Сокровища индийских князей: как выглядят самые роскошные украшения махараджей

В любви к роскоши махараджам точно нет равных. Расточительные индийские князья строили дворцы, поражающие масштабами и великолепием, появлялись перед подданными на слонах, украшенных драгоценными камнями, и имели сокровищницы, наполненные бриллиантами, изумрудами и рубинами. Показываем самые впечатляющие и дорогие украшения, которые точно не идут ни в какое сравнение с драгоценностями европейских правителей.

На протяжении веков Индия была эпицентром добычи лучших в мире алмазов и драгоценных камней, здесь же находились одни из самых первых рудников. Для древних правителей владение драгоценными украшениями и оружием было символом власти и процветания, а также показателем высокого статуса для приезжающих купцов из дальних стран. Самые ранние ювелирные изделия относятся к 1526 году, когда Моголы — мусульманская династия с корнями в Центральной Азии — вторглись в северную Индию и основали там империю. К тому времени европейцы уже открыли торговые посты в Индии, и императоры Великих Моголов были поражены технологиями огранки драгоценных камней, которые они использовали для изготовления ювелирных изделий.

Портрет махараджи
Махараджа Кришнараджа Водеяр IV

Мастера Империи Великих Моголов разработали технику «кундан» для обрамления драгоценных камней в чистом золоте. В свою очередь европейцы всегда были ошеломлены богатством правителей. Например, в сокровищнице императора Джахангира хранилось более пяти миллионов каратов неограненных алмазов. Фламандский торговец драгоценными камнями XVI века Жак де Кутр отмечал, что у Джахангира было больше драгоценностей, чем у всех монархов Европы вместе взятых.

Пряжка для ремня от Cartier, принадлежавшая махарадже

Махараджи (что в переводе с санскрита означает «Великий Король») играли важную роль в истории и были покровителями искусств как в Индии, так и в Европе. Подобно лоскутному одеялу, территорию Индии охватывали сотни княжеств, и каждым управлял свой отдельный махараджа и его семья. Страсть к роскоши (и демонстрации ее публике) была особой чертой всех индийских князей. Они обожали красивую одежду, лошадей и драгоценности, символизирующие королевский статус и власть. Они тратили огромные суммы на развлечения, владели гаремами с сотнями женщин, купались в бассейнах с шампанским, а их экипажи были выполнены из чистого золота. Яркий пример расточительности и любви к роскоши — низам Хайдарабада, который использовал знаменитый бриллиант «Джейкоб» в качестве пресс-папье.

Махараджи заказывали впечатляющие головные украшения, нарукавники и нагрудные украшения, подвески, выполненные из бриллиантов высочайшего качества, и тюрбаны, украшенные рубинами и изумрудами размером с перепелиное яйцо. Как правило, индийские князья обращались за помощью не к местным мастерам, а к крупным ювелирным Домам — Cartier, Van Cleef & Arpels, Mauboussin, Chaumet, Mellerio.

Бхупиндер Сингх, махараджа Патиалы
Махараджа Альвара, 1928 год

В начале XX века махараджи заказали самые экстравагантные изделия во всей истории ювелирного искусства. Наиболее примечательным стало ожерелье Cartier Patiala, созданное по заказу махараджи Бхупиндера Сингха из Патиалы в 1928 году.

CardБхупиндер Сингх, махараджа Патиала, в ожерелье Cartier

Ремесленники Cartier работали над колье три года. Каскадное платиновое ожерелье состоит из 2930 бриллиантов, в том числе бледно-желтого бриллианта «Де Бирс» огранки «кушон» весом 234,69 карата по центру (седьмой по величине в мире), а также бирманских рубинов. Это официально самый крупный и самый дорогой разовый заказ, когда-либо полученный Домом Cartier.

Брошь для тюрбана из коллекции махараджей Патиалы
Культовое ожерелье Cartier из коллекции махараджи Бхупиндера Сингха

Махараджа из Патиалы был баснословно богат, отличался особой любовью к ювелирным украшениям и снабжал заказами не только ювелиров Cartier, но и мастеров Boucheron. Согласно легенде, однажды на приеме в Нью-Йорке супруга махараджи Патиалы повстречала герцогиню Виндзорскую, еще одну любительницу невероятных украшений. Возлюбленная Эдуарда VIII блистала в роскошном ожерелье, которое было изготовлено ювелирным Домом Cartier из браслетов жены махараджи Патиалы (читайте также: Королевский размах: самые роскошные украшения Уоллис Симпсон).

