Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе

Современные радиолокационные системы постоянно контролируют воздушное пространство и автоматически собирают основные параметры передвижения авиалайнеров. Этой глобальной сетью покрыта практически вся поверхность земного шара, но и сегодня остаются «слепые места», где самолет может ненадолго исчезнуть со всех наземных радаров (такие, как океан). Но длится это считанные минуты, за которые, как правило, не происходит ничего страшного — авиасудно продолжает лететь согласованным с диспетчерами курсом и вскоре связывается со следующей точкой маршрута по радиосвязи. Впрочем, даже в таких «слепых зонах» самолеты видны тысячам спутников, находящимся на орбите Земли. Так что вероятность бесследного исчезновения авиалайнера в XXI веке стремится к нулю.

И все же подобные инциденты продолжают происходить. Всего семь лет назад малазийский «боинг», следующий по маршруту Куала-Лумпур — Пекин, внезапно перестал отображаться на наземных радарах и «растворился» в небе. Масштабные поисковые операции не помогли ни обнаружить останки пассажиров, ни понять причин произошедшего. Рассказываем, что сегодня известно о судьбе рейса MH370 и других самолетах, исчезнувших за последние 80 лет.

«STENDEC»: зашифрованное сообщение пропавшего самолета Star Dust, которое никто не смог разгадать

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе

В августе 1947 года турбовинтовой самолет британской компании Avro Lancastrian под названием Star Dust («Звездная пыль») с шестью пассажирами на борту вылетел из Буэнос-Айреса и направился в Саньяго. В кресле капитана сидел военный пилот Реджинальд Кук, участвовавший во Второй мировой войне и удостоенный почетных наград. С ним в кабине находились двое не менее опытных помощников. Для такой проверенной команды маршрут не представлял особых сложностей: нужно было лишь подняться на нужную высоту, перелететь через горную цепь Анд и приземлиться в чилийской столице.

Когда самолет преодолел половину пути, бортовой радист подтвердил диспетчеру, что полет проходит нормально, и они прибудут в Саньяго по расписанию — в 17:45. Но спустя несколько секунд с борта пришло еще одно сообщение, написанное азбукой Морзе: «STENDEC». Диспетчер нахмурился — он никогда раньше не слышал такой аббревиатуры. Предположив, что радист допустил ошибку, он попросил повторить передачу. И вновь пришло сообщение: «STENDEC». После этого StarDust перестал выходить на связь с диспетчерской вышкой. В чилийском аэропорту он так и не сел.

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе
Схема перелета рейса CS59 от Буэнос-Айреса до Сантьяго 2 августа 1947 год. Заштрихованная красным область — район Анд, над которым, предположительно, пропал самолет.

На следующий день начались поисковые работы, к которым подключились аргентинские и чилийские военные. Они исследовали горную местность, над которой пропал Star Dust, как с земли, так и с воздуха. Но никаких следов пропавшего рейса не обнаружили. Ни одного обломка фюзеляжа, ни одной личной вещи пассажира или члена экипажа. Казалось, самолет просто растворился в воздухе. Так как официальное следствие зашло в тупик, вокруг этой истории появилось множество теорий заговора — от тайной правительственной операции, в зоне которой случайно оказался Star Dust, до инопланетного вмешательства. Больше всего конспирологов волновал вопрос: что же означает таинственное слово «STENDEC», которое экипаж передал прямо перед своим исчезновением?

Все безумные теории заговора были опровергнуты лишь 50 лет спустя, когда альпинисты нашли фрагменты двигателя Rolls-Royce и пропеллера Avro на одной из горных вершин Анд. Специалисты смогли идентифицировать эти обломки как части пропавшего в 1947 году самолета StarDust. Однако в этой авиакатастрофе до сих пор остаются вопросы без ответов. Какова причина трагедии — техническая неисправность или ошибка пилотов? И главное, что радист хотел сообщить земле, упрямо повторяя слово «STENDEC»?

«Летающий тигр» и его последняя тайна

Flying Tiger Line была уникальной авиакомпанией: в 1945 году ее основали 10 бывших военных пилотов, которые входили в истребительное подразделение «Летающие тигры» времен Второй мировой войны. Изначально их флот состоял из 14 небольших грузовых самолетов, но уже через пару десятилетий Flying Tiger Line превратилась в передовую компанию, перевозившую как ценные грузы, так и пассажиров по всему миру на современных авиалайнерах, в том числе — на Lockheed L-1049 Super Constellation. Это был надежный среднемагистральный пассажирский самолет, идеально подходивший для межконтинентальных рейсов. Казалось, данная модель не имеет изъянов. Но весной 1962 года репутация L-1049 пошатнулась.

