Перебивать собеседника
Подруга делится историей из своей жизни, и тут вы вспоминаете подобный случай и резко решаете высказаться. Вероятно, многим знакомо такое поведение, когда один из собеседников обрывает диалог на полуслове и начинает с запоем рассказывать что-то свое. Не слушать собеседника и «вставлять свои пять копеек» — одна из самых неприятных привычек в межличностной коммуникации. Так происходит, если вы нетерпеливы, не умеете отслеживать чувства и эмоции собеседника, хотите повысить свою значимость в разговоре или боитесь забыть мысль.
Как бороться?
Отслеживайте в разговоре смысловые паузы и завершение истории. Научитесь фиксировать в памяти мысль, которую хотите сказать и только потом переходите к прямой речи. Если вас постоянно перебивают, то оцените, как вы строите свою речь. Подумайте, нет ли в ваших словах ненужных подробностей и отсутствия сути (читайте также: Совсем не леди: 5 фраз, которые никогда не произнесет аристократка — но вы их говорите).
Постоянно хвалиться
У вас новая покупка, ребенок получил хорошую оценку в школе, а партнер вчера подарил цветы? Своими радостными моментами вы спешите поделиться с окружающими, но они почему-то не разделяют эйфорию вместе с вами. Причиной этому может быть чрезмерное самовосхваление, или хвастовство. Чаще всего нам хочется поделиться своими успехами на работе, материальными достижениями и победами детей. В коммуникации мы часто передаем посыл: «Я лучше других, а, может, и лучше тебя». С точки зрения психологии делиться успехами — это нормально и правильно. Однако важно понимать, кому вы рассказываете о радостных событиях, и подумать, а порадуется ли с ваш собеседник.
Как бороться?
Определите круг собеседников, которые будут искренне разделять ваши успехи. Оцените ситуацию, когда действительно стоит рассказать о событиях в вашей жизни, а когда стоит умолчать. Очень часто желание безграничного хвастовства говорит о том, что вы нуждаетесь в сторонней оценке, за счет которой вы повышаете самооценку. Научитесь хвалить себя и самостоятельно отмечать успехи, чтобы не зависеть от мнения окружающих. А если заметили, что чужие истории успеха вызывают негатив, то проанализируйте эти моменты. Уверяем, вы найдете то, чего вам сейчас не хватает.
Непрошенные советы
«Я же знаю, как лучше! Почему они меня не слушают?» — вы поделились мнением, а собеседник вместо того, чтобы отблагодарить, сделал все по-своему и возмутился, что вы лезете не в свое дело. Никто не любит непрошенных советов: чужое мнение без запроса нарушает личные границы, принижает другого человека и негласно подчеркивает, что ваш визави не справляется. Мотивы поделиться своей позицией разнообразны: от благого желания помочь до чувства собственной значимости и самолюбования (читайте также: Как с возрастом не потерять друзей: 6 советов, чтобы не остаться одинокой).
Как бороться?
Прежде чем безвозмездно делиться советом, оцените, зачем вы это делаете. Обязательно уточните у человека, что он хочет от вас получить: мнение или поддержу. Зачастую другому человеку необходимо просто выговориться и получить сожаление. Постарайтесь действовать, как психологи: не давать советы, а помогать друзьям найти подходящее решение проблемы. Помните, что советчики всегда забирают часть ответственности на себя.
Фаббинг, или привычка отвлекаться в телефон
Постоянное залипание в мобильном телефоне во время беседы — настоящий бич современного общества. Порой, мы даже не задумываемся, что чувствует человек, который видит, как его собеседник перестает слушать и включает телефон. Такое поведение сбивает речь приятеля, снижает его значимость в разговоре и сильно раздражает. Причинами пренебрежения и постоянного залипания в смартфоне могут быть зависимость от устройства, неумение поддержать диалог и банальная скука. Фабберы переключаются на экран телефона в любых ситуациях: они могут схватить устройство и на рабочем собрании, и во время личной беседы.
Как бороться?
Если замечаете за собой такую неприятную привычку, откладывайте телефон подальше, чтобы руки не могли до него дотянуться. Отслеживайте свои эмоции в разговоре, когда смартфон будет недостигаем. Это поможет понять, что заставляет вас каждый раз отвлекаться (читайте также: «Медленный развод»: что такое фаббинг, и как он разрушает ваши отношения).
Обесценивание собеседника
«Ой, нашли из-за чего переживать», «Не говори ерунды», «Есть проблемы и посерьезнее», «Да любой так сможет», «Ну, и что тут такого уникального» — эти и другие обесценивающие фразы охлаждают отношения между вами и собеседником и точно не вызывают желания делиться мыслями и чувствами. Обесценивание — это защитный психологический механизм. За колкими и обидными фразами обесценивающего скрывается собственная боль и страх быть хуже других. Отмахиваясь и принижая в разговоре другого, мы пытаемся самоутвердиться за его счет и показываем всем видом, как для нас не важна его проблема.
Как бороться?
Развивайте эмоциональный интеллект, отслеживайте во время беседы чувства собеседника и уберите из разговора обесценивающие фразы. Особенно опасно такое поведение может быть при общении с детьми. Когда родитель постоянно говорит, что проблема не важна и не стоит уделять ей столько внимания, то в ребенке развивается низкая самооценка, с которой очень сложно жить во взрослом мире (читайте также: «Да что мне твои проблемы»: чем опасно обесценивание чувств).
Бестактные вопросы
Девушкам точно знакомо, что такое неуместные и раздражающие вопросы: «А когда замуж?», «А когда дети?», «Когда пойдете за вторым ребенком?», «А ты чего так поправилась?», «Почему так плохо выглядишь? Заболела?». Сюда же можно отнести и обесценивающие комплименты (читайте также: Принижают вас: 10 комплиментов, за которыми скрываются оскорбления (а вы не замечали)).
Даже и говорить не стоит о том, что притворное беспокойство и неискренний интерес точно не располагают к последующему диалогу. За простой и бестактной манерой скрывается все то же обесценивание, самоутверждение через уничижительные вопросы и принижение собеседника.
Как бороться?
Запомните, что вы не обязаны отвечать на все вопросы, которые вам задают. Отстаивайте личные границы в беседе и сразу укажите, что вы принципиально не отвечаете на них. Не пускайтесь в доказывание и колкости в адрес собеседника. Иногда вас может спасти шутка, но если вы не сильны в импровизации, постарайтесь скорее закончить неприятный диалог без агрессии.
Игнорирование в разговоре
Вас спросили о том, как прошел день, но ответ уже не слушают, отвлекаются или продолжают говорить о своем. Дежурные фразы от малознакомых людей и их невнимание совершенно не портит настроение. Но что делать, если игнорирует близкий человек? Начните с анализа ситуации, когда на вас не обратили внимание. Оцените частоту такого поведения и постарайтесь выяснить причины. Умышленное регулярное игнорирование — это вариант писхологического насилия, газлайтинга. Мотив такого поведение — вызвать у вас негативные эмоции и чувство собственной ненужности.
Как бороться?
В подобных ситуациях сразу включайте «защиту». Если вами не интересуются во время беседы, значит, и вас не должны волновать проблемы собеседника. Если «вылечить» подобное подобным не получится, то общение лучше и вовсе прекратить.
Умение общаться с людьми — это необходимый навык в жизни. Улучшайте коммуникации с окружением, повышая осознанность. Избавляйтесь от раздражающих привычек и не позволяйте другим нарушать ваши границы в беседе. Очень полезно анализировать то, как вы ведете диалоги и реагируете на мнение близких.
Фото: Shutterstock