Кадр из сериала «Ты»
Наверное, у каждой из нас есть подруга, которая при просмотре нового фильма обязательно влюбляется в отрицательного персонажа. А, может быть, это именно вы постоянно выбираете злодеев? Разбираемся, почему женщины стали романтизировать киношных преступников (читайте также: Почему романтические комедии отстали от жизни)
Если подростки 2010-х знают Пенна Бэджли как «одинокого парня» из «Сплетницы», то современное поколение фанатеет от Джо Голдберга из сериала «Ты». Только если Ден Хамфри хотя и оказался темной лошадкой и зачинщиком всей драмы Верхнего Ист-Сайда, но привлекал поклонниц своей кротостью, относительной правильностью и чистым сердцем. Персонажу одного из самых ярких и популярных проектов Netflix за последние годы такой характеристики, увы, не дашь: перед нами самый настоящий сталкер и убийца. Только вот почему-то многие женщины от Голдберга без ума. Недавно на платформе вышел 5 сезон «Ты», который стал для сериала финальным. В связи с этим, мы решили разобраться, почему наше поколение романтизирует преступников, которые по всем пунктам должны попадать в разряд «рэд флагов».
Тайное желание
Кадр из сериала «Ты»
Казалось бы, институт эмансипации и феминизма еще никогда прежде не был так силен и настолько развит, как в наши дни. Сегодня уже никому не приходится доказывать, что женщина — самостоятельная и целостная личность, которая запросто может управлять бизнес-империей, иметь несколько высших образований и добиваться всего своими силами и мозгами. Говорить о том, что женщины и мужчины имеют на все равные права и вовсе не приходится.
Однако в реальности мы имеем картину, которая не очень-то радует. Сильные и независимые женщины тоже сходят с ума по Джо Голдбергу. В социальных сетях сериала можно найти много комментариев, которые делают нашу гипотезу аксиомой. Собрали самые яркие из них:
«Джо Голдберг — самый сексуальный мужчина на свете»;
«Мне срочно нужно начать встречаться с Джо Голдбергом в реальной жизни»;
«Джо Голдберг настолько горяч, что я бы позволила ему убить меня»;
«Хотела бы я, чтобы Джо Голдберг зациклился на мне и убил меня во сне»;
«Джо Голдберг, я официально заявляю, что разрешаю тебе убить меня в любой день, какой только пожелаешь».
За 4 сезона сериала «Ты» главный герой успел убить 18 человек. Из шести женщин, которые подверглись навязчивому преследованию с его стороны, четыре мертвы. Согласитесь, статистка скорее должна повергнуть в ужас, нежели вызвать тайное желание о Джо Голдберге. Без сомнения, сексуальный тембр голоса и безупречный внешний вид делают персонажа привлекательным, однако не совсем ясно, как даже совокупность этих факторов заставляет женщин забыть обо всех ужасах, которые он проделывал со своими жертвами.
Подобное случалось после выхода фильма «Американский психопат». Правда, в те времена социальные сети еще не были развиты, а потому мнение о сексуальном краше миллионов девушек, Патрике Бэйтмане, передавали «из уст в уста». Более того, к лагерю фанаток героя до сих пор присоединяются представительницы поколения зумеров, которым удалось впервые познакомиться с картиной сравнительно недавно. Так откуда же берется и чем объясняется подобная сексуализация не просто отъявленных злодеев, а настоящих преступников? Почему тайной эротической фантазией каждой второй представительницы женского пола являются насильники и убийцы?
Кадр из фильма «Американский психопат»
Почему женщин привлекают преступники?
Существует две теории, объясняющие, почему современных женщин привлекают убийцы и злодеи. Первая гласит, что современное общество запрограммировало нас на поиск любви и защиты, при этом встретить достойный вариант для построения семьи или хотя бы отношений — большая редкость. Именно поэтому одержимость и контроль Джо Голдберга многие расценивают как любовь. Мы выросли на сказках и мультфильмах, где нездоровое отношение было романтизировано, свою лепту внесли и ромкомы — в большинстве случаев к «хэппи энду» приходят через токсичные и абьюзивные отношения.
Женщины убеждают сами себя в том, что все поступки Голдберга обоснованы: мужчина просто хочет защитить любимую от зла вокруг — нет-нет, он вовсе не сталкерит, а всего лишь заботится. Тем более, мы привыкли жить с уверенностью в том, что мужчины обязаны устранят все препятствия на пути к желанной девушке, поэтому очень даже логично, что своих соперников Джо убивает (читайте также: Жены маньяков: почему женщины выходят замуж за монстров?).
