Полтора века назад в США впервые было налажено промышленное производство жевательной резинки. С тех пор сильно изменились ее рецептура, вкус и даже социальная роль. Жвачка стала символом американских подростков, трофеем коллекционеров, материалом для арт-объектов и, конечно, верным помощником стоматологов.
Смола и воск
Ученые до сих пор гадают, когда именно первобытным людям пришла в голову идея жевать смолу дерева, но это определенно случилось еще в каменном веке. Древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии — это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.
Позднее привычка жевать липкие эластичные субстанции для профилактики зубных болезней возникала в самых разных частях света. Известно, что древние греки жевали смолу мастикового дерева и пчелиный воск, чтобы избавиться от остатков пищи и освежить дыхание. В Индии и Юго-Восточной Азии популярным стал бетель — смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести.
Индейцы майя и ацтеки делали надрезы на фруктовых деревьях саподиллах, откуда выделялся млечный сок. Из него они готовили «чикле» — подобие жвачки, призванное унимать жажду и голод среди воинов.
Северные племена индейцев предпочитали смолу ели и сосны, и ее же жевали народы Сибири.
Кстати, считается, что обычай жевать жвачку европейские колонисты переняли именно у индейцев, на американском континенте. Спустя несколько веков, Америка стала официальной родиной современной жвачки.
Наследство индейцев
В начале XIX века кусочки смолы хвойных деревьев стали частым товаром бакалейщиков на восточном побережье США. В 1848 году братья Кертис, жители штата Мэн, добавили к обработанной размягченной смоле немного парафина, ароматизаторов и подсластителей и получили массу, похожую на современную жевательную резинку. Небольшие порции тягучей массы они упаковывали в бумагу и продавали под разными «брендами». Правда, качество страдало: в некоторых жвачках встречались сосновые иголки, а на жаре товар плавился и быстро портился. Это начинание, имевшее место 170 лет назад, так и не переросло в серьезный бизнес. Тем не менее, именно оно стало точкой отсчета, связанной с производством жевательной резинки.
Спустя 20 лет, в 1869 году, в США был выдан первый патент на технологию изготовления жвачки. Его автор, зубной врач Уильям Стэнли, утверждал, что его изобретение — отличный тренажер для челюстей и десен, который стимулирует обменные процессы и кровообращение в полости рта.
Волею судьбы он так никогда и не взялся за производство жвачки. Зато его соотечественник — некто Томас Адамс – оказался вполне успешным дельцом. Он оказался втянут в настоящую бизнес-авантюру, купив у бежавшего из Мексики генерала Антонио Лопеса де Санта-Анна огромную партию каучука — продукта переработки того самого латекса, из которого еще племена майя делали «чикле».
Адамс планировал изготавливать из сырья резину, но совершенно случайно, занимаясь ее непосредственным производством, сварил… жвачку — и стал ее продавать. Долгие годы он экспериментировал со вкусами, добавляя лакрицу и фруктовые ароматизаторы. Товар стал популярным: жвачку начали продавать в аптеках и даже в торговых автоматах на железнодорожных станциях Нью-Йорка.
Для взрослых и детей
В 1882 году жвачкой заинтересовался другой американский предприниматель — Уильям Ригли-младший. Он зарабатывал на жизнь торговлей мылом и пищевой содой. Смекалка подсказала Ригли, что люди куда охотнее покупают товар, если вместе с ним предложить какую-нибудь мелочь — так сказать, бонус ─ бесплатно.
В роли «приятности» выступила жевательная резинка. Покупателей она привлекла даже больше, чем основной товар. Ригли, вдохновленный результатами «маркетингового исследования», купил патент и начал производить жевательную резинку под собственным именем.
Так на свет появилась компания Wrigley, а в 1893 году она представила покупателям бренды ─ Juicy Fruit и Spearmint.
