Америка, Франция и даже Австралия — в 1990-х советский актрисы разлетелись по разным уголкам земного шара, чтобы начать жизнь с чистого листа. Как сложилась судьба «русской Софи Лорен»? Почему Наталья Андрейченко, вышедшая замуж за «оскароносного» австрийского актера, так и не смогла пробиться в Голливуде? И зачем муза Никиты Михалкова вернулась на родину в 2020 году? Читайте в нашем материале.
Галина Логинова
С юных лет Галина Логинова отличалась артистичностью — она занималась музыкой, посещала драматический кружок и мечтала стать известной актрисой. В 1968 году она поступила во ВГИК и вскоре начала сниматься. Дебютировала Галина в популярном многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень», после чего юную артистку заметил режиссер Самсон Самсонов и предложил ей главную роль в киноадаптации шекспировской комедии «Много шума из ничего». Партнером Логиновой по съемочной площадке стал Константин Райкин. Ей было всего 23 года, а ее уже успел полюбить весь Советский союз.
Но сама актриса отдала свое сердце Богдану Йововичу — молодому и амбициозному врачу-терапевту сербской национальности. Их отношения привлекли внимание КГБ: Галину даже вызвали в Комитет госбезопасности, где убеждали незамедлительно расстаться с иностранным гражданином под угрозой краха карьеры и других неприятностей. Но Логинова не испугалась. Более того, она вышла замуж за Богдана и родила ему дочь Миллу.
Увы, счастливо жить вместе в Советском союзе у них не получилось. В 1976 году мужа Логиновой депортировали из страны, и актрисе пришлось пять лет добиваться разрешения на выезд за границу. Супруги воссоединились в Лондоне, а затем переехали в США. «Я не знала, как буду жить, приехала в Америку с одним чемоданом. Мы с мужем пытались найти себя в этой жизни. Зачеркнули все, что было раньше, и начали все сначала», — вспоминала она. Вскоре их семью ждало новое потрясение — Богдана уличили в финансовых махинациях и приговорили к тюремному сроку. Через несколько лет Логинова и Йовович оформили развод. Советская актриса пыталась пробиться в Голливуде, но потерпела неудачу. Всю нерастраченную энергию она вложила в свою дочь, и во многом благодаря стараниям матери Милла Йовович стала одной из самых востребованных звезд мирового кинематографа.
Майя Менглет
Зрители восторженно называли ее «русской Софи Лорен», даже не подозревая, что в юности Майя Менглет сильно сомневалась в своей красоте и актерских способностях. Она уже была практически готова отнести документы на лингвистический факультет, но семейные гены взяли свое (оба родителя Майи были известными театральными актерами), и она помчалась в Школу-студию МХАТ. Скромная, но очень привлекательная студентка актерского отделения сразу же получила предложение работать в Доме моделей на Кузнецком мосту. А незадолго до окончания института ее утвердили на главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Партнером Менглет по съемочной площадке был первый красавец советского экрана — Вячеслав Тихонов. Стоит ли говорить, что эта работа стала для начинающей актрисы не только «боевым крещением», но и огромным трамплином к славе.
Актриса снялась в 16 фильмах, но постепенно стала терять интерес к кинематографу, сосредоточившись на работе в театре имени Станиславского. Майя Менглет была прирожденной театральной актрисой и именно на сцене сумела раскрыть все грани своего актерского таланта. Ею восхищался даже Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. На одном светском приеме он подошел к ней и пригласил на танец. Позже Майя Менглет с улыбкой вспоминала, что Брежнев оказался таким никудышным танцором, что отдавил ей все ноги.
В 1990-е, как и многим другим деятелям искусства, Менглет пришлось непросто. Ролей в кино предлагали мало, а в родном театре, которому она отдала 43 года своей жизни, сменился руководитель. Им стал прагматичный и далекий от культуры мужчина, который отменял спектакли и сдавал помещение в аренду всем желающим. Майе было больно уходить из театра, но иного выхода не было. Вместе с ней написал заявление об увольнении и ее супруг, актер Леонид Сатановский.
Они переехали в Австралию, где к тому времени уже жили их взрослые сыновья. Любопытно, что даже эмигрировав, Майя и Леонид продолжили заниматься любимым делом: они играли в постановках местной русской театральной труппы и ездили на гастроли. А чтобы почаще вспоминать о своих корнях, Менглет с любовью обустроила «русский сад» возле своего мельбурнского дома.
Наталья Андрейченко
Одна из самых известных советских эмигранток, актриса Наталья Андрейченко навсегда запомнилась нам в роли Леди Совершенство, вечно молодой образцовой няни из фильма-мюзикла «Мэри Поппинс, до свидания!». Ее красота, грация и аристократические черты лица считались в СССР эталонными, а в 1987 году ее признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».