Вторая теория не менее интересна. Оказывается, что причина нездоровой привязанности к отрицательному персонажу может заключаться в банальном сочувствии. По своей природе люди очень эмпатичны, а женщины в особенности любят жалеть всех негодяев, когда их вдруг накрывает волна меланхолии. Сочувствие цепляет, а Джо вроде бы даже очень искренне хочет измениться, стать лучше, получить любовь. Так мы и попадаем в фанбазу очередного маньяка, принимая его желание трансформироваться за чистую монету.
Плохой парень с внешностью Аполлона
Кадр из фильма «Красивый, плохой, злой»
Преступники привлекательны для зрительниц еще и потому, что на отрицательные роли всегда выбирают главных красавчиков Голливуда. Это сделано умышленно, ведь режиссеры хотят поставить людей перед сложным выбором: добродетель или внешность. Харизма и выдающиеся внешние данные делают персонажей противоречивыми и сложными — вроде и любить его нельзя, но и не любить не получается.
Достаточно вспомнить Зака Эфрона в роли серийного убийцы Теда Банди в фильме «Красивый, плохой, злой» или Эвана Питерса в роли серийного убийцы Джеффри Дамера в сериале «Монстр: История Джеффри Дамера». Персонажи были настолько сильно сексуализированы, что стриминговые сервисы в официальных аккаунтах в социальных сетях напомнили женщинам о том, что вообще-то в мире по-прежнему остаются тысячи неосужденных мужчин (читайте также: Чистое зло: история Теда Банди — «самого красивого серийного убийцы Америки»).
Несмотря на то, что вышеперечисленные теории объясняют, почему женщины идеализируют преступников, они все-таки не успокаивают. К сожалению, в мире каждый день происходят жуткие преступления, связанные с насилием и убийствами. Преступник не может быть секс-символом — настала пора перестать романтизировать то, что каждый из нас обязан осуждать и с чем нужно бороться.
Мнение психолога
Кадр из сериала «Монстр: История Джеффри Дамера»
Действительно, существует такой феномен, при котором нас завораживают экранные злодеи. Иногда мы смотрим сериал и вдруг ловим себя на симпатии к откровенному негодяю. Джокер, Ганнибал Лектор и др. становятся нашими любимыми персонажами. Почему же это происходит?
Часто мы как будто «отдаем» злодеям свои непринимаемые черты, те, в которых не можем даже себе признаться. В каждом из нас есть что-то, что мы старательно прячем. Может быть, жадность или излишняя агрессия, жажда власти, что-то то, что мы называем «темный стороной». И злодеи как будто бы становятся тем экраном, где мы эти черты проецируем: мы неосознанно выделяем эти непроявленные собственные черты в злодее из кино. Я не могу позволить быть себе жестоким, но в глубине души восхищаюсь, как проявляет жестокость экранный герой. Это называется проекция. Так психика защищает нас от того, что не хочет принимать, признавать и видеть в себе. Если вас раздражает особая жадность экранного героя. Спросите себя, в каких ситуациях я прячу желание подобного проявления?
Другой момент также проективный: когда мы копим свою агрессию, а в реальности запрещаем себе ее выплескивать, все время сдерживаемся. Нас же с детства учили быть хорошим и добрым человеком. И тогда злодей из кино как будто бы нам дает возможность или даже разрешение так проявляться.
Человек, который в жизни абсолютно не агрессивный, сдерживает весь накопленный гнев, потому что агрессия — это часть нашей жизни, злость — это часть нашей жизни, раздражение — это часть нашей жизни. Все, чего мы не позволяем себе, привлекает нас в других (читайте также: Ничего лишнего: как провести энергетическую чистку и избавиться от накопленного негатива).
Почему еще нас завораживают экранные злодеи?
Их нарциссизм — обманчивый магнит;
Такие персонажи — мастера иллюзий. Они излучают ложную уверенность (как будто никогда не сомневаются);
Демонстрируют мнимую свободу (игнорируют правила);
Создают эффект всемогущества («Он контролирует всех!»).
Если в детстве вы сталкивались с холодными, авторитарными или жестокими взрослыми (родители, учителя), такой образ может казаться знакомым и сильным. Бессознательно мы надеемся: «Если я буду на его стороне — получу ту власть или признание, которых мне не хватало». Реальность: повторение травматичного сценария — влечение к тому, кто причиняет боль.

Фото: кадры из фильмов и сериалов