Прирожденный продавец, Уильям Ригли не скупился на маркетинг и рекламу. В 1915 году, например, он разослал по почте бесплатный образец своей жевательной резинки каждому жителю США, чье имя значилось в телефонном справочнике (таковых было несколько миллионов человек). С его же подачи жевательная резинка приобрела мятный вкус и начала производиться в разных формах — пластинках, шариках и драже, с которыми мы знакомы сегодня.
Важное изменение в технологию производства продукта внес химик Уолтер Димер в 1928 году. Он разработал специальную формулу, благодаря которой из жевательной резинки стало легко выдувать пузыри. Жевательная резинка полюбилась детям, а «розовые пузыри» стали неотъемлемой частью образа американских тинейджеров.
Кстати, самый большой пузырь диаметром в 58,5 сантиметров надула в 1994 году американка Сьюзен Монтгомери — рекорд зафиксировали в телевизионной студии ABC. Популярности среди детей жвачке добавил и очередной маркетинговый ход Уильяма Ригли. В 1930 году он придумал помещать в упаковку специальные карточки с изображениями бейсбольных игроков и героев комиксов. «Вкладыши» редких серий быстро стали предметом коллекционирования.
Реклама жевательной резинки разных лет:
«Это же бубль-гум!»
Во время Второй мировой войны об американской жвачке узнал весь мир. Она входила в паек солдатов, и с их подачи «жевать» в послевоенные годы начали Азия, Африка и Европа. В СССР импортная жвачка была предметом культа — достать ее можно было только у спекулянтов или через знакомых, которым удавалось ездить в заграничные командировки (таких, понятно, было немного).
В 1970-е, в преддверии Олимпиады, развернулось производство советской жвачки — сначала в Армении и Эстонии, затем и в российских городах. К началу перестройки ее выпуск освоили сахарные заводы, хлебопекарни, макаронные фабрики. Жвачка проникла в советскую поп-культуру: фраза «Это же бубль-гум!» из мультика «Возвращение блудного попугая» стала крылатой.
В 1990-х отечественную жвачку потеснили импортные конкуренты, в частности, турецкие производители этого продукта. Все перемены в российских школах ученики азартно хлопали ладонью по пачкам вкладышей Turbo и Donald так, чтобы разом перевернуть все.
Вскоре на российский рынок активно вышли и американские производители жвачки — компания Wrigley, в частности, открыла свою фабрику в Санкт-Петербурге в 1999 году. Сегодня по данным Росстата в России производится более 56 тысяч тонн жевательной резинки (статистика за 2015 год) — это около 10% мирового объема. А если сложить все упаковки одной только жевательной резинки Five, которые производит фабрика Wrigley на питерской фабрике в год, то получится высота, равная 60-ти Эверестам (а это больше 500 км).
Жевать не переживать
По подсчетам исследовательской компании IMARC Group, в 2017 году во всем мире продажи жевательной резинки достигли $21 млрд. Ежегодно в мире «прожевывается» около 100 тысяч тонн жвачки. Самые крупные потребители этого продукта — Северная Америка, Китай и… страны Ближнего Востока. Одни американцы потребляют в среднем 300 жвачек на человека в год.
Но не вся жвачка попадает непосредственно в рот: например, итальянец Маурицио Савини «ваяет» из нее скульптуры. Два его ассистента по несколько часов в день распаковывают жвачку и расплавляют ее на слои, а затем полученный материал идет в дело.
В будущем жвачку станут жевать не только жители Земли, но и покорители других планет. По крайней мере, в этом уверена доцент Канадского университета в Дубае Францишка Апприч, которая в 2017 году представила прототип этого продукта для колонизаторов Марса. Жвачка на основе натуральных компонентов поможет быстрее адаптироваться к новой среде и упростит гигиену полости рта тогда, когда не будет возможности прополоскать рот после чистки зубов — в частности, в условиях невесомости.
Фото: Getty Images, backinpast.ru, архивы пресс-служб