Самолет L-1049 авиакомпании Flying Tiger Line, на борту которого находились 109 пассажиров, совершал перелет с Марианских островов на Филиппинские. Он поднялся в воздух из аэропорта Андерсен (Гуам) и направился к авиабазе Кларк (Анхелес). Полет проходил на стандартной крейсерской высоте 10 тысяч футов, но через 30 минут после вылета борт запросил у диспетчеров разрешение подняться до 18 тысяч футов, не объясняя причину. Им позволили это сделать. Еще через 1,5 часа L-1049 сообщил, что прибудет в Кларк в течение часа. Это было последнее сообщение, которые диспетчеры получили с этого борта, на последующие запросы с земли самолет просто не отвечал.

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе

Когда L-1049 в расчетное время не прибыл на Филиппины, была объявлена чрезвычайная ситуация и начаты поисковые работы. Незадолго до полуночи, когда по расчетам запас авиатоплива на борту должен был иссякнуть, «Летающего тигра» объявили пропавшим без вести. К поискам самолета были привлечены 1300 человек, 48 самолетов и 8 кораблей. Они исследовали 373 тысяч квадратных километров поверхности Тихого океана, но ничего не нашли. Когда поисковые бригады уже были готовы опустить руки, обнаружились свидетели, которые утверждали, что видели L-1049 за несколько секунд до его гибели.

Несколько моряков с танкера «S/S T. L. Lenzen» рассказали, что наблюдали яркую вспышку над Тихим океаном, похожую на взрыв. У следствия появилась новая версия — возможно, «Летающий тигр» погиб в результате террористического акта? Но поиски в районе, указанном свидетелями, вновь не принесли результатов. Это был настоящий тупик. В финальном отчете Совету по гражданской авиации пришлось признать, что они не смогли найти улик, а значит и понять, что произошло с бортом L-1049.

Бермудский треугольник: самолеты, пропавшие в «море дьявола»

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе

По приблизительным подсчетам, в этой зоне, имеющей форму треугольника, вершинами которого являются Майами, Бермудские острова и Сан-Хуан, пропали по меньшей мере 1000 человек, 75 самолетов и сотни кораблей за последние 100 лет. Впервые об аномалиях этого места написал корреспондент Associated Press Эвард Ван Винкл Джонс в 1951 году, назвавший его «морем дьявола». Дело в том, что за несколько лет до этого в Бермудском треугольнике произошла череда необъяснимых исчезновений самолетов, которые положили начало множеству слухов и теорий заговора — от вмешательства инопланетян до «дыр времени».

5 декабря 1945 года в Бермудском треугольнике пропали пять торпедоносцев-бомбардировщиков Grumman ТВМ-1 Avenger, совершавших тренировочный полет. Руководил учениями достаточно опытный лейтенант Чарльз Тейлор. Первая часть полета прошла без происшествий, но когда самолеты развернулись, чтобы вернуться на базу, Тейлор сообщил диспетчерам о том, что на всех бомбардировщиках одновременно начались неполадки с приборами. Затем от него пришло еще более странное сообщение. Тейлор заявил, что океан изменил свой цвет. «Мы опускаемся в белые воды», — растерянно произнес он. Через несколько минут связь с группой была прервана навсегда. Поисковая операция не смогла обнаружить следов пропавших бомбардировщиков. А когда таким же загадочным образом исчезла одна из спасательных лодок, в которой находились 13 членов экипажа, операцию решили свернуть. В общей сложности в декабре 1945 года Бермудской треугольник забрал 27 жизней.

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе
Торпедоносцы-бомбардировщики Grumman ТВМ-1 Avenger

Два года спустя, в начале 1948 года, у побережья США бесследно исчез пассажирский самолет Avro Tudor IV Star Tiger («Звездный тигр»), на борту которого находились 25 пассажиров и шесть членов экипажа. Официальное расследование вновь не смогло назвать причин инцидента: «Что произошло в этой ситуации, никогда не будет известно, и судьба „Звездного тигра“ останется неразгаданной тайной». А уже через год над Бермудскими островами пропал еще один Avro Tudor IV под названием Star Ariel («Звездный Ариэль»). Экипаж не сообщал о неполадках на борту или сбоях оборудования — просто внезапно перестал отвечать на запросы диспетчеров. Поиски следов катастрофы опять не принесли результатов. Следователи лишь развели руками и предположили, что к исчезновению самолетов в Бермудском треугольнике может быть причастна «некая внешняя причина, которая могла оказаться сильнее человека и машины». Надо ли говорить, что после такого опрометчивого заявления британских госслужащих активизировались все конспирологи и экстрасенсы, которые внесли свою лепту в создание тайны Бермудского треугольника.

