбрала флакон под номером 5, а готовой композиции дала в качестве названия собственную фамилию. Так родился Chanel №5, и это был первый случай в истории, когда парфюм был назван в честь бренда.
Из монастыря на подиум: сумка 2.55
В конце 1920-х годов дамская мода на сумки ограничивалась исключительно небольшими ридикюлями, носить которые полагалось строго в руках. Стоит ли говорить, что для Шанель, ценящей комфорт и простоту во всем, такие модели стали объектом ненависти №1. В 1929 году она представила во всех смыслах революционный дизайн кожаной сумки на позолоченной цепочке, позволяющей носить ее на плече. При создании модели Шанель вдохновлялась стегаными солдатскими тюками времен Первой мировой войны, а также своим прошлым, проведенным в женском монастыре в Обазине. Бордовая подкладка отсылала к монашеским рясам того времени, а золотая цепочка — к тем, что сестры носили на талии для того, чтобы держать ключи.
Дизайн сумки был обновлен и представлен широкой общественности в феврале 1955 года (отсюда и название «2.55»). С тех пор ее внешний вид претерпевает лишь незначительные изменения в соответствии с веяниями времени. (Читайте также: Вещи-легенды: модное наследие Коко Шанель)
Лучшие друзья девушек
Принято считать, что введя в моду бижутерию из искусственного жемчуга, эмали и полудрагоценных камней, Шанель выступала против дорогих ювелирных украшений, считая их чересчур вычурными. Что ж, такой подход не совсем верный, ведь коллекции высокого ювелирного искусства у мадемуазель Коко все же были. Первую — бриллиантовую — она представила в 1932 году, и вдохновлена она была, как ни странно, одним из «беднейших» периодов XX века — Великой Депрессией. Коллекция представляла собой украшения в виде созвездий, на которые люди, как правило, смотрят в надежде на лучшее будущее.
Эта коллекция была сенсацией, а, главное, никто не ждал этого от Коко, ранее ненавидевшей драгоценности. Но Шанель поспешила объясниться. «Довод, который вначале побудил меня выдумывать искусственные украшения, заключался в том, что я находила их лишенными снобизма, и это в эпоху, когда слишком легко доставалась роскошь. Это соображение исчезло в период финансового кризиса, когда все способствовало воскрешению инстинктивного стремления к натуральности, которое возвратит забавной безделице ее истинную цену», — написала кутюрье в каталоге к бриллиантовым украшениям.
Маленькое черное платье
По универсальности маленькое черное платье как-то сравнили с автомобилем Ford. Действительно, Шанель задумывала его как базовую вещь, доступную каждой женщине и выручающую ее в любой ситуации: днем оно отлично работало с простыми лодочками, а вечером — с жемчужными аксессуарами.
Это платье стало легендой в мире моды, громко заявив о том, что черный не имеет ничего общего с трауром. Между тем, некоторые до сих пор считают, что его первоначальное назначение было как раз-таки «традиционное»: мол, Шанель придумала его, чтобы так почтить память о своем возлюбленном Артуре Кейпеле, погибшем в автокатастрофе.
Единственный дизайнер в списке «100 лучших» от Time
XX век был богат на дизайнерские дебюты, но только Коко Шанель сумела своим стилем изменить историю. По крайней мере, именно так посчитал влиятельный американский журнал Time при составлении своего очередного списка лучших, резюмирующего последнее столетие. Шанель единственная из мировых кутюрье вошла в перечень, составив компанию таким столпам искусства XX века, как Луи Армстронг, Пабло Пикассо, Игорь Стравинский и так далее.
Голливудские грезы
В 1921 году двоюродный брат царя Николая II Великий князь Дмитрий Павлович познакомил Коко с Сэмюелом Голдвином, который тогда занимался запуском киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Патриарх Голливуда был настолько впечатлен личностью и работами Шанель, что в одночасье предложил ей миллион долларов (сейчас эта сумма составила бы 75 млн) за то, чтобы она одевала кинозвезд. Кутюрье с радостью согласилась, однако вскоре студия отказалась от сотрудничества с француженкой, так как посчитала, что ее чересчур простые, по понятиям Голливуда, наряды не совсем выгодно смотрятся на экране. С тех пор Шанель считала американский кинорайон «столицей плохого вкуса».
