Как выходить из любого конфликта победителем: 4 секретных приема психологов

Каждый из нас постоянно сталкивается с конфликтными ситуациями. И, согласитесь, неприятно чувствовать себя проигравшим в споре? Как оставаться победителем, не прибегая к оскорблениям, рассказал психолог Роман Сухинин.

Почему происходят конфликты?

Любые столкновения, споры, неудовлетворенности возникают, если не оправдывают ожиданий одной или обеих сторон. В жизни есть много таких примеров. Допустим, ваш друг хочет, что вы использовали свои связи и помогли ему с поиском работы. Но вы отказываете, так как не можете использовать в корыстных целях свое служебное положение. Друг не понимает этого, обвиняет вас в эгоизме. Поскольку вы не оправдали его ожидания, возникает конфликтная ситуация.

Часто по этой причине вспыхивают ссоры в семьях. В ходе совместной жизни спадают «розовые очки»: мужчина или женщина видят, что их партнер не соответствует образу, который они себе представляли. Ожидания оказываются не оправданными.

Как выходить из любого конфликта победителем: 4 секретных приема психологов

Как себя вести во время конфликта?

Есть несколько простых (и весьма очевидных правил), которые помогают избежать негативных последствий ссор и споров.

Уважайте точку зрения другого человека

В конфликтной ситуации оба оппонента считают, что они правы. У каждого из них своя точка зрения на проблему. Если продолжать отстаивать собственную трактовку событий, дело быстро дойдет до оскорблений и перехода на личности. А все потому, что участники конфликта не хотят понять друг друга, попытаться посмотреть на ситуацию глазами оппонента.

Чтобы выйти из конфликта победителем, нужно сначала признать, что и вы, и ваш «обидчик» правы по-своему. Попытайтесь стать на его место, принять его точку зрения. Тогда вы быстро поймете причину ссоры и сможете найти компромисс.

Признайте право другого на ошибку

Часто конфликты возникают из-за того, что мы не позволяем ошибаться ни себе, ни другим, идеализируя окружающих людей. Любой промах рассматривается «под микроскопом» и становится поводом для обвинений и ссор.

Попробуйте посмотреть на оппонента как на обычного человека, со своими слабостями и несовершенствами. Научитесь прощать, и тогда конфликтовать не придется.

Умение быть снисходительным к слабостям других рождает в человеке еще одно полезное качество — признание собственного права на ошибку. Любая точка зрения может оказаться неверной, в том числе ваша, и здесь нет чьей-то вины. Признавая это, вы уходите с позиции перфекциониста, допускаете собственное несовершенство и не ждете его от других.

Давайте адекватную обратную связь

Итак, умение встать на сторону другого человека и признать за собой права на ошибки позволяет не включать негативные эмоции и пребывать в ресурсе. Оставаясь в спокойствии, дайте оппоненту адекватную обратную связь. Не переходите на личности, не оскорбляйте: так вы только усугубите конфликт.

Ровным тоном объясните свою точку зрения на проблему, аргументируйте ее. Не нарушайте чужие границы. Этим вы демонстрируете слабость и невозможность отстоять свое мнение иначе, как «с кулаками». Сохраняя спокойствие, разрядите атмосферу. Постепенно ваш противник тоже снизит уровень напряженности. И, может быть, даже согласится с вами.

Оставайтесь наблюдателем

Конфликт развивается лишь в том случае, когда есть противоборствующие стороны. Если одна «выходит из игры», ссориться не с кем. Оппоненту приходится покинуть поле боя. Как это работает?

Признавая правоту за противником, вы допускаете существование его точки зрения. Тогда мотивы, эмоции, которые движут этим человеком, становятся прозрачными. Вы понимаете истинные причины его поведения, занимаете позицию наблюдателя, а не участника.

Как выходить из любого конфликта победителем: 4 секретных приема психологов

Старайтесь смотреть на конфликт словно со стороны. Не допускайте, чтобы отрицательные эмоции захватили вас, оставайтесь в ресурсе. Есть много эффективных техник для саморегуляции, которые помогут в критический момент сохранить самообладание (читайте также: Упражнение «Айсберг гнева»: как быстро избавиться от негативных эмоций).

Что делать с неприятными эмоциями после конфликта?

Если конфликт не завершился улыбкой и примирением, после него в душе остается осадок. Даже если вы мирно расстались с оппонентом и приняли его точку зрения, то все равно понимаете, что этот человек питает к вам не лучшие чувства. Первая случайная искра в отношениях может снова разжечь пожар.

Как себя вести с коллегами после конфликта?

Если не получается избежать встреч с оппонентом, продолжайте общаться с ним в нейтральном тоне. С коллегой говорите только о делах, аргументируя фактами каждое свое высказывание. Тогда причин для конфликта не окажется.

Как себя вести с родственниками после конфликта?

С родственниками ведите себя доброжелательно, но не позволяйте нарушать ваши границы. Если ощущаете, что какой-либо поступок повлечет очередной конфликт, откажитесь от него. Предложите выход из положения, который в равной степени устроит всех. Ищите компромисс и не забывайте о спокойствии и самообладании (читайте также: Не потерять себя: как обозначить и защитить свои личные границы).

Нельзя выйти из спора победителем, размахивая кулаками. Подавляя другого человека физически или морально, вы не меняете его точку зрения и остаетесь при своем мнении. А ведь оно может быть ошибочным. Попробуйте признать, что обе стороны в конфликте правы, но каждая по-своему. Умение понять другого, встать на его точку зрения дает возможность не только победить в споре, но и увидеть иную «сторону медали». Вы словно поднимаетесь над проблемой, рассматриваете ее с разных точек зрения и находите оптимальное решение. Но главное: вы не ждете от других, что они будут оправдывать ваши ожидания, и признаете за собой право ошибаться. Тогда жить становится легче и проще.

Роман Сухинин
Роман Сухинин

Психолог, эксперт по психосоматике

Сайт

Фото: Shutterstock