CardПассажирский самолет Avro Tudor IV Star Tiger

Впрочем, современные ученые отвергают возможность сверхъестественных явлений близ американского побережья. Они считают, что проблемы с навигацией в этой зоне связаны с обилием отмелей, а также частым появления штормов и циклонов. А в 2018 году команда британских океанографов из Саутгемптонского университета сделала новое сенсационное открытие: они опубликовали отчет, согласно которому к таинственным исчезновениям в Бермудском треугольнике могут быть причастны 30-метровые «волны-убийцы». Они появляются внезапно, выглядят как стена воды и представляют смертельную опасность для кораблей и самолетов, летящих на низкой высоте. Что ж, возможно, ученым и удалось разгадать тайну Бермудского треугольника. Но остается последний вопрос: почему поисковым отрядам не удалось обнаружить ни одного обломка самолета, пропавшего в этой зоне?

«Этот странный самолет висит надо мной… и это не самолет»: исчезновение Фредерика Валентича

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе
Самолет, на котором Фредерик Валентич совершил свой последний полет

Один из самых странных инцидентов в истории мировой авиации произошел в 1978 году с 19-летним австралийцем Фредериком Валентичем. Этот юноша страстно грезил о карьере пилота с самого детства, но путь к мечте оказался тернистым. При поступлении в училище военно-воздушных сил Фредерика отсеяли еще на этапе медкомиссии, но он не отчаялся и решил пройти учебу в Air Training Corps — кадетском корпусе, куда попасть было гораздо проще. И все же искусство полетов давалось ему с трудом. Молодой человек дважды провалил все экзамены на коммерческую лицензию пилота, а также неоднократно попадал в опасные ситуации во время полетов.

Тем не менее, в 1978 году Фредерика, наконец, допустили к самостоятельным полетам. На радостях он решил устроить необычное свидание со своей девушкой Рондой: по его задумке, они должны были вместе вылететь из Мураббина на частном самолете, через 70 минут приземлиться в аэропорту на острове Кинг, купить там лангустов или лобстеров, а затем вернуться домой и устроить романтический ужин. Ронда с энтузиазмом согласилась. Но в день, на который было намечено свидание, все пошло не по плану. Неотложные дела помещали девушке вовремя прибыть в аэропорт, и Фредерик занервничал: солнце уже практически зашло, а он не имел навыка ночных полетов. Тогда юный пилот решил совершить перелет до Кинга в одиночку. В 18.00 он сел в кабину своего самолета и поднялся в воздух.

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе
Маршрут полета Фредерика Валентича

Первые 60 минут полета проходили спокойно: Фредерик набрал нужную высоту и направился запланированным курсом к месту назначения. Когда его самолет пролетал над побережьем, местный житель сделал фотографию, на которой отчетливо видно авиасудно Фредерика (позже этот кадр вошел в материалы дела и наглядно подтвердил, что с самолетом было все в порядке). Но несколько минут спустя, в 19.06, Фредерик передал диспетчерам тревожное сообщение: он заявил, что над ним летит большое воздушное судно с четырьмя зажженными посадочными огнями. Неужели наземные службы допустили такую опасную ситуацию на подлете к аэропорту? Диспетчеры быстро сверились с радарами: на экранах было отчетливо видно, что Валентич летит в полном одиночестве. Пока они пытались разобраться в ситуации, у молодого пилота началась настоящая паника. «Мне кажется, он играет в какую-то игру [со мной], он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить», — с тревогой в голосе докладывал Фредерик. Затем, не запрашивая разрешения у земли, он решил самостоятельно изменить маршрут и пролететь по кругу, чтобы «оторваться» от странного воздушного объекта. Но это не помогло. В 19.12 Фредерик произнес:

«Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висит… и это не самолет»

За этими словами последовали 17 секунд шума, впоследствии описанного авиадиспетчерами как «металлические, скрежещущие звуки», и связь с бортом оборвалась. Через полчаса после исчезновения Фредерика Валентича начались поиски его самолета. Но никаких свидетельств крушения не было найдено ни в море, ни на суше. Спустя четыре года после происшествия следователи вынесли лаконичный вердикт: «Причина исчезновения самолета не определена». Но такое объяснения инцидента, широко освещавшегося в газетах, никого не устроило. Многие конспирологи до сих пор убеждены, что Валентича похитили инопланетяне. В доказательство своей версии они приводят показания как минимум 20 человек, находившихся неподалеку от побережья в тот день и видевших неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе.

