Спишут все деньги: как распознать мошенника по его речи — и оригинально дать ему отпор

С каждой жертвой преступники обновляют свои схемы, но тем не менее вычислить их можно, считает клинический психолог Ольга Аристова. Достаточно обратить внимание на речь телефонных мошенников — от интонаций и построения предложений до темпа, представления собеседнику и эмоциональной окраски. Все то, что говорят эти люди в беседе, выдает их с головой.

Грандиозная фигура

Первым делом мошенник всегда представляется. И даже если это скромный сотрудник банка, он грациозен и гордо чеканит свою должность. Так же мошенник упорно делает вид, что знает о вас что-то тайное и опасное. Например, оперирует тем, что вы якобы сменили «финансовый номер», привязанный к карте. Потому речь его высокомерна и категорична, словно он смотрит на вас сверху вниз. А уж насколько масштабны вымышленные чины «полковников» и «подполковников ФСБ», прокуроров и полицейских, которыми представляются злоумышленники! Такие персонажи обязательно назовут все свои регалии, звания и достижения, чтобы жертва моментально почувствовала свою ничтожность при таком напускном величии.

Это нужно для того, чтобы человек сначала растерялся, а потом испугался звонка «серьезного» человека, которому внезапно по неведомым причинам пришлось снизойти до простого смертного. На финансово неграмотных обывателей и бабушек «божьих одуванчиков», выросших в парадигме «начальству виднее», это производит просто сокрушительный эффект. Они пытаются уберечься от беды, в которую на самом деле не попадали, и мигом выдают все свои персональные данные.

Фальшивый эксперт и обладатель тайных знаний

Также мошенника выдает то, что он якобы обладает последней информацией о ваших действиях. И даже если жертва начинает отпираться от приписываемых ей поступков, цель мошенника — стоять на своем. Он будет продавливать свою версию до последнего. Или же пока вы сами не сломаете его скрипт резкой шуткой или не прервете звонок.

Спишут все деньги: как распознать мошенника по его речи — и оригинально дать ему отпор

Часто такой разговор напоминает беседу двух очень упертых людей. Вы заверяете, что не совершали никаких переводов с карты. Но вам упорно будут раз за разом твердить, что именно с вашей карты была и проведена мнимая операция и произошло это такого-то числа (обычно прямо сейчас), в такое-то время (час, полчаса назад). Так преступники поселяют в вас сомнения. А что? А вдруг это правда?

Они постоянно задают вопросы, не давая время на раздумья

Любой внимательный человек, если у него достаточно времени на то, чтобы сопоставить факты, заметит определенные несостыковки. Почему-то некий важный сотрудник финансового учреждения или внутренних органов, знающий о вас все, не догадывается о главном.

Например, о вашем номере телефона или номере самой карты. Он как уличная гадалка задает бесконечные вопросы (начиная с приветствия в духе «А с кем я разговариваю?») и «тыкает пальцем в небо», чтобы вы сами подсказали ему правильный ответ. Мошенник всегда начинает издалека и задает наводящие вопросы, пытаясь выудить нужные ему сведения. Хотя до этого сам говорил, что стоит ему открыть некую программу, и он узнает о вас все на свете, потому что информация «давно там забита» (читайте также: «Будьте начеку: 5 самых популярных фраз, которые используют манипуляторы»).

Запомните, все представители государственных органов и банков не имеют права требовать от вас разглашения личной информации без официального постановления. Но даже если таковое имеется, запрос будет посылаться между ведомствами (например, если судебным приставам нужно получить доступ к вашим банковским счетам), а вам будет приходить письменное уведомление на официальном бланке, по почте.

Быстрый поток предложений

Спишут все деньги: как распознать мошенника по его речи — и оригинально дать ему отпор

Обычно в начале разговора злоумышленник страшно частит. Темп его речи невозможно быстрый, словно он читает с листа текст на время. Просто телефонным мошенникам надо вас обескуражить еще на старте, запутать вашу логику и отвлечь внимание.

Поэтому они используют очень быстрый темп речи, вываливая на вас потоки предложений, среди которых есть определенные слова-ключи. Например, «заблокировано», «мошенники», «подозреваем», «произошла утечка» и многие другие пугающие явления и понятия. Часто речь разводил просто пестрит обилием сложных слов из деловой лексики. Этот прием придает невидимому собеседнику весомости и слегка туманит мозг жертвы, особенно если она не привыкла к запутанным фразам.

В данном случае задача жулика — не дать вам возможность вставить и пары слов. Это нарушит его скрипт и выведет жертву из оцепенения, в которое она впадет после того, как ей на голову вывалят поток бессвязных предложений. Поэтому не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Останавливайте торопливого собеседника, переспрашивайте и постоянно просите повторить несколько фраз из предложений, сказанных минутой ранее. Выхватывайте любые фразы из контекста и цепляйтесь к ним. Если перед вами аферист, то он забудет, какую околесицу нес минуту назад и начнет путаться в своих же словах. 

