«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

В любом супермаркете найдется товар, этикетка которого утверждает, что он сделает вас здоровее. Производители используют искусно подобранные слова и фразы в сочетании с дизайном для продвижения своей продукции. Надписи могут сообщать «без сахара», «низкокалорийно» и «натурально», но это не всегда на самом деле так. Многие этикетки вводят покупателей в заблуждение, и мы предлагаем разобраться в самых спорных маркировках, встречающихся на полках магазинов.

Запомните важнейшее правило: изучение списка ингредиентов на упаковке пищевых продуктов важнее, чем любые выносы на этикетке. Самые важные ингредиенты находятся в начале списка (как правило, в первой тройке), остальное, как правило, присутствует в виде добавок.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«Легкий»

«Легкие» пищевые продукты обычно подвергаются сильной обработке, чтобы уменьшить количество калорий и жиров или вообще исключить их. В этот момент активно используются пищевые добавки, необходимые для улучшения вкуса во время обработки. Поэтому необходимо внимательно изучить список ингредиентов и проверить продукт на предмет пользы. Добавки могут содержать лишний сахар или скрытые калории, противоречащие идее «легкой» пищи.

«Низкокалорийный»

«Низкокалорийные» продукты, производимые одной и той же или разными компаниями, могут содержать столько же калорий, сколько и обычная версия того же продукта. Формальное требование заключается в том, что «низкокалорийные» продукты должны содержать на одну треть меньше калорий (40 калорий или меньше) на порцию, чем оригинальный продукт, однако положение в общей категории продуктов при этом никак не регулируется.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«С низким содержанием жира»

У американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) строгие правила, регулирующие продукты с пометкой «с низким содержанием жира». Например, продукт должен содержать не более трех граммов жира на 100 граммов и не более 30% калорий, поступающих из жиров. Однако сахар часто добавляют в обезжиренные продукты. Важно внимательно изучать ингредиенты на этикетке.

«Низкоуглеводный» и «кето»

На этикетках с данными о пищевой ценности продукта всегда перечислены углеводы, общее количество сахаров и сахарных спиртов. Как известно, углеводы обеспечивают организм энергией в форме калорий. Рекомендуемая суточная норма углеводов составляет 275 граммов, но многие люди предпочитают ограничивать углеводы для похудения. Надписи «низкоуглеводный» или «кето» на продуктах питания соблазняет тех, кто сидит на диете, но что в действительности значат эти пометки? Специалисты отмечают, что нет четких рекомендаций по маркировке продуктов питания с низким содержанием углеводов или кето-продуктов, а значит, подобная оценка может иметь крайне субъективный характер. Лучше подробно изучите режим питания для тех, кто придерживается низкоуглеводной диеты.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«Без сахара»

Продукты с пометкой «без сахара» могут содержать жир и другие наполнители, чтобы компенсировать потерю вкуса или текстуры при удалении сахара. Продукты без сахара должны содержать менее половины грамма сахара на порцию. Таким образом, шоколадный батончик «без сахара» может содержать следы сахара в том же или большем количестве.

«Без добавления сахара»

Пометка «без добавления сахара» на самом деле не означает, что пища полезна для здоровья или не содержит сахара. Этот термин сообщает, что продукт не обрабатывается дополнительным сахаром или сахаросодержащими ингредиентами. Обязательно внимательно изучите этикетку продукта и выясните, содержатся ли в нем натуральные или искусственные подсластители.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«Без кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы»

Кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы содержит примерно столько же калорий, что и сахар, и имеет аналогичные риски для здоровья. Часто, когда в продукт, который маркируется как «не содержащий кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы», добавляют другие подсластители, чтобы компенсировать насыщенность вкуса. По данным Американской кардиологической ассоциации, количество добавленного сахара должно быть ограничено шестью и девятью чайными ложками в день для женщин и мужчин соответственно, и вы должны следить за этим предписанием самостоятельно.

«Без холестерина»

Пометка «без холестерина» не означает, что продукт не содержит холестерина. На самом деле продукты питания с этой маркировкой не должны содержать более двух миллиграммов холестерина на порцию.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«Без глютена»

Маркировка «без глютена» — это добровольное пометка, которая делается пищевыми компаниями для людей с непереносимостью глютена. В 2013 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food & Drug Administration) утвердило определение термина «без глютена» для маркировки пищевых продуктов, установив, что продукты, содержащие 20 ppm (частей на миллион) глютена или более, не могут считаться безглютеновыми, однако продукты, содержащие следы глютена до этого количества, могут быть помечены как «безглютеновые», что может представлять проблему для людей с непереносимостью. Лучше сверяться с точным составом и уточнять, может ли содержать продукт следы глютена.

«Натуральный»

Продукты, помеченные как «натуральные», — один из самых сложных случаев. Этот термин не обязательно указывает на то, что пищевой продукт действительно можно считать натуральным. По данным Министерства сельского хозяйства США, продукты, помеченные как «натуральные», должны подвергаться минимальной обработке и не должны содержать искусственных консервантов, красителей или ароматизаторов. Но часто не учитывается информация об антибиотиках или гормонах (их часто используют на мясном и молочном производстве). Другие продукты с пометкой «натуральные» часто неверно истолковываются как не содержащие искусственных ингредиентов, что далеко не всегда так.

«Без сахара и калорий»: как этикетки на товарах нас обманывают (и как научиться их читать)

«Органический»

«Органический» — это еще один ярлык, используемый для продуктов, позиционирующихся как «здоровые», но на самом деле речь не о питательности или исключительной натуральности. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) установило строгие правила маркировки органических продуктов питания, и продукты с этой маркировкой должны «производиться с использованием методов сельскохозяйственного производства, которые способствуют круговороту ресурсов, содействуют экологическому равновесию, поддерживают и улучшают качество почвы и воды, сводят к минимуму использование синтетических материалов и сохранить биоразнообразие». К примеру, существует несколько пестицидов и удобрений, разрешенных для использования в органических продуктах. Так что хотя «органические» продукты в меньшей степени подвержены воздействию пестицидов и антибиотиков, они не обязательно отличаются более высоким качеством.

«Свободный выгул» и «травяной откорм»

Как правило, производители сообщают, что животное питалось травой и не сидело в клетке, но не указывают другие нюансы и не сообщают, были ли условия жизни гуманными, какие санитарные нормы соблюдались, применялись ли гормоны или антибиотики.

Фото: Adobe Stock