Жизнь Вильгельмины Купер могла бы сложиться совершенно иначе — дочь нидерландских иммигрантов, трудившихся в мясной промышленности, не знала ни слова по-английски, когда прибыла в Америку в возрасте пятнадцати лет вместе со своей семьей. Однако невероятный талант, упорство и понимание законов бизнеса помогли ей изменить свою жизнь и перевернуть мир моды, сделав его таким, каким мы знаем его сегодня.
Вильгельмина Беменбург (другие варианты имени — Гертруда Вильгельмина Беменбург и Вилли Гертруда Фрида Беменбург) появилась на свет 1 мая 1939 года в городке Кулемборг, Нидерланды. Ее отец, Вильгельм Беменбург, работал мясником в одном из местных магазинов, а мать, Класина ван дер Стратен, была домохозяйкой.
С самого детства девочка отличалась особым усердием и внимательностью к окружающим ее людям — Вильгельмина регулярно помогала отцу на работе, а дома вместе с матерью занималась домашним хозяйством и ухаживала за младшим братом.
В 1945 году в семье Беменбург случилось несчастье — младший ребенок Вильгельма и Класины погиб в автокатастрофе. После этого трагического случая чета стала переезжать с места на место в поисках своего нового пристанища.
К слову, знавшие в то время Вильгельмину люди утверждали, что девочка всячески поддерживала родителей и была согласна со всеми их решениями, несмотря на то, что частые переезды непросто давались ребенку.
В конце концов, в 1954 году Беменбурги перебрались в Чикаго — совершенно новый мир, язык и культура буквально сбивали Вильгельмину с толку, однако девушка не намерена была опускать руки. Начав учебу в школе (на тот момент Беменбург не знала ни слова по-английски), Вилли, как ее называли близкие, столкнулась с целым рядом проблем. Она не могла завести новых друзей, не понимала языка, ее успеваемость сильно хромала, однако предприимчивая девушка очень скоро нашла выход из положения.
Подрабатывая в мясной лавке отца, Беменбург тратила заработанные деньги на глянцевые журналы — Вильгельмина с интересом изучала страницы изданий, восхищалась моделями и миром моды, а заодно учила английский.
Спустя несколько лет девушка освоилась в новом мире и даже завела друзей — именно благодаря одной из ее приятельниц Беменбург получила свою первую работу в индустрии моды. В 1957 году Вильгельмина решила сопроводить подругу на кастинг на конкурсе красоты, однако необычная внешность девушки и ее обаяние привлекли организаторов мероприятия, и она прошла кастинг.
Вскоре начинающая модель взяла себе псевдоним, назвавшись Винни Харт, после чего подписала свой первый контракт в агентством «Models Bureau», сообщив в анкете, что ее вес составлял 53 килограмма при росте 174 сантиметра. К слову, это не было правдой — на тот момент Беменбург весила 63 килограмма и серьезно комплексовала из-за собственных форм, что в будущем подвигло ее на всяческие эксперименты с собственным организмом.
Примечательно, что, несмотря на свои комплексы, девушка была по-настоящему талантливой и умела работать в кадре — фотографы отмечали, что она была будто создана для объектива камеры, а ее коллеги говорили, что им было очень комфортно работать с ней.
Конечно, Вильгельмина произвела впечатление на агентство, и вскоре о ней заговорили — с 1959 года Беменбург уже активно снималась в рекламе, а среди ее поклонников был знаменитый чикагский фотограф Виктор Скребнески. Участие в многочисленных фотосессиях, конкурсах красоты, появление на обложках местных глянцевых изданий, контракты с брендами — жизнь Вильгельмины изменилась раз и навсегда, и все, кто знал ее тогда, прочили ей еще большее будущее.
К слову, сама Беменбург все также переживала из-за своего веса. Однажды столкнувшись с отказом из-за ее пропорций, девушка приняла решения похудеть и выбрала довольно экстремальный путь — Винни питалась лишь два раза в неделю, а в остальное время пила только кофе и много курила. Такой способ похудения очень быстро дал свои плоды — спустя несколько недель модель похудела на двенадцать килограммов, однако этот процесс сильно пошатнул ее здоровье.
Тем не менее Вильгельмина была довольна собой — ей стали предлагать новые контракты, она путешествовала по миру, участвуя в съемках в Париже, Лондоне, Берлине, Алжире, а спустя несколько месяцев появилась на обложке одного из известнейших изданий мира моды L’Officiel и подписала контракт с модельным агентством Ford Models.
Именно с этой обложки началась новая глава в истории жизни Винни — ее называли символом эпохи и лицом 60-х, ей подражали, а фотографы мечтали запечатлеть ее в своем объективе. Винни участвовала в съемках для Vogue, Harper’s Bazaar и других культовых журналов того времени — всего девушка украсила своими снимками 255 обложек, 28 из которых были обложки Vogue, тем самым побив все возможные рекорды и став моделью №1 в США, затмив популярность таких легендарных моделей, как Твигги и Джин Шримптон.
