Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами
Конор Макгрегор, Бритни Спирс, Феликс Чельберг (PewDiePie)

Любой консультант по построению личного бренда и увеличению влияния в сети скажет вам, что вы должны показывать аудитории свои ценности, принципы, делиться своей моралью и вести за своими идеалами. Почему же публику часто привлекают знаменитости, которые ведут себя безнравственно или даже кичатся нарушением законов? Что это за феномен отрицательного героя и стоит ли к нему присмотреться?

Об этом мы попросили рассказать Ольгу Соколову, партнера агентства по управлению репутацией и аналитике социальных медиа Digital Guru.

Рассмотрим несколько примеров таких звезд:

Ники Минаж (145 миллионов фолловеров)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Эпатажная певица, не пренебрегающая демонстрацией обнаженного тела в клипах и аккаунте Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). После фотографии, на которой она, прикрытая только розовыми подушками, была одета в кроксы, продажи Crocs выросли на 4900%. Поисковые запросы «pink Crocs» и «Nicki Minaj Crocs» стали трендами в Twitter.

Карди Би (99 миллионов фолловеров)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Она прошла путь от стриптизерши до популярной звезды хип-хопа. Карди рассказывала, что будучи стриптизершей, могла усыпить клиентов с помощью наркотических веществ и ограбить их. Тем не менее, число ее подписчиков постоянно прибавляется, и певица заявляет что она «ворочает деньгами». 

Бритни Спирс (30 миллионов фолловеров)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Бритни не раз была уличена в злоупотреблении алкоголем и наркотиками. По  решению суда в настоящее время певица находится под опекой отца. В социальных сетях успел набрать популярность хэштег #freebritney — многие пользователи подозревают, что Бритни стала жертвой своего отца, который полностью контролирует ее жизнь, и искренне сочувствуют ей (читайте также: «„Свободу Бритни»: как американская поп-принцесса стала заложницей своего отца»).

Лил Пип (7 миллионов фолловеров)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Этот исполнитель часто своими песнями и клипами поднимал темы наркотиков, употребления алкоголя и депрессии. После смерти от передозировки медицинскими препаратами популярность певца выросла. Он попал в заголовки крупнейших медиа, количество подписчиков его аккаунта в Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) как это ни парадоксально — увеличилось в три раза. 

Конор Макгрегор (40 миллионов фолловеров)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Ирландский боец боевых искусств, на которого успех повлиял не лучшим образом. Конор отличился в целой серии инцидентов с драками в пабах и сексуальными домогательствами. Тем не менее, он является лицом виски Proper Twelve, названного в честь района, где вырос ирландец. Известный бой с бойцом Нурмагомедовым, Макгрегор использовал как рекламу бренда виски. В своем аккаунте Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) он зовет себя не иначе, как «Мистер Виски».

PewDiePie, настоящее имя Феликс Чельберг (21 миллион фолловеров и 110 миллионов фолловеров на YouTube)

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами

Один из самых успешных видеоблогеров мира. В исследовании Variety от 2014 года говорилось, что среди американских подростков PewDiePie популярнее Кэти Перри, Джонни Деппа и Леонардо Ди Каприо. Вел себя вызывающе, нецензурно высказывался в эфире, чуть ли не лишился контракта с Disney из-за эротического фанфика с героями мультфильма «Холодное сердце».

В 2019 году террорист устроил массовую стрельбу  в двух мечетях новозеландского города Крайстчерч, сказав прямо перед терактом в прямой трансляции Facebook: (запрещенная в России экстремистская организация) «Запомните, ребята, подписывайтесь на PewDiePie». Феликс заявлял во всех интервью, что возмущен этим упоминанием.

Феномен любви к отрицательным героям известен давно, многие ученые пытались его исследовать, и точного понимания, почему такая привлекательность возникает, до сих пор нет. Однако некоторые причины все-таки были названы, и среди них есть, например, такие:

1. «Непростые» герои с тяжелыми историями жизни помогают нам переживать свои личные истории

Мы ассоциируем себя с теми, у кого было тяжелое детство или нищета, у кого были проблемы с родителями, кого не любили в школе. Эта ассоциация помогает нам освобождаться от своей травмы, и за это облегчение мы любим этих героев, продолжая и продолжая за ними следить.

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами
Бритни Спирс, 2008 год

2. Часто для нас привлекательна свобода таких персонажей

Нам кажется невероятно удивительным жить так, как хочешь, думать так, как хочешь, и действовать, как считаешь нужным. Мы все ограничены социальными рамками, и люди, которые эти рамки для себя раздвинули, кажутся нам просто героями.

3. Всегда любому поступку мы ищем оправдание

Так устроен наш мозг, который не приемлет чистого, беспричинного зла. Мы ищем и находим причины для сложного неадекватного поведения, и эти объяснения занимают нас, интересуют нас, заставляя погружаться в такие «расследования» снова и снова.

4. Иногда мы любим отрицательных героев за их «суперсилы», прощая им неадекватное поведение

Кто-то талантливо поет, кто-то классно дерется, кто-то просто красивый, а кто-то необычайно уверен в себе. Все «суперсилы», которые мы бы сами хотели иметь, привлекают нас и влюбляют в их обладателей, несмотря на их сложности с поведением или даже законом.

Культ «плохого» героя: почему нам нравится следить за скандальными звездами
Конор Макгрегор, 2015 год

Означает ли это, что для развития собственного бренда мы должны использовать свои «темные» стороны, в поисках хайпа и толпы фолловеров? Нет. Означает ли это, что мы — как читатели и зрители — не можем противиться привлекательности грязного или неприятного контента? Тоже нет.

Культура ведения социальных сетей, культура присутствия в интернете вообще только начинает развиваться. Но бренды, которые хотят привносить в мир глобальные ценности, высокие принципы и действительно важную информацию, стараются делать именно это. Рассказывают о нужном, не создают информационный шум, не поддаются легким возможностям получить «успех».

Вирусный успех блогеров, которые делают имя на скандалах, говорит в том числе о ценностях современной аудитории. Блогеры провоцируют аудиторию, вовлекая ее в скандальные информационные поводы, заставляя ставить лайки, подписываться, тратить время.

Важно заботиться о своем ментальном здоровье, учиться информационной грамотности и не позволять манипулировать собой и своими детьми.

Фото: Getty Images