Не успели мы привыкнуть к тому, что женщина наконец может не стесняться недельного тела и быть самой собой, как мир всколыхнула новая волна токсичности. На этот раз нездоровые стандарты, кажется, планируют задержаться надолго. Почему мы вновь верим в то, что быть не худой — стыдно? (читайте также: Хейтвотчинг: почему мы смотрим то, что нас раздражает)
Как бодипозитив потерпел крах
Последнее десятилетие в социальные сети и мир моды активно отстаивали идеи бодипозитива. В показах брендов стали принимать участие модели plus size, глянец и рекламные кампании постепенно стали отказываться от ретуши и идеализации, а рекомедации платформ заполонили ролики, в которых женщины честно признаются в наличии растяжек после родов, показывают целлюлит и пропагандируют идею о том, что иметь складки на животе — абсолютно нормально. Тенденцию общество смогло принять не сразу, однако со временем бодипозитив стал настоящим прорывом движения феминизма. Казалось, что мир наконец-то дождался момента, когда женское тело перестало поддаваться постоянной критике, и все больше людей начали принимать и любить себя такими, какие они есть (читайте также: «Почему у меня есть целлюлит, даже если я занимаюсь спортом?»).
Однако в 2025 году стало понятно, что фешн-индустрия лишь на время надела маску лояльности и принятия. В моду вернулся героиновый шик 90-х. На последних неделях моды мы вновь увидели аномально худых манекенщиц, а тема «нормальности» разлинчых типов фигур медленно, но верно сошла на нет. Человечество вновь вернулось в отправную точку, где красивой считается нездоровая худоба. Мы решили разобраться, как социальные сети внушают нам мысль о том, что быть не худой — стыдно.
Как мир вернулся к консервативным худым идеалом
Представители поколения зумеров наверняка помнят, как в подростковые годы сидели в сообществе «Типичная анорексичка» и пытались сбросить «лишнее» с помощью диеты «Любимая» — эти слова точно не стоит воспринимать, как руководство к действию, ведь в тот период социальные сети пропагандировали изнутрительные методы борьбы с лишним весом. В большинстве случаев девушки и вовсе не имели проблем с фигурой, с которыми так отчаянно боролись, однако тенденция заставляла многих вступить на путь, о котором в дальнейшем пришлось пожалеть.
Не зря говорят, что люди совершенно не умеют делать выводов из ситуаций в прошлом. Сегодня сценарий в социальных сетях повторяется: хотеть быть стройной — не грех, а значит ради цели можно пойти на любые хитрости. Оземпиковые селебрити и модели с затянутыми корсетами талиями заставляют нас ненавидеть свое отражение в зеркале. Консервативный подход к похудению вновь поощряется сотнями инфлюенсеров: пользователи социальных сетей признаются, что и сами не заметили, как их рекомендации превратились в популяризацию эстетики Tumblr нулевых: анорексичные ноги и стакан воды на завтрак, обед и ужин. Сегодня это называется движением SkinnyTok — хештег набрал уже больше 2,4 миллиардов просмотров, популяризируя токсичный подход к похудению (читайте также: «Скинниток» — самый токсичный ЗОЖ-тренд среди зумеров).
Худоба выходит из-под гнета цензуры
Сторонники движения «Скинниток» наконец выдыхают с легкостью: будто до этого общество оказывало давление на тех, кто хотел быть худым и использовал для этого различные способы. Блогеры активно продвигают идею о том, что женщины никогда не должны чувствовать сытость, а мир моды и шоу-бизнеса лишь подкидывает «дрова» в и без того разгоревшийся костер токсичности по отношению к тем, кто не подходит под новые стандарты красоты.
Так, например, на Оземпике к «дозаводским» настройками вернулись Кристина Агилера и Лана Дель Рей, воспользоваться чудо-препаратом не испугалась и Селена Гомес. Несмотря на то, что звезда Диснея страдает серьезным заболеванием, в один момент она не выдержала волны критики в отношении лишнего веса и прибегнула к помощи «волшебной пилюли».
