Выходи за меня: как менялось помолвочное кольцо (и зачем оно было нужно)

Как появилась традиция дарить возлюбленной помолвочное кольцо, зачем оно нужно, если уже есть обручальное, и какие тренды в украшениях главенствуют сейчас – подробно рассказываем в материале.

Подарок в виде помолвочного кольца – довольно логичный этап отношений двух влюбленных, которые хотят двигаться дальше и создать семью. И хотя обручальное кольцо мы носим сравнительно дольше, первое впечатление и все самые трогательные эмоции всегда связаны с предложением руки и сердца. И, конечно, за таким важным аксессуаром кроется довльно занятная история появления и развития. Вместе с Александром Синицыным, основателем бренда Aleksandr Sinitsyn Jewelry, разбираемся, как это украшение из символа любви превратилось в устоявшуюся мировую традицию.

Кто был первым?

Многовековая история символа помолвки противоречива. Как и вся история в целом. По одной из версий ученых, традиция носить помолвочные кольца возникла в Древнем Египте, в 2600 году до нашей эры. Оба партнера носили кольца из золота на левом безымянном пальце, но делали это только фараоны. Лишь они могли позволить себе золото. Остальным оставалось носить кольца из костей животных, кожи, растений.

По другой популярной версии, именно древние римляне во II веке до нашей эры зародили традицию просить руку и сердце, преподнося кольцо. Жених при этом их не носил, как древний египтянин, но на помолвку дарил два кольца. Почему? Одна версия утверждает, что у самой невесты оказывалось оба кольца: железное для ношения дома и золотое для выхода свет. Вторая версия: одно кольцо вручалось невесте, а второе – ее отцу. Кольцо невесты было с узором в виде ключа, что означало доверие своей избраннице открывать любые двери в жизни будущего мужа. Символично, правда?

Мировая традиция

Благодаря распространению христианства, с XII века дарить кольцо на помолвку стало мировой традицией. До этого ее не хотели признавать лишь потому, что считали языческой.

Помолвочный портрет Ладислава Постума и Мадлен Французской, XV век

Теперь сама традиция дарить кольцо призывала к ответственности: семью мог создать только тот, кто способен найти средства на кольцо, а значит – и сможет обеспечить будущую супругу.

Мода на кольца с камнем пришла благодаря королю Германии Максимилиану I. Он подарил своей невесте Марии Бургундской кольцо с огромным бриллиантом. Слухи о таком красивом жесте быстро разлетелись по знати разных стран, и теперь мужчины стремились показать дамам свое благосостояние и власть именно этим жестом.

Бриллиантовое наваждение

Бриллиант был слишком редким камнем, позволить его себе могли только королевские особы. Но в 1870 году было найдено крупное алмазное месторождение в Африке, и камень стал более доступным. Почти 50 лет компания-монополист De Beers успешно обеспечивала мир бриллиантами до тех пор, пока в США не началась Великая депрессия и продажи резко упали. Чтобы спасти корпорацию, De Beers вместе с рекламным агентством N.W. Ayer провели одну из самых успешных маркетинговых кампаний в истории «Бриллианты – это навсегда». Мощная пропаганда создала прочную ассоциацию «бриллианты» и «любовь, верность, семья, стабильность, прочность, счастье». Украшения стали считаться  не просто бижутерией, а фамильной реликвией. До сих пор 78% всех помолвочных колец в мире украшены бриллиантами (читайте также5 мифов о кольцах с бриллиантами).

Самое культовое из них – Tiffany Setting, появилось еще в 1886 году. Секрет его популярности и отличительная особенность - особое обрамление из шести зубцов. Они «приподнимают» камень над ободком кольца и помогают максимально подчеркнуть блеск и сияние бриллианта.

Мода на помолвочные кольца за последние 100 лет

В 1920-х на пике популярности был стиль гало (Halo). Кольцо с крупным камнем геометрической формы было окружено россыпью мелких кристаллов. Такое расположение драгоценных камней усиливало блеск центрального. Основа для гало производилась исключительно из белого металла.

30-е годы

В 30-х годах XX века из-за политических событий дамам приходится довольствоваться одним небольшим круглым камнем, оформленным ажурными узорами из металла.

В 40-е годы наметился другой тренд – широкие кольца с круглым бриллиантом и филигранным оформлением. Все благодаря рекламе De Beers. Из металлов в фавориты вошло белое золото.

А желтое и розовое золото становятся популярными в 1950-е годы. Само помолвочное кольцо становится всё более массивным, с еще более сложным дизайном (читайте такжеСекреты помолвочного кольца Королевы Елизаветы).

Королева Елизавета II и ее помолвочное кольцо, 16 мая 1982 год

С середины XX века алмазная лихорадка сменяется любовью к альянсу из разных камней: бриллиантами дополняют другие цветные драгоценные минералы. В моделях с одиночным камнем популярными становятся бриллианты изумрудной огранки.

70-е – это десятилетие разнообразия в дизайне. Именно тогда появляются двойные кольца, бриллианты располагаются россыпью, иногда и без центрального камня. Чуть позже сенсацией становятся цветные бриллианты и драгоценные камни. Всё благодаря легендарному помолвочному кольцу принцессы Дианы – знаменитого сапфира в окружении бриллиантов. О таком мечтали невесты всего мира. Еще один тренд 80-х – минималистичное кольцо-солитер, которое сопровождали два бриллианта огранки «багет» по обеим сторонам.

Мода на огранки менялась под влиянием популярных стилей. Так в 90-е благодаря гранжу было популярно помолвочное кольцо с камнем огранки «маркиз», а «принцесса» была востребована в начале 2000-х (читайте такжеСамые красивые (и известные) помолвочные кольца звезд).

Брэд Питт и Дженнифер Энистон демонстрируют помолвочное кольцо на концерте Стинга, 21 ноября 1999 года

Цикличность моды подтверждает возвращение в 2010-м знаменитого стиля гало. В этот же период в тренде были цветные бриллианты.

2020: не бриллиантом единым

В конце 20-го века и вплоть до недавнего времени девушки мечтали либо о классическом помолвочном кольце Tiffany, либо о модели как у любимой знаменитости. Но сегодня акцент в выборе помолвочного кольца резко сместился с его стоимости и веса в сторону индивидуальности. Уже давно не актуально правило, что «достойное» кольцо должно составлять почти три зарплаты жениха. Благодаря интересному дизайну, современные кольца с полудрагоценными камнями смотрятся даже эффектнее, чем кольцо с бриллиантом.

Aleksandr Sinitsyn Jewelry
Aleksandr Sinitsyn Jewelry

Тренд на осознанное потребление сыграл свою роль: сегодня мода отрицает шаблоны. Мы перестали быть консервативными: да, мы по-прежнему с любовью смотрим на бриллианты, но все чаще выбираем кольца с полудрагоценными камнями, кристаллами и даже металлические лаконичные модели. На них ювелиры могут нанести гравировку из важных слов вашей личной любовной истории.

Синицын Александр

Александр Синицын – ювелир, создатель бренда Aleksandr Sinitsyn Jewelry.

Фото: Getty Images, архив пресс-служб