Людно внутри: 16 личностей Ширли Ардель Мейсон

[Et cetera] [Истории жизни]
938
В 1960-х годах американская художница стала одной из самых знаменитых пациенток психиатрических лечебниц в США, а ее история легла в основу нескольких книг и фильмов, посвященных множественному расщеплению личности. О трагичной судьбе Ширли Ардель Мейсон читайте в нашем материале.

На сегодняшний день заболевание, известное нам как множественное расщепление личности, довольно подробно изучено. Более того, истории пациентов, страдавших от этого психического отклонения, стали основой для фильмов и книг, самые известные из которых — книга «Таинственная история Билли Миллигана», фильм «Сибилла» и недавнее творение Ольги Львовой «Людно внутри». Однако в 1960-х годах мир еще не знал о подобном заболевании, поэтому история Ширли Ардель Мейсон взбудоражила врачебное сообщество, заставив людей поверить в то, что все возможно.

Психологи утверждают, что все проблемы идут из детства, и с этим трудно поспорить. Многие маньяки, убийцы и психопаты не рождались такими - их отклонения явились следствием жестокого обращения и детских травм. Однако порой психологические травмы, полученные в детстве, могут перерасти во что-то гораздо более странное и необъяснимое, чем просто жесткость и тяга к преступлениям. И история Ширли Ардель Мейсон тому доказательство.

Ширли Ардель Мейсон появилась на свет 25 января 1923 года в Минессоте. Ее отец Уолтер Мейсон работал плотником, а мать, Марта Хэйгман, была домохозяйкой и страдала от шизофрении. Соседи Мейсонов описывали Марту как странную женщину, которая расхаживала ночами по окрестностям города, заглядывала в соседские окна и ужасающе хохотала.

null

null

Ширли Ардель Мейсон

Однако ночные похождения Марты были не самым страшным проявлением ее тяжелой болезни – гораздо страшнее было то, что происходило за закрытыми дверьми ее дома. Как это часто бывает, жертвой больного человека становится наиболее уязвимый член семьи, и им стала дочь Марты, юная Ширли.

Девочка с ранних лет подвергалась жесточайшему моральному и физическому насилию, пыткам и наказаниям, которые мать объясняла той религиозными установками. Побои, изоляция, сексуальное насилие, клизмы с ледяной водой, лишение еды и воды – это лишь немногий список жестоких наказаний Ширли, которым она подвергалась изо дня в день.

Также мать по какой-то причине называла девочку не ее именем, а вымышленными прозвищами. Ширли была настолько напугана тем, что творилось в ее семье, что не решалась рассказать об этих ужасах никому из своего окружения. Наоборот, Ширли уверяла всех, что Марта являлась образцовым родителем и была гением. Остается только догадываться, куда смотрел отец юной девушки, который не мог не видеть всего, что происходило в доме. Однако никаких фактов, проливающих свет на позицию Уолтера Мейсона по отношению к зверствам жены, история не знает.

Кадр из фильма «Сибилла», 2007

Мать Ширли не признавала врачей, в особенности психиатров, считая их шарлатанами, которые тянут деньги из людей за мнимое лечение. Тем не менее, Ширли Мейсон однажды все же попала в кабинет психотерапевта, в очередной раз пожаловавшись матери на странные ощущения и провалы в памяти. В 1945 году Марта отвела дочь к известному доктору Корнелии Уилбур, с которой Ширли провела несколько сеансов. Однако вскоре мать девушки вновь передумала водить дочь ко врачу и наврала Ширли, что Корнелия Уилбур отказалась от сеансов с ней.

