Анастасия Панибратова: «Если родился в пустыне, шансов обладать вкусом меньше»

ОБРАЗОВАНИЕ: Архитектурный класс Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств и архитектурный факультет Российской Академии художеств им. И. Е. Репина

ПОРТФОЛИО: Более 50 ресторанов, общественных и частных объектов в Петербурге, Москве, Лондоне, включая гранд-кафе «Dr. Живаго» и другие проекты ресторатора А. Раппопорта; офис маркетингового агентства IQ marketing, вошедший в десятку лучших офисов России; оформление VIP-зон Международного экономического форума в Петербурге (с 2009 г. по настоящее время); оформление приема в Женеве по случаю вступления России в ВТО (2011). Входит в рейтинги лучших интерьерных дизайнеров России.

Кто в первую очередь – дизайнер или архитектор?

Все-таки архитектор. Хотя большинство моих проектов дизайнерские. Мой путь всегда был самостоятельным, я ни дня не работала по найму, не состояла ни в одном архитектурном бюро. Кто доверит студентке или вчерашней студентке какие-то большие проекты сразу? Но я росла со своими проектами.

И с чего вы начинали?

Ну, первым моим проектом был круглый домик для пластилиновой кошечки, который я сделала из пустой банки из-под «Виолы». Помните такие маленькие круг­лые баночки из-под плавленого сыра Viola в нашем детстве? Я очень любила сказку «Кошкин дом». Он был крошечный, но с маленькими стульчиками, столиками – прямо целый домик. А в спичечном коробке был домик для мышек.

А дальше?

Я училась в архитектурном классе в школе при Академии художеств имени Репина и потом поступила туда на архитектурный факультет. И с третьего курса начала что-то строить, брала заказы. Например, ночной клуб «Сайгон» на Невском, проекты для компаний Тинькова, какие-то квартиры, первый офис агентства IQ marketing.

Как вы нашли первых клиентов?

В основном через друзей, кто-то меня периодически рекомендовал – «а вот есть девушка, точно справится». А с моей первой квартирой вообще случилась смешная история. Там уже разработали планировку, выплатили аванс моему педагогу, профессиональному и очень востребованному архитектору. Преподаватель она, кстати, гениальный, всем лучшим в себе я обязана этому человеку. Так вот, я сдела­ла предложение на планировку, и так случилось, что оно клиентов удовлетворило больше. Они говорят: «Слушай, а как так получилось? Метров столько же, комнат больше, площади в них больше – в чем подвох?» А я просто убрала коридоры, сделала другую систему логистики, придумала иной сценарий движения по квартире. И в итоге они, как ни странно, выбрали мой вариант.

У вас были финансовые покровители?

Нет, я даже свой первый компьютер купила сама. Хотя вру: мне молодой человек купил треугольник со сменным углом за бешеные для нас тогда деньги – 100 евро. В качестве дипломной работы я делала проект музея современного искусства. Мне нужен был угол 27 градусов – обычным треугольником ты такое не начертишь. (За свой диплом Анастасия получила несколько премий и наград, а сам проект выставлялся в Веймарском университете «Баухауз». – прим. MC.)

Такая вещь, как вкус, – с ним рождаются или его можно развить?

Если ты родился в пустыне, то у тебя меньше шансов обладать вкусом, нежели когда ты родился и воспитывался в насыщенной культурной среде. Я считаю, что вкус – это, в первую очередь, семья. В моей профессии очень важен визуальный опыт, который дали родители в детстве. В нашем случае это были походы в Эрмитаж, визиты в консерваторию, совместные поездки по всей стране. Вкус – это люди, с которыми ты общаешься, книги, которые ты читаешь, фильмы, которые смотришь. Это все формирует твое мышление. Поэтому, думаю, что воспитать его можно.

Анастасия Панибратова: «Если родился в пустыне, шансов обладать вкусом меньше»

Чтобы стать успешным дизайнером, обязательно много учиться?

Многие называют себя дизайнерами интерьеров, потому что они построили свою квартиру или кому-то что-то посоветовали. Я училась этому десять лет.

А если тебе уже за тридцать или больше, но появилась мечта – стать дизайнером интерьеров?

Тогда как минимум найдите двухгодичный вариант школы, где вас научат работать с материалами, научат композиции, научат фантазировать. В Москве есть, например, Британская школа дизайна. Я бы сама еще с удовольствием поучилась где-нибудь на Западе: в Лондоне в Сentral Saint Martins или в Италии. Мне вообще очень нравится идея нескольких высших образований.

На что вы потратили ваш первый заработок?

Поехала отдыхать в Прибалтику. Я была совсем юной, училась в школе. Мы с подружками пришли рисовать этюды на Крестовский остров. Там очень красивые особняки, и один занимало швейцарское консульство. Вдруг какие-то дяденьки в костюмах вышли из особнячка, посмотрели, походили, потом приблизились ко мне и моей подруге и сказали: «Закончите, подойдите, пожалуйста, вот туда». Ну и показали на то здание. Оказалось, это консул Швейцарии – он захотел купить мою акварель. Потом в школе мы ездили в Германию, у нас там проходили выставки, мы продавали свои работы. В университете я тоже все время кому-то что-то рисовала, делала акварельные копии, расписывала матрешек. А потом, когда уже закончила институт и собралась было идти в аспирантуру, неожиданно для себя выиграла тендер для «Мегафона». У них тогда был публичный запуск, и мы с коллегами спроектировали и построили им выставочный стенд. И я заработала на машину.

Сколько у вас длится рабочий день?

По-разному. Могу и в три часа ночи уйти из офиса.

Женщине вредно много вкалывать?