Наталья Андрейченко начала сниматься, еще будучи студенткой ВГИКа. На втором курсе она сыграла в фильме «От зари до зари». А настоящую славу актрисе принесла роль Насти Соломиной в киноэпопее Андрея Кончаловского «Сибириада». Эта картина была удостоена специальной премии Каннского кинофестиваля. Из наиболее заметных работ Андрейченко также можно отметить «Леди Макбет Мценского уезда», «Военно-полевой роман», «Дамы приглашают кавалеров», «Коней на переправе не меняют» и «Тихий Дон».
Разумеется, Андрейченко никогда не испытывала недостатка мужского внимания. Она встречалась с Кареном Шахназаровым и Егором Кончаловским, а потом вышла замуж за композитора Максима Дунаевского, с которым познакомилась во время съемок фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Однако этот брак оказался недолгим. Следующим избранником актрисы стал австрийский актер и аристократ, обладатель премии «Оскар» Максимилиан Шелл. В 1986 году они поженились, а спустя пять лет переехали в Америку. Наталья пыталась продолжить актерскую карьеру за рубежом — повышала мастерство на голливудских мастер-классах, ходила на кастинги — но практически все американские и европейские киноработы актрисы остались незамеченными.
Сегодня советская «Леди Совершенство» активно ведет Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), следит за фигурой, занимается йогой, руководит центром духовных практик, а также школой хороших манер «Мир доброты Мэри Поппинс». С мужем она развелась.
Валентина Воилкова
Все советские юноши разделяли чувства Костика из «Покровских ворот» к очаровательной голубоглазой работнице ЗАГСа Рите. Ее сыграла молодая выпускница ГИТИСа Валентина Воилкова. Еще до выхода культовой комедии Михаила Козакова она уже была достаточно известной театральной актрисой. Валентина играла в спектаклях «Усвятские шлемоносцы», «Солдат и Ева», «Игрок», «Идиот» и «Дама с камелиями» на сцене театра Советской армии. Но всесоюзную популярность ей принесла именно работа в кино.
Помимо «Покровских ворот» Воилкова появилась в фильмах «Обыкновенное чудо» Марка Захарова и «Приключения Электроника» Константина Бромберга, а также сыграла женственную и утонченную госпожу Элоиз де Вильфор в экранизации романа Александра Дюма «Граф Монте Кристо». Однако к 1990-м годам карьера Валентины Воилковой начала снижать обороты. Близилась перестройка, многие актеры уже сидели без работы. Валентине предложили несколько сценариев, но она отказалась, сочтя их неинтересными.
В то же самое время в ее жизни появился любимый мужчина — француз, приехавший в Москву по работе. Вскоре они узаконили отношения, а в 1991 году Валентина переехала во Францию. Сегодня актриса переводит и озвучивает иностранные фильмы на студии, принадлежащей ее супругу. В России она бывает очень редко.
Елена Соловей
Будущая муза Никиты Михалкова появилась на свет в поствоенное время в немецком городе Нойштрелиц. Ее родители были советскими гражданами, которые познакомились и полюбили друг друга на фронте. Как только их дочери исполнилось 3 года, они вернулись на родину. Елена росла очень одаренным и творческим ребенком, она любила театр и кино, поэтому твердо решила поступать в театральный институт. Но первая попытка оказалась неудачной. Только через год Елена стала гордой студенткой ВГИКа. Во время учебы она стала делать первые шаги в актерской карьере: сначала это были небольшие роли в скромных фильмах, но уже через несколько лет она блистала на экране наравне с такими метрами как Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Сергей Юрский и Олег Табаков (фильм «Король-олень» 1970 года).
Советским зрителям Елена Соловей запомнилась по работам в фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Друг», Вам и не снилось», «Блондинка за углом», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Дети Ванюшина», «О любви», «Приключения принца Флоризеля», «Жизнь Клима Самгина», «Ищите женщину» и многим другим. Ее особенно любил режиссер Никита Михалков, и актриса была всегда счастлива сниматься под его руководством. Она даже отказалась от роли Миледи в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах», потому что уже обещала Михалкову сыграть в его фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
В 1990-х Елена Соловей вместе с мужем-художником Юрием Пугачом с двумя детьми переехала в Америку. Она не строила иллюзий о том, что ей удастся стать звездой Голливуда, но продолжала заниматься тем, что у нее получалось лучше всего — играть и учить других актерскому мастерству. Елена работала в театре Александра Журбина на Брайтон-Бич и основала театральную школу для детей «Этюд». Любопытно, что вскоре она все-таки появилась в нескольких популярных американских кинопроектах, среди которых: «Клан Сопрано», «Хозяева ночи», «Роковая страсть» и «Затерянных город Z». Да, роли у Елены Соловей оказались совсем небольшие, зато она поработала со многими знаменитостями мировой величины — Хоакином Фениксом, Марион Котийяр, Чарли Ханнэмом, Робертом Паттинсоном и Сиенной Миллер. Так что, можно сказать, что из всех героинь нашей подборки, именно у Елены Соловей наиболее успешно сложилась заграничная карьера.
В 2020 году актриса вернулась в Россию. За год до этого скончался ее супруг, и Елена решила, что ее больше ничто не держит в Америке.
Фото: КиноПоиск, kino-teatr.ru, кадры из фильмов