Через девять лет Марта Хэйгман скончалась от рака груди, и у Ширли Мейсон появился шанс начать новую жизнь. Девушка смогла отыскать своего психиатра Корнелию Уилбур, и сеансы психотерапии возобновились. К тому моменту Ширли работала в Колумбийском университете, преподавала искусство. Также Мейсон торговала своими картинами, чтобы заработать на жизнь. Отец девушки повторно женился и не проявлял интереса к жизни дочери.

null

null

На приемах у психиатра Корнелии Уилбур выяснялись неожиданные детали жизни Ширли. Она была образованной и умной женщиной, однако страдала провалами в памяти. Часто скромная и застенчивая Ширли обнаруживала в своем шкафу баснословно дорогие и яркие платья, которые она бы себе никогда не купила. Порой Мейсон просыпалась среди осколков ваз и фигурок, стоявших в ее квартире, однако не помнила, чтобы что-то разбивала. Также женщину пугали ее картины, которые она начинала писать сама, а позже обнаруживала не характерные для нее мазки и стиль на завершенных полотнах.

Кроме того, Ширли Мейсон часто оказывалась в странных местах – она просыпалась на автомобильных стоянках, в городских парках и подворотнях, которые находились далеко от ее дома, и абсолютно ничего не помнила. Доктор Уилбур приходила к выводу, что у Ширли имелось серьезное психиатрическое заболевание, которое влияет на ее память и поступки.

Корнелия Уилбур провела ряд тестов и на одном из сеансов «познакомилась» с другой Ширли. Доктор выяснила, что сознание девушки раскололось на несколько субличностей, которые проявляли себя в зависимости от обстоятельств. По оценкам доктора Уилбур, раскол личности произошел еще в детстве вследствие жестокого обращения.

Психиатр выявила несколько субличностей Ширли, с каждой из которых врач пыталась установить контакт, чтобы позже объединить их в одну, тем самым излечив Мейсон. В ходе лечения доктор Уилбур использовала различные методы лечения, в том числе применяла так называемую «сыворотку правды», чтобы восстановить в памяти девушки те моменты, о которых она не помнила. Во время этих сеансов субличности Ширли по очереди выходили в «пятно», то есть удерживали сознание Ширли, рассказывая о деталях жизни Мейсон.

null

null

Корнелия Уилбур обработала полученные после нескольких сеансов данные и выявила шестнадцать субличностей своей пациентки: воспитанная и очаровательная девушка Виктория, которая скупала дорогие наряды, упрямая и настойчивая Пегги Лу, которая рассказала, что именно этим именем мать Ширли называла ее в детстве, более сдержанная Пегги Энн, крайне религиозная и замкнутая Мария, художница с британским акцентом Марсия, обаятельная атеистка Ванесса, плотник Майк, более замкнутая версия Майка Сид, одержимая паранойей Нэнси, робкая Сибил Энн, малышка Рути, обиженная на весь мир религиозная фанатичка Клара, робкая, но решительная Элен, любительница повеселиться Марджери, безымянная блондинка-подросток и сама Ширли.

После знакомства со всеми личностями Ширли Мейсон, доктор Уилбур поняла, что каждая из них появлялась ровно в тот момент, когда к Ширли возвращалось какое-либо из травмирующих воспоминаний детства – таким образом психика девушки справлялась с болезненными отрывками памяти.

Доктор Уилбур описывала субличностей Ширли Ардель Мейсон как абсолютно разных людей. В тот момент, когда кто-то из них выходил «в пятно», менялось не только поведение девушки, ее манера говорить и жестикулировать, но и ее внешность, мимика, взгляд. Сомнений о диагнозе Мейсон становилось все меньше – пациентка страдала диссоциативным расстройством идентичности или, говоря простым языком, расщеплением личности.

Кадр из фильма «Сибилла», 1976 год

Многие из субличностей Мейсон делились с доктором Уилбур ужасающими подробностями жизни девушки. Первой заговорила Пегги Лу, которая поведала врачу о деталях отношений Ширли с ее деспотичной матерью. Благодаря откровениям Пегги, врач также узнала, что мать Мейсон насиловала не только Ширли, но и соседских девочек, которые заходили в гости.

