Отчаянные и вооруженные головорезы в масках под покровом ночи врываются в музей и, сразив охранников, за считанные минуты похищают самые дорогие экспонаты. Они прыгают в машину, скрываются от полиции и, словно невидимки, пропадают со всех радаров. Пожалуй, в той или иной интерпретации именно так звучит сценарий типичного современного ограбления, разворачивающегося, словно по замыслу голливудских режиссеров. Впрочем, порой громкие по своей значимости кражи проходят весьма тихо и незаметно, буквально на виду у ничего не подозревающей охраны. Вспоминаем 6 известных похищений музейных шедевров, когда преступники… просто брали то, что им понравилось.
«Старики-разбойники»: кража картины А.П. Куинджи из Третьяковской галереи
Когда: 27 января 2019 года
Судьба экспоната: картина найдена
Три уровня охраны, полный зал людей, час-пик в галерее, — казалось бы, только самый отчаянный преступник решился бы украсть что-либо при таких условиях. Однако порой толпа становится отнюдь не врагом, а лучшим другом воров, ведь в ней так легко затеряться и показаться кем-то малозначимым. Видимо, именно этот эффект и имел место вечером 27 января в Третьяковской галерее, когда неизвестный мужчина, рассматривая вместе с другими посетителями картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым», просто взял… и снял полотно со стены, скрывшись с ним из музея.
Почему никто не остановил злоумышленника? А вот это самое интересное. Как сообщали очевидцы, посетители попросту приняли его за работника музея — видимо, такого внутреннего объяснения многим оказалось вполне достаточно, чтобы не покидать свою зону комфорта и не начинать проявлять гражданскую инициативу. Неслучайно в разговоре с РИА Новости директор департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов сравнил это похищение с сюжетом советского фильма «Старики-разбойники», в котором главные герои украли картину, убедив всех, что они уносят шедевр на реставрацию.
И пусть отследить подозреваемого удалось быстро (большая ошибка: вор не просто не скрывался от камер, но и уехал на заметном белом мерседесе), сам факт того, что картины хватились лишь спустя некоторое время после происшествия, уже говорит сам за себя. Более того, по некоторым данным, пропажу заметили бы и того позже, если бы не другая кража. Как оказалось, в тот же день у одной из посетительниц пропала шуба — и изначально именно для ее поиска была вызвана полиция.
Своя ноша не тянет: похищение 100-килограммовой монеты из музея Боде
Когда: 27 марта 2017 года
Судьба экспоната: вероятно, монета была переплавлена
Это ограбление многие считают самой настоящей «кражей века», ведь только очень хорошо подготовленные воры смогут незаметно вынести из одного из самых охраняемых музеев Германии экспонат весом в 100 килограммов и диаметром 53 сантиметра. Тем не менее, такие умельцы нашлись: под покровом ночи несколько злоумышленников не только смогли проникнуть в музей и обойти сигнализацию, но и вывезти огромную золотую монету из здания, не привлекая ничьего внимания.
Как выяснила полиция, даже несмотря на отключенную сигнализацию, шуму в ту ночь было много. Начнем с того, что огромную золотую монету пришлось вызволять из-под стеклянного колпака, который грабители пробили топором. После, как предполагала полиция, злоумышленники погрузили монету на тачку и вывезли экспонат из музея, при этом постоянно роняя его и создавая дополнительный шум, на который, впрочем, никто так и не обратил внимания. Уже позднее выяснилось, что один из членов банды когда-то и сам работал в музее, так что, вероятно, он лучше всех знал, как бывает обманчива внешняя суровость музейной охраны.
Пропажу обнаружили только утром, заметив, как к окну музея приставлена лестница. Конечно же, вскоре преступников нашли и осудили, а вот отыскать монету номиналом в миллион долларов никому так и не удалось. Впрочем, ее номинал — далеко не самое дорогое. Как подсчитали специалисты, золото, ушедшее на изготовление монеты, давало преступникам возможность заработать в два раза больше. Так что, по сегодняшним предположениям, монета с изображением Елизаветы II, скорее всего, была переплавлена и распродана по частям на черном рынке.
Большой просчет: кража статуи из Фонда Генри Мура
Когда: 15 декабря 2005 года
Судьба экспоната: скорее всего, была расплавлена
Впрочем, если оперативная кража 100-килограммовой монеты вас не впечатляет, то несколькими годами ранее в Великобритании имело место куда более масштабное похищение. В буквальном смысле. Морозной декабрьской ночью группа злоумышленников положила глаз на знаменитую скульптуру Генри Мура — «Склоняющуюся фигуру», находящуюся на территории поместья Перри-Грин (при жизни скульптор считал, что все его творения должны выставляться на открытом воздухе). Сама работа была датирована 1969 годом, но самым примечательным для всех тех, кто когда-либо желал бы ее украсть, были ее габариты. Скульптура весила около двух тонн, а в длину достигала трех метров. Разве можно было незаметно хотя бы сдвинуть ее с места?
Но, как оказалось, все возможно, если верить в успех. В ту злополучную ночь преступники не заботились о тишине — и нагло заехали на территорию поместья на большом грузовике, оборудованном подъемным краном, который и доставил массивную леди «на борт». Разумеется, ни о каком прикрытии речи не шло: преступники выехали из парка с таким же громом, как и приехали в него. И, тем не менее, обнаружить пропажу сотрудники фонда смогли только утром. Сама же скульптура, застрахованная на 3 миллиона фунтов стерлингов, как предполагает полиция, была разобрана на металлолом, чья стоимость составила не более 1500 фунтов.
