Месть «Плачущего мальчика»: кого преследовала картина-поджигательница

В 1980-х по Северной Англии прокатилась череда пожаров. И все эти инциденты объединяло то, что в сгоревших домах находили репродукции картины «Плачущий мальчик». Абсолютно нетронутые огнем. Страну охватила паника. Рассказываем, как возникла зловещая легенда, связанная с картиной, и чем в итоге закончилось дело.

Серия работ «Плачущие мальчики», состоящая из 65 картин и созданная итальянским художником Джованни Браголин в послевоенные годы, стала особенно популярна в Европе во второй половине XX века. Что-то мистически притягательное было в печальных лицах малышей, изображенных на этих полотнах. Особенно сильно репродукции «Плачущих мальчиков» полюбились жителям Северной Англии – они вешали их на кухнях, в гостиных и даже спальнях семейных коттеджей и квартир. Но в 1980-х годах англичанам пришлось пересмотреть свое отношение к этим картинам, ведь неожиданно выяснилось, что они приносили собственным владельцам страдания, потери и даже смерть.

«Полыхающее проклятие “Плачущего мальчика”»…

…гласил заголовок на передовице британской газеты The Sun, вышедшей в сентябре 1985 года. Главная статья номера была посвящена странной истории, произошедшей с Роном и Мэй Холл в городе Ротерем на севере Англии. Семейная пара случайно оставила сковородку на огне, что привело к пожару, который уничтожил их дом до основания. Но среди обугленных обломков и руин пожарные нашли один предмет, который остался практически невредимым в этом сильном пожаре. Это была репродукция картины «Плачущий мальчик». Картина лежала недалеко от того места, где начался пожар. Ее края слегка обгорели, но пламя не коснулось лица грустного малыша на портрете. Его ярко-голубые, наполненные слезами глаза будто бы взирали на катастрофическую картину разрушения с обидой и злостью.

В последующие дни ситуация стала выглядеть еще более тревожной. Брат Рона Холла, работавший пожарником, рассказал журналистом, что число пожаров в городе внезапно сильно возросло. Сгорело около полусотни домов. И раз за разом пожарники продолжали находить на пепелищах репродукции «Плачущих мальчиков», которые каким-то чудом сохранялись нетронутыми. В Северной Англии нарастали панические настроения, ведь согласно данным The Sun, в британских домах висело более 50 000 экземпляров этой картины. Услышав о мистическом проклятии, многие владельцы «Плачущих мальчиков» попытались сжечь свои репродукции, но им не удалось этого сделать. Эти странные портреты просто не горели в огне.

Джованни Браголин и его проклятые работы

Разумеется, вскоре люди заинтересовались историей серии работ «Плачущие мальчики» и личностью их создателя. Но к их огромному разочарованию, информации об итальянском художнике по имени Джованни Браголин сохранилось очень мало. При жизни он никогда не давал интервью, искусствоведы не писали о нем рецензий. Никто доподлинно не знал, как выглядел этот человек. Однако журналисты продолжили «копать», им удалось узнать, что человек, творивший под псевдонимом Джованни Браголин, родился в 1911 году. Его звали Бруно Амадио. Когда началась Вторая мировая война, он пошел воевать на стороне Бенито Муссолини, лидера Национальной фашистской партии. В послевоенные годы художник обосновался в Венеции, сменил имя и начал рисовать портреты малышей. Согласно общепринятой версии, ему позировали дети из приюта, который сгорел во время войны. Художник понимал, что именно эти несчастные и голодные ребята, который были вынуждены бродяжничать, могут передать те эмоции, которые нужны ему для картин.

Не меньший интерес представляет центральное полотно серии, ведь считается, что на нем изображен сын Бруно Амадио. Некоторые уверены, что этот ребенок был приемный. Возможно, желая искупить грехи своего прошлого, художник захотел усыновить ребенка по имени Дон Бонильо, который потерял родителей во время войны. До того как поселиться у Бруно, малыш-сирота сменил уже несколько приемных семей. Местный священник предупредил художника, что за мальчиком закрепилась слава «ребенка дьявола», ведь все семейные пары, сжалившиеся над ним и решившие усыновить, погибали в странных пожарах, которые внезапно вспыхивали в их собственных домах. Но Бруно настоял на том, чтобы забрать Дона к себе. Художник попросил мальчика позировать для создания портрета. Это полотно стало самым удачным и популярным из всей серии. Но радовался его успеху Бруно Амадио не долго.

Вскоре в его собственной мастерской вспыхнул сильный пожар. Сам мастер чудом уцелел, но всерьез задумался над словами священника, утверждавшего что мальчик «проклят». Бруно выгнал малыша из дома. Мы не знаем, как дальше складывалась жизнь Дона Бонильо – вплоть до 1976 года. Тогда в пригороде Барселоны автомобиль на большой скорости врезался в стену и загорелся. Человека, сидевшего за рулем, опознать по останкам не удалось – слишком сильно они обгорели. Однако в бардачке были обнаружены водительские права на имя Дона Бонильо.

null

null

Другая легенда гласит, что Бруно Амадио изобразил на данной картине своего родного сына. Мальчик с детства обладал ангельскими чертами лица, но был очень пугливым ребенком. У него вызывало ужас все, что имело отношение к открытому огню. Поэтому чтобы добиться нужных эмоций от малыша, художник поджигал спички и подносил их к его лицу. Эти издевательства еще сильнее расшатали психику ребенка, и однажды, заливаясь слезами в мастерской отца, мальчик в отчаянии воскликнул: «Гори ты сам!» Это проклятие сбылось совсем скоро. Через две недели после того, как картина была закончена, у сына Бруно Амадио поднялась высокая температура и развилась пневмония – он «сгорел» всего за несколько дней. А затем огонь забрал и его отца. Художник заживо сгорел в своей мастерской. Причину возникновения этого пожара выяснить так и не удалось.

Впрочем, смерть «дьявольского художника» в пожаре – это все же домыслы любителей мистики. Известно, что жизнь Бруно Амадио унес рак пищевода. И произошло это десятилетия спустя.

Чем закончилась история «Плачущих мальчиков» в Англии?

В редакцию издания The Sun приходило все больше историй паникующих жителей, которые никак не могли избавиться от зловещих репродукций. И после еще одного серьезного пожара в итальянском ресторане, где висела картина «Плачущий мальчик», журналисты решили провести масштабную акцию по уничтожению полотен. Они предложили людям присылать свои репродукции проклятых картин в редакцию, после чего собрали все экземпляры и утроили грандиозный костер из них на пустыре за городом. Сначала картины упорно не хотели сгорать, но в конце концов поддались языкам пламени. После уничтожения зловещих «Плачущих мальчиков» англичане, наконец, вздохнули с облегчением. Мистические пожары прекратились. Но легенда о страшных картинах жива до сих пор.

Фото: Wikipedia, Getty Images