Одновременно с этим Вильгельмина, на тот момент уже избавившаяся от псевдонима Винни, начала задумываться о том, как закрепиться на вершине успеха — девушка понимала, что ее красота и молодость не вечны, и нужно что-то большее, чтобы остаться на своем месте.
В 1965 году модель вышла замуж за продюсера The Tonight Show Starring Johnny Carson Брюса Купера — после череды неудачных романов с альфонсами и инфантильными представителями модной индустрии, Вильгельмина сочла своего нового возлюбленного надежным и согласилась выйти за него, когда он преподнес ей помолвочное кольцо из золота с крупным бриллиантом. Со стороны их жизнь казалась сказкой, однако за закрытыми дверями их дома творилось страшное — Брюс был тираном, ревновал супругу к каждому встречному, манипулировал ей и регулярно избивал. Коллеги часто видели следы насилия на теле Вильгельмины, однако сама девушка никогда не поднимала этот вопрос и уверяла окружающих, что травмы были получены случайно.
Вскоре у пары родилось двое детей, дочь Мелисса и сын Джейсон, а еще чуть позже Брюс предложил супруге открыть собственное модельное агенство — несмотря на непростые отношения с мужем, Вильгельмина согласилась, поскольку это решение было тем самым шансом, который позволил бы ей остаться на вершине успеха.
Модельное агенство получило название Wilhelmina Models — первое время дела находились под полным контролем Брюса, что не давало Вильгельмине осуществить свои планы, однако вскоре супруги расстались, и модель принялась активно работать над собственным проектом.
К слову, Купер пришлось столкнуться с целым рядом трудностей — основательница агенства Ford Models Эйлин Форд, с которой у Винни были очень теплые отношения, пришла в ярость, узнав о деятельности своей подопечной. Подобную реакцию действия Вильгельмины вызвали и у глав других популярных в то время агенств — представители индустрии не хотели видеть еще одного конкурента в лице Вильгельмины и всячески старались помешать развитию ее дела.
Однако это не остановило модель — Купер пользовалась своим положением в мире моды и приглашала для сотрудничества самых именитых фотографов того времени, с которыми у нее сложились теплые отношения. Работа с Эдгаром де Эвиа, Питером Бердом, Ричардом Аведоном, Франческо Скавулло, съемки для обложек престижных изданий, выгодные рекламные контракты — очень скоро модели стояли в очереди, чтобы попасть в Wilhelmina Models.
У Вильгельмины действительно был талант — она видела потенциал в начинающих моделях и знала, как правильно продвинуть его. Так, она смогла сделать из безвестной модели из Сомали Иман Мохамед Абдулмаджид настоящую звезду подиумов, устроив пресс-конференцию, на которой представила свою подопечную как бедную девушку из Африки, не знающую ни слова по-английски, что мгновенно подогрело интерес к ее персоне и сделало ее образ таинственным и загадочным.
Кроме того, Вильгельмина также открыла миру афроамериканскую топ-модель Наоми Симс — на момент, когда девушка обратилась в агенство Wilhelmina Models, она уже участвовала в нескольких крупных съемках, однако не могла продвинуться дальше. Уже через год Симс зарабатывала миллионы и появлялась на обложках самых лучших изданий мира моды.
Среди прочих моделей, чей талант взрастила Вильгельмина, были Пэтти Хансен, Шон Кейзи, Пэм Даубер, Джули Фостер, Дженис Диккенсон и Джиа Каранджи — последняя стала одной из самых успешных и известных моделей того времени, покорив вершины модной индустрии благодаря агенству Купер. В посвященном трагической судьбе модели кинофильме «Джиа» роль Вильгельмины исполнила Фэй Данауэй — зрители и критики отмечали, что сюжет раскрыл подробности не только жизни Каранджи, но и той работы, которую проделала Купер.
Несмотря на невероятный успех, Вильгельмина не чувствовала себя абсолютно счастливой — неудавшаяся личная жизнь, сложные отношения с детьми и бесконечные терзания из-за собственной фигуры сказывались на здоровье женщины. Она много работала и никогда не показывала своих переживаний, однако близкие знали, что Купер страдала от депрессий и расстройств пищевого поведения — в 1977 году Вильгельмина продолжала истязать себя ради идеального тела, по-прежнему питаясь два раза в неделю и выкуривая огромное количество сигарет в день.
Примерно в это же время Купер был поставлен страшный диагноз — рак легких. Страдая от боли и недомогания, Вильгельмина приняла решение продолжить работу и не говорить окружающим о проблемах со здоровьем. Вилли продолжала руководить своим агентством вплоть до самой смерти.
Легендарная модель и бизнес-вумен умерла 1 марта 1980 года (на тот момент ей было всего сорок лет), оставив после себя целое наследие и новое поколение талантливых топ-моделей, когда-то взращенных ее агентством. После ее смерти в издании Time был опубликован некролог, в котором говорилось:
«Во времена своей работы Вильгельмина хвасталась, что она была „одной из немногих моделей, сложенных как настоящая женщина“. И она была такой. Ее внешность олицетворяла классический аристократический образ, который она сделала стандартом стиля 1950-х годов»
Фото: Getty Images