Поддерживала русское искусство
В 1913 году Коко совершенно случайно составила компанию своей приятельнице на мероприятиии парижского театра Champs d'Elisee, где проходила премьера очередного русского балета. Тогда дягилевские «русские сезоны» только входили в моду, многое из русского искусства казалось рафинированной европейской публике диким и непривычным, но в тот день Коко влюбилась — в прерывистые движения, в странные костюмы и в завораживающую музыку Игоря Стравинского.
С композитором они познакомятся лично только семь лет спустя, и дружба эта будет такой крепкой, что Шанель приютит его и его обедневшую семью у себя дома, а затем сделает небольшое пожертвование его спектаклям и даже сошьет для российских балерин несколько нарядов.
Могла стать королевой Великобритании
Чем выше была слава Шанель как кутюрье, тем шире становился круг ее знакомств. В какой-то момент он расширился до представителей британской аристократии. В 1923 году Коко была представлена таким фигурам, как Уинстон Черчилль, герцог Вестминстерский Хью Гросвенор (с пра-пра-прадедом нынешнего герцога и по совместительству самого молодого богача Королевства) и, в конце концов, наследнику британской Короны принцу Эдуарду. Некоторые историки до сих пор полагают, что дядя Елизаветы был поражен француженкой и даже сделал ей предложение. Коко, конечно, не была аристократкой, но она, по крайней мере, ни разу не была замужем. Так что, кто знает, быть может, ей бы повезло больше, чем Уоллис Симпсон?
Между тем, что известно абсолютно точно, так это то, что за Коко ухаживал герцог Вестминстерский. Их роман длился около десяти лет, но, как и все интрижки у Хью и у Шанель, так и не вылился ни во что серьезное. Позднее сама Габриэль так говорила об этих отношениях: «Герцогинь Вестминстерских было много, но Шанель была одна».
Обвинения в шпионаже
Вторая мировая никого не обошла стороной, в том числе и Коко. В 1940 ее племянник Андре Паласе был взят нацистами в плен. Шанель, разумеется, попыталась освободить родственника, воспользовавшись своими давними связями в немецком посольстве. Андре тогда освободили, но вот сама Коко попалась в ловушку к атташе посольства Гансу Гюнтеру фон Динклаге, став его любовницей в 1942 году. С тех пор, как предполагается, Шанель собирала разведданные для Третьего рейха и даже пыталась убедить Черчилля в необходимости пойти на переговоры с нацистами.
После войны ее сразу же обвинили в коллаборационизме и заключили под стражу. Однако благодаря стараниям того же Черчилля отпустили, но, правда, без права въезда во Францию. Назад Шанель пустили только в 1953, а через год, как известно, она возродит свою карьеру модельера.
Модные похороны
Коко Шанель скончалась в возрасте 87 лет от сердечного приступа в фешенебельном отеле Ritz, в котором жила последние 30 лет. Похоронная служба состоялась в не менее помпезной церкви Мадлен в центре Парижа. Гроб Шанель был украшен тысячами белых цветов, а проститься с легендой моды пришли такие дизайнеры, как Ив Сен-Лоран, Пьер Бальмен и Кристобаль Баленсиага.
Ей посвятили мюзикл
Дизайнерам и их биографиям посвящают множество фильмов и монографий, но сможет ли хоть один из них похвастаться целым мюзиклом в свою честь? Шанель может. Всего за два года до ее смерти режиссер Андре Превин поставил в одном из бродвейских театров мюзикл о легендарной Коко — о ее жизни и наследии. Либретто к постановке написал Алан Лернер (работал над такими фильмами «Как моя прекрасная леди» и «Американка в Париже»), а роль Габриэль сыграла неподражаемая Кэтрин Хепберн.
Фото: Getty Images