P.S. После того случая руководство Фонда значительно усилило меры безопасности в поместье, правда, это нисколько не помешало уже другой банде украсть еще одну скульптуру Мура, которая, впрочем, вскоре благополучно нашлась.
Когда Олимпиада интереснее: кража картины Э.Мунка из Национальной галереи в Осло
Когда: 12 февраля 1994 года
Судьба экспоната: картина была возвращена
Вообще, работы Эдварда Мунка считаются в Норвегии чуть ли не рекордсменами по количеству краж. Один только «Крик» (в разных версиях) был украден здесь дважды: в 1994-м и 2004-м годах (читайте также: Самая тревожная картина в мире: как создавался «Крик» Эдварда Мунка). Впрочем, если второе ограбление проходило по всем канонам боевика, то за первую кражу охране Национальной галереи Осло было особенно стыдно, ведь они попросту не обратили внимания на сигнализацию.
Почему? Да потому что смышленый преступник задумал украсть картину в день, когда норвежцев было просто не оторвать от телевизоров.
Пока злоумышленник залезал в окно и расправлялся с сигнализацией, охрана музея, ничего не подозревая, увлеченно смотрела Церемонию открытия Олимпийских Игр, проходившую в том году в норвежском городке Лиллехаммере. Сказать, что сигнализацию не было слышно, нельзя: просто в тот день охранники явно неверно расставили приоритеты. За что и поплатились: на следующие утро на месте шедевра они увидели лишь ироничную записку с благодарностями за плохую охрану.
Урок актерского мастерства: ограбление музея Изабеллы Стюарт Гарднер
Когда: 18 марта 1990 года
Судьба экспонатов: картины до сих пор не найдены
Пожалуй, самое громкое и масштабное ограбление в американской истории произошло в Бостоне в 1990 году: тогда преступникам удалось провести в здании — только вдумайтесь — 81 минуту и вынести 13 произведений искусства, включая работы Рембрандта, Дега, Мане и Вермеера. Общая стоимость награбленного оценивается в полмиллиарда долларов.
Но как им это удалось? Как оказалось, злоумышленники решили действовать хитростью. После часа ночи они, переодевшись в форму полицейских, потребовали от двух охранников пустить их внутрь, что мужчины и сделали, несмотря на правило, по которому им запрещалось приглашать любых незваных гостей. Но, как признался один из бедолаг, сотрудникам полиции они отказать не рискнули, так что, доверившись бутафорному виду «полицейских», они милостиво впустили воров внутрь. А далее в музее развернулся печальный театральный этюд: грабители потребовали от охраны предъявить документы и развернуться лицом к стене. Надев на охранников наручники, «полицейские» объявили им, что они арестованы.
Только когда обезвреженные мужчины спросили, за что их задерживают, воры раскрыли карты и объявили истинную цель своего визита. Несмотря на то, что в музее работали датчики движения, грабители сумели хорошенько рассмотреть «ассортимент» музея и выбрать нужные им работы — хотя, как свидетельствовали впоследствии эксперты, знатоками искусства их можно было называть с большой натяжкой, ведь они пропустили множество куда более дорогих и известных произведений. До сих пор это дело не раскрыто, а ФБР выдвигает самые разные версии, куда же отправились экспонаты. Вероятно, когда произведения все же будут найдены, это расследование ляжет в основу не одного кинофильма.
Нездоровый патриотизм: кража «Моны Лизы» из Лувра
Когда: 21 августа 1911 года
Судьба экспоната: картина была возвращена
Сложно представить себе более популярную картину, но тем интереснее знать, что легендарная работа Леонардо да Винчи могла бы никогда не узнать мировой славы, если бы не это ограбление. До сих пор никто не знает точно, что двигало итальянцем Винченцо Перуджа, когда он задумал выкрасть шедевр из Лувра: одни считают, что вор просто желал вернуть портрет на историческую родину, другие же полагают, что дело было исключительно в деньгах. Надо думать, правда кроется где-то посередине: так или иначе, Винченцо два года хранил полотно в своей квартире в Париже и был пойман, только когда пытался сбыть украденное директору галереи во Флоренции.
Но что же именно произошло 21 августа 1911 года? Как злоумышленнику удалось тихо снять «Джоконду» со стены и скрыться с ней? И почему в одном из самых знаменитых музеях мира так плохо сработала охрана?
Все дело в том, что Винченцо сам был сотрудником музея. Как гласит легенда, в ночь ограбления в Лувре проходило техобслуживание, и именно на него Перуджа возлагал свои самые смелые надежды. В конце концов, в это время если кто и заметит пропажу, то, скорее всего, решит, что портрет забрали на инспекцию, и не придаст пустому месту на стене большого значения. Так и произошло: Винченцо спрятал холст под пальто и незаметно скрылся из музея, едва подозревая о том, что вскоре украденный им шедевр станет самой знаменитой картиной в мире.
Кража из Лувра получила огромный резонанс и вызвала небывалый интерес прессы со всего мира. Газетчики посвящали «Джоконде» репортажи на протяжении всех двух лет, что велись поиски картины. Вероятно, именно поэтому очень скоро прекрасная «Мона Лиза» перестала приносить радость грабителю, который не мог более сохранять должную осторожность и, наконец, выдал сам себя.
Фото: Getty Images, Legion-Media