Наживете врагов: 9 правил этикета в офисе, которые нарушают абсолютно все (и вы тоже)

Деловому этикету не обучают ни в школах, ни в ВУЗах. А стоило бы, ведь соблюдение простых правил помогает создать продуктивное пространство для каждого члена коллектива. И нет, речь не только про «не здороваться» или «одеваться соответственно»: в этих вопросах мы все же разбираемся. Есть другие, куда более важные нормы, о которых мы порой даже не задумываемся, а потому и нарушаем их в 90% случаев. Дело в том, что именно эти нормы больше других влияют на корпоративную культуру и, как следствие, на результат команды. 

Нарушение личного пространства

В эпоху офисов открытого типа личное пространство стало настоящей роскошью. Идея нанимателей понятна: на работе нет никаких секретов. Но с тех пор, как вокруг рабочего места не стало стен, едва ли не каждый проходящий мимо считает возможным прервать вашу рабочую рутину. Разговоры обо всем и ни о чем, вопросы, ответы на которые есть в общей системе, комментарии и замечания (читайте также: Добра не ждите: как понять, что вас скоро подставит коллега). Все это занимает много рабочего времени, не говоря уже о том, что может и вовсе «выключить» из процесса.

Сюда же можно отнести отсутствующую норму — сверяться, что услышанное не только услышано, но и услышано корректно. Это касается любой просьбы или задачи, которую вы передали своему коллеге.

Переход границ в общении

Зато хорошо слушаются истории про отпуск и покупки. И это — тоже грубое нарушение норм, ведь зарплаты и финансовые обязательства у всех разные. И младший менеджер почувствует себя неуютно, когда ответит, что едет в небольшой город после пламенного рассказа о Мальдивах. Соблюдение этой нормы поможет избежать создания социального неравенства. 

Наживете врагов: 9 правил этикета в офисе, которые нарушают абсолютно все (и вы тоже)

Небрежное отношение к времени коллег

Другая норма — беречь время коллег. Или хотя бы уважать его. Не беречь его очень просто: от опозданий на совещания до задержки отчета. А еще очень много времени уходит, если на планерку сотрудники приходят без подготовки. В этом случае пустая трата времени умножается на число сидящих за столом. 

Невнимательность к собеседнику

Заниматься чем-то еще во время разговора с коллегой — тоже часто игнорируемое правило. Речь не про кофе-паузу на кухне, а именно про рабочие диалоги. Уткнуться в экран или еще хуже — строчить письма или сообщения, «угукая» невпопад или переспрашивая. Это создает ощущение ненужности у говорящего и уменьшает продуктивность в общении (читайте также: Отталкиваете людей: 6 фраз, которые выдают в вас скандалиста — не стоит их говорить).

Неуместные уведомления

Не говорить громко или вовсе выходить — это правило этикета мы хорошо знаем. Но забываем, что звуки может издавать телефон или громкая музыка в наушниках. Казалось бы, мелочь. Но иногда коллеги могут даже не замечать, что от уведомлений вашего телефона у них снижается  работоспособность. 

Разглашение личной информации

Есть еще такая офисная страсть — рассказывать что-то о другом коллеге, не спросив его разрешения. Что-то личное или даже рабочее, но происходившее при закрытых дверях. Нет, речь не сплетнях, а именно о передаче доверенной информации другим. Сюда же входят пересылки сообщений, скриншоты переписок.

Обилие ошибок в переписке

Проверять сообщения на ошибки перед отправкой — важная часть деловой культуры. В первую очередь, это помогает избежать ошибок. Но не только! Полезно проверять письмо на полноту контекста вопросом: насколько понятно я написала? Также важно «очистить» письмо от лишних эмоций, которые вы можете в него вложить. 

«Электронный» этикет

Здесь нельзя не сказать отдельно про пару правил из электронного этикета. Сейчас это норма. Запись аудиосообщений в мессенджеры или выключенная камера при включенной у оппонента — все это триггер для негативных эмоций. Это не значит, что нужно подстраиваться и делать строго иначе. Но совершенно точно будет не лишним спросить разрешения.  

Отсутствие границ между работой и отдыхом

После пандемии нарушение именно этой нормы чаще всего приводит к выгоранию сотрудников. Важно помнить, что рабочий день конечен, а у людей бывает отпуск. Не забывайте уважать личное время коллег и требуйте такого же отношения к себе (читайте также: Пока не поздно: 3 признака, что вам нужно срочно менять образ жизни (последствия непоправимы)).

Марина Кремлева

Командный коуч ACC ICF, тренер мягких навыков.

Сайт

Фото: Shutterstock