Как тактично закончить неприятный разговор: 6 лайфхаков от психолога

Наверное, каждый из нас сталкивался с тем, что желание продолжать затянувшуюся беседу отсутствует, но страх обидеть оппонента делает нас заложниками ситуации, а потому мы вынуждены продолжать принимать участие в скучном или неудобном разговоре. В подобных ситуациях большое значение имеет то, с кем ведется диалог: с близким человеком или посторонним. В первом случае проблема упрощается, так как социальная дистанция короче, а, значит, мы можем использовать больше маневров, чтобы остановить беседу. Впрочем, и во втором случае есть свои нюансы, способствующие безболезненному прерыванию неприятного разговора. Вместе с психологом Викторией Пархомчук разбираемся в лайфхаках, которые помогут тактично решить проблему.

«Присоединение» и последующее завершение разговора

Когда ваш собеседник говорит много, и вы не знаете, как его остановить, можно использовать тактику присоединения, например, сказав следующее: «У меня была похожая история»; «Я недавно тоже попадал в такую же ситуацию». Затем, выдав определенное количество информации, необходимо завершить разговор: «Я, наверно, совсем тебя заговорил, пора идти по своим делам». Использовав подобную тактику, вы «перебиваете» сами себя, перехватывая инициативу в свои руки.

Комплименты и похвала

Как тактично закончить неприятный разговор: 6 лайфхаков от психолога

Когда разговор явно затянулся, а у вас нет возможности вставить хоть слово, можно остановить монолог собеседника, похвалив его, и сменить таким образом тему разговора. Например: «Я разделяю твои эмоции, это действительно несправедливо. Кстати, забыла тебе сказать, что новый свитер тебе очень к лицу». «Я бы так же поступил на твоем месте. Кстати, не могу не отметить, ты очень хорошо сегодня выглядишь».

Апелляция к неосведомленности 

Когда речь начинает заходить о темах, которые вам откровенно неинтересны или могут вызвать конфликт, можно использовать следующие фразы: «Я совершенно аполитична, и стараюсь не обсуждать те темы, в которых некомпетентна»; «Я не слежу за этой темой, поэтому не могу поддержать разговор». Так вы сможете дать понять собеседнику, что не желаете участвовать в дискуссии на спорную тему, при этом не задев его чувств (читайте также: От религии до политики: как спорить на «запретные» темы, и стоит ли это делать).

Честность и прямолинейность

Как тактично закончить неприятный разговор: 6 лайфхаков от психолога

Если вас вовлекают в обсуждение сплетни или в вашем присутствии говорят о ситуации, с которой вы не согласны, вы можете открыто обозначить свою позицию по этому вопросу. Для этого можно использовать следующие фразы: «Я стараюсь не обсуждать человека в его отсутствие»; «Эта тема мне неприятна»; «Не могу сказать ничего плохого про этого человека, по отношению ко мне он всегда вел себя порядочно». Используя этот прием, вы ясно дадите понять, что подобные разговоры вас не интересуют, и собеседнику не стоит пытаться вовлекать вас в них в будущем.

Пауза

Если ситуация накаляется, а участники разговора начинают переходить на повышенные тона, предложите собеседнику решить вопрос чуть позже, когда каждый из вас сможет контролировать свои эмоции: «Считаю, нам стоит остыть и продолжить разговор, когда мы оба успокоимся»; «Не думаю, что этот разговор приведет сейчас к чему-то хорошему, поэтому предлагаю перенести его обсуждение на потом».

Вербальные жесты

Как тактично закончить неприятный разговор: 6 лайфхаков от психолога

Когда беседа наскучила, а оппонент этого не замечает, можно использовать жесты, которые помогут вам показать собеседнику, что разговор затянулся. Старый добрый способ показать, что вы торопитесь — взглянуть на часы. Если этот метод для вас не совсем удобен, вы можете уточнить время у собеседника, намекнув, что пора идти по своим делам: «Не подскажешь, сколько времени? Слушай, мы совсем заболтались, мне пора бежать». 

Еще один способ прервать затянувшийся разговор, например, беседу с коллегой, который подошел к вашему рабочему столу — взять документы и начать куда-то собираться. Можно также уточнить, не знает ли он, где сейчас, например, начальник или любой другой сотрудник, и отправиться проверить, на месте ли он.

Виктория Пархомчук
Виктория Пархомчук

Психолог, гипнотерапевт, автор блога.

Фото: Getty Images