Кристина Агилера до похудения
Кристина Агилера после похудения
Более того, к аномальной худобе приходят инфлюенсеры и блогеры, которые еще недавно пропагандировали бодипозитив и уверяли миллионы людей, что в «толстом» весе чувствуют себя органично и комфортно. Знаменитая американка Дронме Дэвис в своих постах не только восхваляла пышные формы, но и резко и безапелляционно критиковала всевозможные диеты. Сегодня из размера XXL она перешла в XXS, выпирающие ключицы и острые скулы не оставляют и напоминания о надежно забытой философии «плюс-сайз» жизни Дэвис.
Дронме Дэвис до похудения
Дронме Дэвис после похудения
Не менее печальные тенденции мы наблюдаем и сфере моделинга. На подиумах показов Coperni, Miu Miu, Chanel и других модных домов 95% моделей имели фигуры эпохи героинового шика и носили «эс» не с двумя, а со всеми пятью «исками» впереди. Глава отдела моды журнала Dazed Эмма Дэвидсон сделала из этого печальный вывод: «Мне казалось, что бренды отвернулись от инклюзивного кастинга. Я сидела на показах, где раньше участвовали крупные модели, и с грустью наблюдала их отсутствие. Этот сезон ощущается как последний гвоздь в крышке гроба» (читайте также: Феминизм — главный тренд с Недели моды: 5 говорящих маркеров с подиумов).
Показ Coperni
Показ Chanel
Какие механизмы социальных сетей заставляют вас постоянно сравнивать себя с «идеалом»
Сегодня мы вновь поставлены в условия, когда так или иначе сравниваем себя с новыми идеалами. Ключевым фактором влияния по-прежнему остаются социальные сети. Какие же механизмы внушают нам мысль о том, что не быть худой — плохо и стыдно:
1. Контент с применением фоторедакторов и фильтров
Пользователи соцсетей публикуют преимущественно отредактированные, отфильтрованные фотографии и рассказывают о своих лучших моментах, создавая иллюзию идеальной жизни и внешности. Это заставляет вас сравнивать свою реальность с чужой «отшлифованной» картинкой, не видя «неровностей», которые остаются за кадром.
2. Постоянное присутствие идеалов и недостижимых стандартов
Соцсети транслируют стандарты красоты, успеха и счастья, которые часто не имеют ничего общего с реальностью — это всего лишь сценарий, постановка, которая должна заставить вас стремиться к чему-то мнимому. А ведь эти стандарты воспринимаются как норма, что лишь усиливает давление соответствовать им. Люди начинают ассоциировать лишний вес с личной слабостью, недостаточной силой воли и неуспехом, что усиливает чувство стыда и желание скрывать или менять свое тело.
3. Врожденная склонность к социальному сравнению, усиленная соцсетями
Человек по природе склонен сравнивать себя с другими, чтобы оценить собственное положение. Соцсети усиливают этот механизм, предоставляя бесконечный поток «лучших» образов, что приводит к заниженной самооценке и чувству неполноценности.
4. Иллюзия идеальной жизни
В лентах новостей часто показывают только успехи, красивые моменты и счастливые события: создается впечатление, что у всех вокруг (кроме, конечно же, вас) все идеально. Это вызывает зависть и ощущение собственной никчемности.
5. Психологическая потребность в признании и принадлежности
Сравнение себя с другими связано с желанием быть принятым и успешным в обществе. Если кажется, что вы хуже других, это вызывает чувство неудовлетворенности и снижает уверенность в себе.
6. Зависимость от внешних оценок
Количество лайков и комментариев становится мерилом вашей ценности, что усиливает стремление соответствовать идеалам и сравнивать себя с «лучшим» контентом. Как только вы посмели оступиться или ошибиться — пользователи незамедлительно устроят вам самосуд. На просторах социальных сетей, к сожалению, токсичные и негативные комментарии являются абсолютной нормой, данностью, с которой почему-то все вокруг должны непременно мириться. Если ваш внешний вид не вписывается в новые стандарты, то скорее всего подписчики не упустят возможности пристыдить вас за лишний вес или недостаточно стройные ноги.
Фото: Legion Media, социальные сети: @dronme, @dixiedamelio, angelina frerk, @jilla.tequila, @bellahadid