Рейс 370 Malaysia Airlines и вопросы без ответов

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе

8 марта 2014 года малазийский «боинг» с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту поднялся в воздух, намереваясь совершить плановый перелет до Пекина. В кресле капитана сидел 53-летний Захари Ахмад Шах — опытный пилот, проработавший в авиакомпании Malaysia Airlines 33 года. Вести самолет ему помогал 27-летний Фарик Абдул Хамид. Оба пилота имели безупречную репутацию, множество раз летали по маршруту Куала-Лумпур — Пекин и провели тысячи часов за штурвалами данной модели «боинга». Словом, для них это был рутинный рейс, не обещавший никаких проблем или сюрпризов.

Взлет прошел без происшествий. Лайнер занял установленный диспетчером эшелон и начал следование по маршруту к точке назначения. Пилоты не сообщали ни о каких неисправностях, ни о подозрительных пассажирах на борту. Через 40 минут после взлета «боинг» должен был войти в воздушное пространство Вьетнама и перед тем, как перейти на новую радиочастоту, пилоты попрощались с диспетчером, который вел их предыдущий отрезок пути: «Спокойной ночи, малазийский три семь ноль». Больше рейс 317 не выходил на связь с землей. Последующее расследование показало, что через несколько минут после разговора с диспетчером на «боинге» отключились устройства-транспондеры, передающие наземным службами информацию о местоположении и скорости судна. Это был очень тревожный знак, сигнализирующий о том, что с самолетом что-то случилось. Транспондеры просто так не выходят из строя. Их может намеренно отключить человек, находящийся в кабине пилотов. Или же они перестают передавать информацию, потому что на борту произошла аварийная ситуация, повредившая важные системы самолета. Но «боинг» зловеще молчал, продолжая полет на заданной высоте.

Незаконченный рейс: самые загадочные исчезновения самолетов в небе
Фарик Абдул Хамид и Захари Ахмад Шах

Через 17 минут диспетчерская служба Вьетнама попыталась связаться с пилотами. Борт не ответил. Затем самолет начал отклоняться от маршрута, совершив левый поворот, будто бы намереваясь вернуться в Малайзию. А еще через полчаса «боинг» опять повернул, устремившись на северо-запад Индийского океана, и покинул зону, контролируемую наземными радиолокационными службами. Что происходило все это время на борту? Кто вел самолет? И куда он полетел дальше? Этого никто не знал. Единственное, что следователи сумели выяснить: после входа в «слепую зону» лайнер еще около шести часов находился в воздухе (все это время двигатели Rolls-Royce, установленные на самолете, продолжали передавать данные о своей работе на спутники). После этого самолет перестал проявлять какие-либо признаки жизни. Упал ли он в океан, потому что закончилось топливо? Совершил ли посадку на какой-то отдаленной военной базе? Пролить свет на судьбу рейса 370 удалось лишь спустя 1,5 года после исчезновения самолета, когда обломок крыла малазийского «боинга» был найден на острове Реюньон (на 4 тысячи километров западнее предполагаемого места падения). Сомнений не оставалось: лайнер потерпел крушение. Но почему?

В попытке это объяснить следователи начали изучать технические характеристики самолета, особенности перевозимого груза и личные дела пилотов. Состояние «боинга» соответствовало всем нормам, поэтому сбой оборудования был маловероятен. Тогда подозрения пали на груз, который перевозил рейс 370. Могли ли литий-ионные аккумуляторы, находящиеся в грузовом отсеке лайнера, стать причиной взрыва или пожара на борту? Эксперты сомневались: самолеты Malaysia Airlines постоянно доставляли подобные грузы и тщательно соблюдали правила их перевозок. Вряд ли огнеопасные аккумуляторы стали причиной катастрофы рейса 370. Таким образом, наиболее вероятная версия состоит в том, что трагедия произошла по вине человека, находившегося на борту. Он отключил транспондеры и привел самолет к гибели. Но кто именно? Личные дела пилотов не вызывали подозрений. У них не было никаких объективных причин сводить счеты с жизнью и убивать еще 238 человек. Мог ли захватить самолет кто-то из пассажиров и заставить экипаж им подчиняться? Возможно, но следователи не обнаружили подозрительных личностей на борту «боинга». К тому же, ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственности за угон самолета.

Фото: Getty Images, соцсети