Я считаю, что надо работать столько, сколько нужно­ для получения результата. Но при этом делать вид, что ты никогда не работаешь. Выглядеть так, как будто только что с отдыха.

А как такое возможно?

Мой минимум – я хожу несколько раз в неделю на укладку, раз в неделю на маникюр. Считаю, что женщина должна быть гармонична во всем. Если у нее есть карьера, это не значит, что у нее не должно быть личной жизни. И наоборот. Почему не могут быть две бизнес-истории в одной семье? Могут!

Надо работать столько, сколько нужно. Но при этом выглядеть так, как будто ты только с отдыха.
Анастасия Панибратова: «Если родился в пустыне, шансов обладать вкусом меньше»

Вы действительно так считаете?

Конечно, считаю. Потому что со временем самая любимая жена может стать неинтересна, потому что появится другая, которая быстрее, лучше, сильнее, интереснее, веселее. И это даже не про возраст и внешность.

А вы привлекательностью часто пользуетесь в бизнесе? 

Пользуюсь, конечно. У меня нет романов с клиентами, но я не против, чтобы мне подали пальто, подали руку. Не откажусь от бокала шампанского, если это уместно, конечно. Я считаю, что это просто must. Родился девочкой – терпи, тебе и так достается очень много по жизни. Но если есть те редкие моменты, которые можно использовать, их надо использовать. Мир бизнеса, мир архитектуры – это все равно очень мужской мир. Там есть и сексизм, и шовинизм. И тебе постоянно приходится доказывать, что ты чего-то стоишь. Но при всем этом надо оставаться женщиной. Мне кажется, что сильная женщина – это очень сексуально. Прекрасная ролевая модель.

Не заводить романы с клиентами – это ваша принципиальная позиция? Через постель – это тоже способ построения карьеры.

У меня достаточно опыта, чтобы клиенты нанимали меня благодаря профессиональным качествам. Но, конечно же, в отношениях не может быть принципиальных позиций. Все, что касается химии, чувств, эмоций, контролировать очень сложно. Можно управлять математическими формулами и чертежами, а этим невозможно. Но в любом случае между людьми должна быть химия. Я стараюсь не брать объекты, если мне люди несимпатичны. Завести интрижку – не мой стиль. Я предпочитаю оставаться друзьями. Та самая химия в моей жизни была, может быть, только дважды.

Случалось ли вам отпугивать потенциального кавалера, когда он узнавал про вашу успешность?

Те, кто боится, – проходите мимо. А вообще у меня нет такой проблемы: мои мужчины каждый раз все интереснее и интереснее. Я никогда не буду со слабым мужчиной, потому что я должна, в первую очередь, быть за ним, его тенью. Но при этом быть самостоятельной.

Когда такая женщина, как вы, произносит «Я должна < em>быть его тенью», это немного смещает ориентиры.

А почему нет? Это же семья и дом. Входя домой, ты за дверью оставляешь работу.

Но вы только что при мне деловую встречу назначили на девять вечера!

Да, потому что я в данный момент уже два месяца как свободна. 

Вы не боитесь остаться одна?

Я не останусь одна. В крайнем случае всегда есть возможность пройтись по страницам записной книжки < em>(смеется). А вообще сейчас время одиночек. Сегодня, к сожалению или к счастью, другое время. Многие из нас немножко заигрались в эту профессиональную историю. Мы попали на ту волну, когда стало позволительно не быть в 25 лет замужем.

И даже в тридцать, и позже.

И даже в тридцать. А дальше уже идет момент выбора­ человека – у тебя требования-то растут. И у человека к тебе. Поэтому это все должно совпасть. И мне неинтересно, чтобы было абы что. Я уверена в джекпоте.

Как вы познакомились с ресторатором Александром Раппопортом?

Мы были в общей компании в гостях у художников Тотибадзе. И неоднократно просто виделись. У нас есть общий приятель – он строил ему офис. Александр Леонидович попросил порекомендовать дизайнера. И тот человек посоветовал меня.

Вам комфортно с ним работать?

И да и нет. Мне очень нравится, что он требовательный и не дает схалтурить. Человек, который имеет позицию. Я уверена, что с другим клиентом такое место, как «Dr. Живаго», вряд ли получилось бы.

То есть вы сошлись во вкусах?

Да, он дает похулиганить. Авантюрист. Ну кто в здравом уме дал бы завязать глаза скульптурам пионерок? Еще чуть-чуть – и это будет китч. А так это гротеск.

В чем ваши сильные стороны?

Мое фундаментальное образование позволяет мне выполнять проекты в самых разных стилях – я этим активно пользуюсь. Я умею делать грамотную планировку. Пространственное мышление – это на 100% важно. Я чувствую пространство и людей, с которыми работаю. Быстро понимаю, чего они хотят.

Как правильно себя продавать работодателю?

На первых этапах общения с клиентом я предпочитаю личные презентации моего бюро. Я стараюсь не отсылать портфолио (его даже нельзя посмотреть онлайн – у моей архитектурной студии нет сайта, только заставка). Это принципиальная позиция – я всегда предпочитаю встречаться лично. Очень важна улыбка. Обаяние. Харизма. Добрые намерения. Насмотренность. Открытость к жизни, к переменам. Я никогда не закрываю двери для возможностей – они могут возникнуть совершенно неожиданно.

Выбор Анастасии Панибратовой

 Любимые духи: Herme`s Un Jardin sur le Nil 

 Любимая марка одежды: David Koma, Comme des garcons, Alexander McQueen, Herme`s

 Fashion-фетиш: обувь, купальники

 Город для шопинга: Канны

 Любимое место для отдыха: весь мир

 Автомобиль: Mercedes-Benz E-Class

Фото: Анастасия Хавжу