Корнелия Уилбур была ошеломлена не только зверствами матери Ширли, но и тем, как психика девушки на это отреагировала – это была первая в истории психиатрии пациентка с подобным диагнозом. Врач сильно сблизилась с Ширли и уделяла своей пациентке девяносто процентов своего времени. Возможно, она искренне сочувствовала девушке, возможно, это был научный интерес. В пользу последней теории говорит решение Корнелии превратить историю Ширли в книгу, которую написала журналистка Флора Рета Шрайбер на основе записей доктора Уилбур.

Флора Рета Шрайбер, автор книги «Сивилла»

Так или иначе, Корнелия Уилбур стала самым близким человеком для Ширли. Она помогала пациентке продавать картины, поддерживала ее планы освоить профессию психиатра и даже какое-то время жила в доме Мейсон. Позже методы лечения доктора ставились под сомнение, поскольку противоречили врачебной этике. Уилбур вышла за рамки лечения – Ширли Ардель Мейсон стала для нее гораздо больше, чем просто пациенткой.

Терапия продолжалась вплоть до 1965 года, после чего Ширли Ардель Мейсон была признана абсолютно здоровой, что значило полное объединение всех субличностей и восстановление в памяти травмирующих обстоятельств детства. А уже в 1973 году вышла книга Флоры Реты Шрайбер под названием «Сивилла», которая моментально стала бестселлером. Несмотря на то, что в издании все реальные имена были заменены, а сама Ширли в книге превратилась в Сивиллу Изабел Дорсет, многие знакомые Мейсон узнали ее в главной героине и стали смаковать подробности ее тяжелой судьбы.

Врачебное сообщество же не разделяло восторга публики и не одобряло методы доктора Уилбур, а также считало совершенно аморальным разглашать подробности заболевания пациентки, даже с ее согласия. Психиатр Герберт Шпигель, который провел несколько сеансов с Ширли, и вовсе поставил диагноз Уилбур под сомнение, сообщив, что пациентка была крайне внушаема, а Корнелия воспользовалась этим ради славы первопроходца в истории изучения множественного расщепления личности.

Споры относительно мотивов доктора Уилбур велись достаточно долгое время – выдвигались различные теории, изучалась история болезни Ширли. Однако, несмотря на то, что многие эксперты считали методы Корнелии Уилбур антинаучными и даже не верили в поставленный ею диагноз, к ней все же обратились за помощью в деле Билли Миллигана, предположительно страдавшего тем же недугом. Это означало, что Корнелии все же удалось обрести славу эксперта в сфере подобных психических отклонений.

Кадр из фильма «Сибилла», 2007

Ширли Ардель Мейсон же всю оставшуюся жизнь провела в одиночестве. Она перебралась в Кентукки, подальше от любопытных глаз, и стала проводить все свое свободное время за рисованием. В 1990 году у женщины обнаружили рак груди, однако она не пожелала пройти лечение. По некоторым версиям, у Ширли выработалась стойкая неприязнь к врачебным вмешательствам. Ширли Ардель Мейсон прожила еще восемь лет, всячески огораживаясь от внешнего мира, после чего скончалась в своем доме, окруженная бесчисленным количеством своих картин.

Загадочная история Ширли легла не только в основу книги Флоры Реты Шрайбер, но и превратилась в сюжет фильма «Сибилла», который увидел свет в 2007 году. Главные роли исполнили Тэмми Бланчард и Джессика Лэнг, а сама картина получила восторженные отзывы зрителей. Позже история Ширли еще не раз эксплуатировалась в массовой культуре, в том числе ее имя упоминается в книге Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана», также посвященной множественному расщеплению личности – болезни, от которой всю жизнь страдала художница Ширли Ардель Мейсон.

Фото: Getty Images, Кинопоиск

Нажмите и читайте нас в Facebook
Спецпроекты
НовыйНоябрь 2019
Game of Thrones