Дивный новый мир: почему у наших детей не будет одной профессии

[Стиль жизни] [Карьера] [Работа над собой]
1145
И как подготовить своего ребенка к жизни в новой реальности.

Мир вокруг нас стремительно меняется, и эта скорость только нарастает. Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, которая приведет к неизбежным изменениям на рынке труда. Другими станут сами понятия «профессия» и «карьера». Современное образование не успевает за этим: эксперты во всем мире считают, что многие дети в будущем окажутся не подготовлены к изменениям в обществе.

Согласно множеству исследований, уже через 20 лет примерно половина профессий полностью исчезнет. Легче всего автоматизируются исполнительские алгоритмические виды деятельности, которые можно разбить на несколько однотипных операций. Например, переводчик уже становится, скорее, редактором, который лишь правит тексты разработанных Google, IBM Whatson и Microsoft приложений.

Эстония уже тестирует применение искусственного интеллекта в суде: робот принимает решения по небольшим искам. Творческие профессии также под угрозой: уже сейчас нейросети создают картины и музыкальные произведения. Тем, чей трудоспособный возраст начнется в 2030 году, придется сменить профессиональные навыки 8-10 раз за жизнь, так как изменения только ускоряются, а возраст выхода на пенсию откладывается (при этом средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличится на 4-6 лет, до 85).

Что ждет наших детей?

Задачи, которые встанут перед новыми поколениями, будут сильно отличаться от тех, с которыми по мере взросления сталкивались мы. Традиционное образование до сих пор готовит детей к привычной схеме: «школа – институт – работа – пенсия».

Упор в школах по-прежнему делается на hard skills – теоретические знания в различных областях. При этом практический опыт и развитие soft skills – креативности, умения работать в команде, навыков поиска решений без алгоритма действий — остаются за рамками школы. Вузы все еще пытаются ограничить студентов выбором узкого профиля. В подростках не поощряют самостоятельность, осознанный выбор, любопытство.

Центр социальных прогнозов выяснил, что сейчас каждый третий студент уже в процессе обучения понимает, что выбрал не то, чем действительно хотел бы заниматься.

Чтобы подготовиться к будущему, нам нужно перестать думать о профессии как о какой-то константе, когда выбранная специальность и полученное образование обязывают работать в одном направлении до старости. Вместо этого стоит задуматься о навыках и знаниях, которые мы будем приобретать всю жизнь (читайте также: «Предсказания сбываются: как мы будем жить в 2040 году»).

Общество совершит переход от привычного профессионального резюме к личному портфолио больших и маленьких проектов, от компаний и постоянной занятости – к мини-проектам, от вертикальной структуры управления – к небольшим самоуправляемым командам. Этот процесс во многих отраслях происходит уже сейчас.

До 50% всех работ в 2030 году будет выполняться фрилансерами.

Количество источников дохода вырастет с одного (зарплата) до нескольких (зарплата, гонорары, активы, недвижимость, монетизация социального профиля и так далее).

Фокус на STEM

Многие школы и целые правительства взяли в фокус внимания STEM (Science – наука, Technology – технологии, Engineering – инженерное искусство, Math – математический анализ). Многочисленные курсы по программированию и робототехнике появляются каждый день. Возможно, это наш путь к подготовке детей к будущему? Может быть, страны, инвестирующие в STEM-образование, станут лидировать в новом технологичном мире?

Энтузиазм в области STEM базируется на том предположении, что в этих областях растет спрос на специалистов. Но STEM – очень широкая категория, включающая много дисциплин и занятий, от программирования до геологии, астрофизики и биологии. Сейчас занятость растет именно в сфере технологий – Т, или, более конкретно, computer science.

Исследования Вашингтонского университета показывают, что к 2024 году в сфере STEM-профессий занятость в области компьютерных технологий вырастет на 73%, а в физике и биологии только на 3%. Уже сегодня только 20% выпускников естественнонаучных направлений работают по специальности, многим пришлось переучиваться на программистов и других специалистов в области IT.

При этом многие эксперты в области искусственного интеллекта утверждают, что языки программирования и кодирование, как мы сейчас его знаем, если не исчезнет, то, по крайней мере, станет менее актуальным. Это будет связано с изменениями в принципах работы компьютеров, которые, возможно, скоро будут работать по законам квантовой физики и больше ориентироваться на человеческой мозг и наш язык, чем на двоичную систему счисления, как сейчас. То есть сфера технологий, которая кажется сегодня наиболее профессионально востребованной, сама подвержена стремительным  изменениям в структуре и перечне компетенций.

Как подготовить детей к изменениям?

Никто не знает точно, как именно изменится мир и какие умения окажутся самыми важными: например, будет ли таким же популярным знание китайского языка, или с помощью Google Translate мы сможем легко общаться на любом языке? Скорее всего, ключевой станет способность адаптироваться, развиваться и обучаться новому и сохранять при этом внутренний психологический баланс в постоянно меняющейся реальности. А ведь этому сложнее обучить, чем новому уравнению или причинам первой мировой войны (читайте также: «Летающие такси и секс в космосе: молодые ученые о том, что нас ждет через 10 лет»).

Наиболее ценной станет комбинация знаний и навыков в области технологий со способностью людей к синтезу знаний из разных предметных областей. Поэтому изучение искусства, литературы, истории, философии, социологии, психологии, нейрофизиологии так же важны, как изучение математики и основ программирования.

Широкий кругозор и мультидисциплинарность принесут наибольший результат при использовании искусственного интеллекта.

Умение эффективно взаимодействовать с другими будет сильным конкурентным преимуществом. Уже сейчас книги пишутся не одним автором, а 3–4. Большинство успешных проектов создается не одним основателем или визионером, а группами профессионалов высокого уровня. Будущее принадлежит не «самым умным» и не «самым сильным», а тем, кто умеет «договариваться» с людьми о том, какие задачи нужно поставить машинам.

Пожалуй, для нас, родителей, самое важное — признать, что образование наших детей не должно отражать наш собственный опыт. Мир, в котором они окажутся, будет намного более сложным для самоопределения, чем все, что мы сейчас можем себе представить.

Эксперт:

Наталья Симоненко – основатель образовательного проекта Oyster, филантроп в сфере образования, совладелец школы программирования Movavi, где дети и подростки обучаются программированию, IT-дизайну и роботостроению. 

Фото: Getty Images

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2019
Game of Thrones