Режим удаленный: как эффективно работать из дома (и не сойти с ума)

Сегодня мы оказались в вынужденной социальной изоляции, а значит, нам приходится решать все рабочие задачи из дома. Но как мотивировать себя на работу в новых условиях? Что такое «якоря», и каким образом они помогут поддержать вашу продуктивность? И, наконец, как минимизировать урон от отвлекающих факторов – разговорчивых домочадцев, холодильника и кровати?

Массовый исход из офисов на «удаленку», диктуемый карантинными мерами, рождает совершенно новую реальность, параллельную общепринятой. «Пижамный режим» со своими законами, возможностями и ограничениями может стать серьезным испытанием и проверкой на профпригодность. Как безболезненно влиться в условия нового мира, сохранить работоспособность, добрую атмосферу в семье и остаться эффективным сотрудником, рассказывает психолог, магистр психологии, бизнес-коуч Элина Ландман.

Новому миру – новые границы

Самая большая трудность при переходе в формат удаленной работы состоит в том, что размываются ранее четко установленные границы «дом – работа». Это касается и профессиональных процессов: непонятно как себя мотивировать, оценивать производительность, – и семейных контактов: близкие не понимают, что вы работаете, поскольку вы – дома. Проблема в том, что прежние границы, когда производство было вынесено за рамки дома, в социум, не действуют. Теперь необходимо принять, что ваш социум – это домашняя обстановка. Поэтому следует собраться за «круглый семейный стол» и проговорить некоторые правила:

  • место в доме, где вы работаете;
  • время, когда вы заняты.

Установив внешние границы, предстоит поработать над внутренними, поскольку при переходе в домашний режим срабатывают два Главных Изменения – самодисциплина (как я себя мотивирую) и социализация (как я контактирую с миром).

То, что раньше обеспечивалось вешними условиями: распорядок дня, фиксированное время утренних сборов, даже внешний вид, соответствующий принятым в офисе стандартам, – теперь становится исключительно вашей задачей и попадает в сферу под названием самодисциплина.

«Пижамный режим» – работаем и лежим…?

А вот и нет. Если вы и впрямь заинтересованы в поддержании работоспособности, начинать рабочий день не стоит в пижаме, с бокалом шампанского и гаджетом, открытым на личных страницах… Необходимо организовать для себя те ярлыки, которые указывают на состояние рабочего режима. Для этого важен правильный антураж: попробуйте определить, что для вас является напоминанием рабочей обстановки (кроме компьютера и телефона). Создайте свои «якоря»: откройте записи и напоминания, поставьте перед компьютером чашку кофе  (читайте также: «Эффективное рабочее место: 5 главных лайфхаков»).

Расписание труда и отдыха должно быть организовано в четких временных рамках, подчиняться поставленным задачам и являть собой отлаженную систему. Соответственно день планируется заранее:

  • накануне утверждаются договоренности о переговорах;
  • фиксируются все задачи, их приоритетность и время на выполнение;
  • на вопрос: когда? У вас должен быть точный ответ. Когда я завтра начинаю свой рабочий день, когда я смогу сварить себе кофе и сделать перерыв? Когда я займусь уборкой?

Еще один момент. В новом подходе к дистанционному рабочему процессу существенная нагрузка ложится на руководителей предприятий: их сотрудники должны быть замотивированы, осознавать значимость своего труда и собственную самоценность. 

Отвлекающие маневры

Вот вы разграничили пространство и установили временные рамки, но все равно приготовьтесь к тому, что вас будут отвлекать. И главный отвлекающий фактор дома – места общего пользования, лучшее из которых – кухня.

Если во время рабочего процесса, вы выходите сделать кофе, выпить воды, перекусить, – будьте готовы к встречам, вопросам и дискуссиям. Минимизировать урон от таких внеплановых обсуждений могут ранее достигнутые договоренности «меня не отвлекать – я на работе». Исключение составляют вопросы самочувствия и безопасности домочадцев.

Еще один сложный момент – приготовление и прием пищи. Необходимо с каждым членом семьи и даже с ребенком обсудить обязанности по дому и понять, кто из домашних может вам помочь. И второе: правильное питание – своевременное питание, не стоит допускать хаотичного передвижения по кухне в поисках, чего бы пожевать. Трапезу желательно делать совместной.

Если заранее обговорить ваше время занятости, стресс у близких минимизируется (читайте также: «Не потерять себя: как обозначить и защитить свои личные границы»).

Техники настройки на рабочий режим

  • планирование и составление задач на грядущий день;
  • режим сна и график подъема должен быть такой, как в обычное время;
  • установка собственной мотивации: если вам необходимо выполнить какое-то количество задач сегодня, попробуйте повысить планку и установить для себя две дополнительные задачи на завтра;
  • запланируйте темы, не относящиеся конкретно к сегодняшним задачам, но которые необходимо обсудить с коллегами;
  • читайте на досуге статьи и информационные источники по вашей специализации.

Контакты с миром… без компьютера

Есть у «пижамного режима» еще один принципиальный аспект личностной демаркации (установки границ). Это Социализация. Возможность контактировать с внешним миром вне профессиональных каналов связи. Проблема в том, что все упирается опять же в главное средство коммуникации – компьютер: он и рабочее место, и атрибут досуга. Отсутствие смены обстановки – это трудно. Поэтому вам точно необходимо придумать досуг, не связанный с компьютером. Семейные игры, чтение, рукоделие, кулинарные эксперименты – в «пижамном режиме» важно все, что будет питать личное эмоциональное поле и обеспечивать вас новыми впечатлениями, умениями и знаниями.

Фото: Getty Images