«Ночные ведьмы»: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты

Рассказываем историю легендарных «Ночных ведьм» – женского ночного бомбардирочного полка, который принимал участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии – от битвы за Кавказ до боев на территории Германии. Подвиги молодых и храбрых советских летчиц, которых немецкие солдаты боялись как огня, мы будем помнить всегда.

Фото №1 - «Ночные ведьмы»: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты
Советские лётчицы, герои Советского Союза Руфина Гашева и Наталья Меклин

46-й Гвардейский ночной бомбардировочный Авиационный полк, возглавляемый Евдокией Бершанской, наводил леденящий ужас на противника. Бесстрашные советские бомбардирощицы, самолеты которых не могли обнаружить немецкие радары из-за низкой высоты полета, появлялись в небе под покровом ночи, сбрасывали бомбы и вновь исчезали во мраке. «Считали, что это какие-то выпущенные из мест не столь отдаленных заключенные женщины, которых, к тому же, пичкают какими-то жуткими таблетками,  чтобы они не спали ночами и были такие яростные и жестокие, – поясняет историк авиации Светлана Чудинова. – И вот эти полусумасшедшие выпущенные преступницы – они какие-то ведьмы. А так как по ночам летают – ночные». Но, разумеется, наши летчицы, которым было от 17 до 22 лет, не были преступницами и уж точно не обладали никакими «сверхспособностями». Разве что только одной – фантастической и непоколебимой отвагой. Именно она давала силы этим молодым девушкам каждую ночь садиться за штурвалы старых легких фанерных самолетов и взмывать в небо, чтобы уничтожить как можно больше вражеских захватчиков.

Осенью 1941 года немецкая армия уже подступала к Москве, начиналась блокада Ленинграда. Сотни тысяч советских женщин отправились на фронт добровольцами – медсестрами, связистками, зенитчицами. Но самая большая нехватка кадров ощущалась в летной отрасли – все существующие боевые авиаподразделения работали на пределе. И тогда Герой Советского Союза Марина Раскова выступила с предложением создать новые авиационные полки в составе ВВС СССР, где воевали бы женщины.

Card Летчицы 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка, или "Ночные ведьмы"

До того момента военная авиация считалась исключительно мужской прерогативой. Опытные женщины-летчики работали авиаконструкторами и обучали других пилотов, но на фронт их не пускали, мотивируя это тем, что мужчин-пилотов вполне хватает. Но положение дел изменилось, и Расковой удалось добиться своего. Получив разрешение Сталина, она сформировала три боевые части: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный авиаполки. Желающих вступить в них оказалось действительно много – сотни девушек-летчиков ответили на призыв Расковой и присоединились к новым летным подразделениям.

К выбору командира для 588-ого авиаполка пришлось подойти с особой тщательностью из-за специфики задач, которые перед ним ставились. Наконец, нашлась подходящая кандидатура – 29-летняя Евдокия Бершанская, которая была опытным пилотом, имела навыки ночного и слепого полетов, а также командовала женским отрядом, созданным в Батайской летной школе. Именно ей предстояло повести за собой молодых девушек-летчиков на смертельно опасные задания в самое темное время суток.

В октябре 1941 года женщины новых летных подразделений отправились в город Энгельс на Волге, где началась изнуряющая подготовка к службе на фронте. Тренировочный лагерь развернули прямо на аэродроме – здесь молодые летчицы днем и ночью оттачивали навыки управления самолетами, изучали тактику боя. В распоряжении подразделений было ограниченное количество авиасуден. А самые хрупкие самолеты достались женщинам из 588-го ночного полка. Это были фанерные бипланы У-2 (По-2) с двумя открытыми кабинами, которые применялись в основном для учебных полетов и не были приспособлены для боевых действий. Советские граждане ласково нарекли их «кукурузниками», а немцы насмешливо прозвали «русской фанерой». У-2 были настолько беззащитными, что сбить их можно было даже огнем стрелкового оружия. Именно поэтому было решено использовать их только в ночных полетах, уповая на то, что под покровом ночи им удастся скрыться от врагов.

Card "Ночные ведьмы", 1945 год

На бипланах отсутствовало какое-либо вооружение (кроме пистолетов), радиосвязь и средства навигации (кроме секундомеров и карты). Не было даже бомбового отсека. Но летчицы придумали решение – они собственноручно изобрели и сконструировали бомбодержатели, которые крепились прямо под плоскости самолета. От парашютов они тоже решили отказаться, чтобы иметь возможность взять вместо них еще 20 килограммов бомб.

23 мая 1942 года после завершения обучения новые женские авиационные подразделения вылетели на фронт. Численность 588-й ночного полка тогда составляла 115 человек, а средний возраст женщин-бойцов – около 20 лет.

