Грехи отца: главная ошибка принца Филиппа в воспитании Чарльза

Королевские эксперты считают одно отцовское решение по-настоящему разрушительным для принца Уэльского.

Настойчивость принца Филипа в контроле над своим первенцем обернулась откровенной неудачей: сегодня супруга Ее Величество упрекают в том, что детство принца Уэльского было полно чрезмерно суровых испытаний. В эфире программы The Royal Beat на канале True Royalty королевский биограф Роберт Джобсон отметил, что обучение принца Чарльза в шотландской закрытой школе Гордонстоун было выбором его отца, который не намеревался от него отказываться несмотря на все опасения. Филиппа можно назвать настоящим стоиком, и он считал, что школа, которую закончил он сам, благотворно повлияет на будущего короля.

«Все критикуют герцога Эдинбургского, говоря, что он не должен был заставлять своего сына проходить через это, — говорит Джобсон. — Это, вероятно, немного закалило его, так как он, скорее всего, был немного избалован до того, как отправился в Гордонстоун. Это было своего рода уравнителем. Да, там действительно задирали его, но я думаю, что на самом деле, когда он закончил эту часть обучения, он оценил ее. Там он стал довольно хорошим музыкантом и обучился азам актерского ремесла».

Принц Чарльз обменивается рукопожатием с Робертом Чу, директором Гордонстоуна, в свой первый день учебы в этой школе, 1 мая 1962
Наследник в роли Макбета в школьной постановке в Гордонстоуне, 1965

Чарльз не был особенно близок с родителями в раннем возрасте — после смерти Георга VI им пришлось с головой уйти в государственные дела. Порой Елизавета не видела своих сына и дочь месяцами. Зато Чарльз очень сблизился со своей бабушкой, королевой-матерью, так что желание Филиппа немного «закалить» наследника было вполне ожидаемым. Эксперты полагают, что влияние некоторых преподавателей из закрытой школы тоже могло иметь положительный эффект. «В последние несколько лет там находился учитель, который действительно заинтересовал его и пытался подтолкнуть его к изучению предметов, в которых он был хорош. В некотором смысле, я думаю, это сделало его сильнее», — заключил Роберт Джобсон.

Однако Чарльз искренне ненавидел свою школу. Королевский биограф Анджела Левин рассказывала, что впечатления, которые Его Высочество осмелился выразить, стали «огромным разочарованием» для Елизаветы и принца Филиппа. «Королева-мать пыталась убедить королеву и принца Филиппа отправить его в Итон, но они категорически отказались. И он стал источником огромного разочарования для своих родителей, потому что там ему было так плохо», — сказала Анджела.

Королева-мать с внуками, принцем Чарльзом и принцессой Анной, 1954

По мнению некоторых экспертов, пережитое оставило определенный след на характере Его Высочества. «Это повлияло на его уверенность в себе, и это действительно трагично, потому что те ранние переживания имели долгосрочный эффект, — сказала Анджела Левин в ходе программы The Royal Beat. — В любом случае у него было много проблем, которые пришлось пережить в этом возрасте, потому что королева была настолько предана своему долгу, будучи молодым монархом, что иногда месяцами не видела его. Есть эта трагическая картина, где она возвращается после шести месяцев за границей и просто хлопает его по голове. Можно увидеть тоску на его личике. У него не было той материнской любви и тепла, которые необходимы маленьким детям».

Принц Филипп провожает сына в школу Гордонстоун, 1962
Елизавета навещает старшего сына в Гордонстоуне, июль 1967

Спустя годы наследник, анализируя свои ранние годы, решил, что родители были недостаточно внимательны к нему и однажды даже намекнул на это публично. Разразился огромный скандал. Сестра Чарльза принцесса Анна тут же встала на защиту мамы и папы, настаивая на том, что они дали им с братом достаточно любви (читайте также: Брат против сестры: ссора, разделившая принца Чарльза и принцессу Анну). Судя по всему, дело было в разнице характеров принца и принцессы: Анна выросла похожей на родителей, а вот Чарльз оказался романтичной и ранимой натурой.

Фото: Getty Images