Переход на личности

Если внезапно что-то идет не так, как рассчитывал телефонный мошенник, то он пускает в ход тяжелую артиллерию — обычное базарное хамство. Согласитесь, сложно быстро ответить на вопрос: «Вы что, выпивали?» Или: «Вы прекратили употреблять коньяк по утрам?» А так могут себя повести злоумышленники, когда чувствуют, что рыбка срывается с крючка. Жертву могут обозвать глупой, недальновидной, бессердечной, туповатой и медлительной. Это все тот самый переход на личности, призванный вывести вас из себя. Вы вступаете в перепалку — и отъем честно заработанных денег становится все ближе к мошеннику. Нервничающая, обиженная жертва может легко оступиться.

Спишут все деньги: как распознать мошенника по его речи — и оригинально дать ему отпор

Давление с помощью страха

Страх — идеальный инструмент манипуляции. Вам в красках распишут жуткие и непоправимые последствия, с которыми вы непременно столкнетесь, если прямо сейчас не сообщите свой код из трех цифр или не перейдете по ссылке в СМС.

«Сотрудники органов» обязательно будут напирать на свои полномочия, которые просто необъятны, и связи с некими авторитетными людьми. Статус и доступ к информации — вот два кита, с помощью которых мошенники вызывают страх. Но стоит помнить, что настоящие работники «тех самых органов» обычно вызывают на личные беседы с глазу на глаз. Опять же, посредством писем с уведомлением.

Также будьте внимательны: мошенники часто задают закрытые вопросы, сформулированные таким образом, что на них проходится отвечать односложно — «да» или «нет». И в ходе беседы, если она затянется, вас любыми правдами и неправдами будут подводить к тому, чтобы вы говорили «да». Запись телефонного разговора можно «обрезать таким образом, что у ваш утвердительный ответ последует после нужного им вопроса. И если вы внезапно пойдете в суд, у аферистов будут доказательства, что вы добровольно согласились на сделку, какой бы она ни была (читайте также: «10 приемов профессионального лжеца (и как на них не попасться)»).

Поэтому никогда не давайте прямых ответов, ни с чем не соглашайтесь и ни в какой ситуации не спешите дать ответ. Особенно, если сомневаетесь в собеседнике.

Сообщения с ошибками

Когда разговор с мошенниками заходит слишком далеко, ждите сообщение со ссылкой. По ней надо перейти на некий сайт банка (чаще всего сайт-двойник) и… расстаться со своими данными! Так вы сами отдаете в руки преступников свои пароли и данные. Но вас именно это сообщение и должно насторожить.

Спишут все деньги: как распознать мошенника по его речи — и оригинально дать ему отпор

Во-первых, жулики пришлют вам месседж не со знакомого номера банка. Если видите сообщение без предыдущей истории, не открывайте! И, конечно, обращайте внимание на грамматические и стилистические ошибки. У злоумышленников нет грамотных корректоров, которые могут вычитать текст перед отправкой.

И уж тем более не указывайте на их ошибки (тоже, кстати, популярная схема) ответными сообщениями или на подозрительных страницах в социальных сетях. Не перезванивайте на незнакомые номера и не берите трубки, если номер не определяется. Любой вежливый современный человек сначала напишет вам, указав имя, ситуацию, при которой ему стал известен ваш номер или лицо, которое передало ему ваш контакт, и только потом спросит, можно ли вам позвонить.

Мошенники же звонят сразу с нескольких номеров и несколько раз подряд. Так они проверяют, активен ли номер, и в какое время человек снимет трубку.

Как дать отпор телефонным мошенникам: три работающих способа

Во-первых, при первых подозрениях сразу прекратите разговор и блокируйте данный номер. Впрочем, нет никаких гарантий, что вам не позвонят с другого. Во-вторых, попытайтесь искрометно шутить. Разводилы не выносят потока юмора, особенно, когда смеются над ними. Так что они быстро выдают себя с потрохами. И, в-третьих, скажите, что вы прямо сейчас записываете ваш разговор (все звонки на ваш номер записываются), и данная запись будет передана в полицию. Злоумышленники после такого быстро сливаются сами.

Отметим, что сейчас у всех крупных банков есть система сбора информации о мошенниках. Не стесняйтесь передавать данные о звонке, например, через чаты банковских приложений, этим вы обезопасите других людей из группы риска (пожилых, инвалидов и несовершеннолетних), а также позволите ускорить работу полиции, ведь банки сотрудничают с силовыми структурами.

Ольга Аристова
Ольга Аристова

Клинический психолог.

Личный сайт

Фото: shutterstock