Прибывшим на фронт девушкам выделили по комплекту мужской военной формы и обуви, так как женской одежды для летчиков просто не существовало. «Нам выдали шинели, сапоги 43 размера – так что в одном сапоге три наших ноги помещалось, – вспоминала Ирина Ракобольская, начальник штаба 588-го авиаполка. Также девушкам приказали коротко остричься, как полагается настоящим бойцам. Мужчины из соседнего 899-ого ночного бомбардировочного авиаполка смотрели на своих коллег женского пола с нескрываемым изумлением. И даже иногда в шутку называли их «Дунькиным полком», ссылаясь на имя командира. Но это только разжигало в летчицах решимость и желание отправиться в бой. Они были убеждены, что солдатская отвага определяется отнюдь не половой принадлежностью, а личными качествами бойца. И уже совсем скоро полк под командованием Евдокии Бершанской смог доказать это на деле.

Первый боевой вылет 588-го полка состоялся 12 июня на территории Сальских степей, а после сражений на Кубани полк перебросили на Кавказ. Они уничтожали склады горючего и боеприпасов, скопления машин и лагери захватчиков. Девушки рассказывали, что за ночь успевали совершить до 15 вылетов на вражеские объекты. После каждой миссии они возвращались на аэродром, загружали новые бомбы в импровизированные бомбодержатели и вновь взмывали в небо. И так продолжалось до самого утра. Случалось, что к рассвету летчицы были настолько обессилены, что не могли без помощи коллег выбраться из кабин. Но уже к вечеру они вновь отправлялись на боевое задание. «Мы были молодыми и бесстрашными, — писала одна из выживших летчиц. — Страх пришел позже».

Фото №2 - «Ночные ведьмы»: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты
Лётчицы Великой Отечественной войны. 586-й ночной истребительный авиационный полк, 1941-1945

Учитывая хрупкость самолетов, Евдокия Бершанская разработала особую тактику нападения, к которой немцы оказались не готовы. Самолеты 588-го ночного авиаполка летали на минимально возможной высоте – таким образом вражеские радары не могли заметить их приближения и подать сигнал тревоги. Как только цель появлялась в поле зрения летчиц, они глушили моторы и их «кукурузники» начинали медленно планировать. Затем девушки сбрасывали бомбы, заводили моторы и улетали домой. Эти внезапные ночные налеты повергли немцев в шок – они не могли взять в толк, как такое вообще возможно.

Основной целью 588-го полка был не максимальный урон (их самолеты не были рассчитаны на то, чтобы поднимать в воздух большие бомбы). Летчицы просто изматывали врагов, не давая им спокойно спать. За это немцы их люто ненавидели и называли «Ночными ведьмами». Впрочем, у возникновения этого прозвища была и другая причина: шум планирующего самолета ассоциировался с шуршанием ведьминой метлы в ночи – тихим приближением зловещей опасности.

В ответ на нападения «Ночных ведьм» немцы придумали собственную стратегию борьбы с ними. По ночам они включали прожектора, подсвечивая небо и выискивая в нем маленькие «кукурузники». В случае обнаружения угрозы в воздух поднимался истребитель, который расстреливал хрупкие самолеты в упор. Так в одну ночь на 1 августа 1943 года погибло четыре экипажа. «А мы стоим на своем аэродроме и видим, как огненный факел падает на землю, – вспоминала Ирина Ракобольская. – Вы можете себе представить, как вы смотрите на то, как падает горящий факел, и знаете, что в это время там находится Галя Докутович? (Галина Ивановна Докутович – штурман 588-го полка, погибшая в возрасте 22 лет при выполнении боевого задания над станицей Крымская 1 августа 1943 года – прим.ред.) И вы знаете, что это она сейчас горит».

Такие высокие разовые потери, ставшие отрицательным рекордом для 588-го полка, потрясли всех девушек. Но отнюдь не охладили их боевого духа. «Ведьмы» двигались вперед: Кубань, Крым, Белоруссия, Польша и, наконец, Германия. 8 февраля 1943 года за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецкими захватчиками, полку было присвоено почетное звание «46-ой гвардейский». Всего за время войны их самолеты провели в воздухе 28676 часов (или 1191 полных суток), уничтожили 76 автомобилей, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 17 переправ, множество топливных цистерн, 9 поездов и 2 железнодорожные станции.

Фото №3 - «Ночные ведьмы»: советские летчицы, которых боялись все немецкие солдаты
Участницы парада ветеранов Великой Отечественной войны, посвященного 50-летию Победы - летчицы 46-го женского авиационого полка ("ночные ведьмы"), Москва 5 мая 1995 г.
588-й полк до самого конца оставался полностью женским, тогда как 586-й и 587-й полки через некоторое время стали «смешанными».

По окончанию войны Евдокия Бершанская стала единственной женщиной в СССР, чьи заслуги были отмечены высокой полководческой наградой – орденом Суворова третьей степени. 23 летчицы получили звание Героя Советского Союза.

Потери составили 32 человека. Но даже несмотря на то, что летчицы погибли при выполнении боевых заданий за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. Когда фашистская Германия была повержена, комиссар 46-ого гвардейского полка Евдокия Рачкевич на деньги, собранные всем подразделением, объездила те места, где разбились самолеты, и разыскала могилы всех павших девушек. До сих пор они остаются героями, память о которых будет передаваться сквозь века.

Фото: TASS PHOTO