Бхупиндер Сингх был легендарным клиентом Cartier в 20–30-е годы. Он снабжал Жака Картье драгоценными камнями, которые можно было превратить во многие фантастические драгоценности — как, например, рубиновое ожерелье Патиалы. Изделие представляет собой несколько ожерелий, состоящих из рубинов, бриллиантов и натурального жемчуга, которые можно носить слоями вместе.

Махараджа Патиалы подарил украшение одной из своих жен, которая предстала в нем на фотографии в 1931 году. Позже ожерелье было разобрано на части и распродано. Колье появилось на аукционе в Женеве около нулевых в виде браслета, и ювелирный Дом решил приобрести его и вернуть изделию первоначальный дизайн колье.

Чокер Patiala состоит из рубинов овальной огранки, огранки кабошон и круглой огранки, натурального жемчуга и бриллиантов в платине. Подобно многим индийским заказчикам, которые приобретали украшения в Париже, махараджа Патиалы решил выбрать платину, а не традиционное для Индии золото, потому что она считалась самым роскошным металлом для изделий Высокого ювелирного искусства на западе.

Самой дорогой коллекцией остается собрание украшений низама Хайдарабада (правителя индийского княжества Хайдарабад). Во владении индийского князя значились 173 изделий: около 25 тысяч бриллиантов весом более 12 тысяч карат, 2000 изумрудов и 40 тысяч жемчужин. В коллекции можно найти украшения для тюрбана, ожерелья, ремни, серьги, браслеты, часы и цепочки к ним, пуговицы, запонки, кольца (для пальцев рук и ног), украшения для носа.

CardОжерелье низама из Хайдарабада, архив Christie's

Самый крупный экспонат в собрании шестого низама Хайдарабада — бриллиант «Джейкоб» (известный также как «Большой Белый», «Виктория» и «Имперский»). Драгоценный камень отличается своей особой чистотой и весом 184,75 карата, а его стоимость составляет 100 миллионов долларов.

Еще одна значительная коллекция драгоценностей находилась во владении махараджи Бароды  — бразильский алмаз весом 129 карат «Звезда Юга» и бриллиант в форме капли в 78,53 карата «Английский Дрезден» принадлежали именно ему. Но самым великолепным изделием в коллекции было грандиозное семирядное ожерелье из натурального жемчуга.

Саяджирао Гаеквад III, махараджа Бароды в 1875–1939 годах
Саяджирао Гаеквад III, махараджа Бароды в 1875–1939 годах

Сита Деви, вторая супруга махараджи Пратапсинха Гэквада из Бароды, также была известна страстью к ювелирным украшениям и владела коллекцией из более чем 300 изделий, относящихся еще к эпохе Великих Моголов (за такую любовь к драгоценностям ее даже называли «индийской Уоллис Симпсон»). Во время одного из своих регулярных визитов в Париж в 1950 году она заказала знаменитый сет Baroda у Van Cleef & Arpels. Он состоял из 13 грушевидных колумбийских изумрудов общим весом 154,70 карата, а основная часть была украшена бриллиантом в форме цветов лотоса и изумрудом.

В 1947 году Великобритания не смогла контролировать огромную колонию и разделила ее на два доминиона — Пакистан и Индийский союз, который в 1950 году стал Республикой Индия. Для индийских князей это стало поворотным моментом. Махараджи были лишены всего: денег, титулов и власти. Многие семьи сбежали за границу, взяв с собой все, что смогли вывезти. Другим пришлось распродать все ценное, что они унаследовали, а кому-то и вовсе навсегда распрощаться со своей впечатляющей коллекцией драгоценностей.

Культовое ожерелье махараджи Патиалы тоже постигла непростая судьба. Самые крупные камни, в том числе бриллиант «Де Бирс» и рубины, были распроданы, и дальнейшая их история пока неизвестна. Однажды представитель Cartier попал на аукцион, где были представлены последние платиновые цепочки из ожерелья. Он решил приобрести их и восстановить культовое колье Жака Картье. Работа была трудной, так как все, что осталось от подлинного изделия, — это черно-белые фотографии, сделанные еще в первой половине ХХ века. По ним ювелиры и восстанавливали прежнее ожерелье — работа заняла четыре года. Утраченные драгоценные камни заменили на кубический цирконий и синтетические алмазы. А в 2002 году реконструированное колье было представлено на выставке в Париже.

Восстановленное ожерелье Cartier
Восстановленное ожерелье Cartier

Отличить новое ожерелье от оригинального творения Жака Картье практически невозможно. Однако ювелиры все еще надеются когда-то заменить драгоценные камни на подлинные — кто знает, в какой коллекции сокровища махараджей хранятся сейчас и когда мы узнаем об их судьбе.

На основе материалов Sotheby’s, Lobortas, CNN

Фото: Getty Images