От Голливуда до лоботомии: успех и трагедия Фрэнсис Фармер

Фрэнсис Фармер стала настоящим культурным феноменом США XX века — публика боготворила актрису за ее невероятный талант и обаяние, а продюсеры стояли в очереди, чтобы предложить звезде очередной контракт. Однако жизнь Фармер преподнесла ей немало тяжелых испытаний — зависимости, психические заболевания, годы, проведенные в клиниках, угасание славы и тотальное одиночество.

В 1940-х годах имя Фрэнсис Фармер было известно каждому жителю Америки — талантливейшая голливудская актриса оказала серьезное влияние на культуру того времени, а ее эпатажные выходки только подогревали интерес публики. Однако судьба знаменитой артистки была по-настоящему трагичной — рассказываем о невероятной истории успеха «плохой девочки Голливуда», и о том, что стало причиной ее стремительного падения вниз.

Фрэнсис Елена Фармер родилась 19 сентября 1913 году в Вашингтоне в семье диетолога и юриста. Ее детство было непростым — Фрэнсис была младшей из четырех детей в семье и тяжелее всех переживала конфликты родителей, которые то расставались, разъезжаясь по разным городам Америки, то вновь сходились, меняя очередную локацию.

1940 год

В 1929 году родители девочки, Эрнест Мелвин Фармер и Лиллиан Ван Орнум, приняли окончательное решение развестись, после чего Фрэнсис вместе с матерью и остальными братьями и сестрами перебралась в небольшую семейную усадьбу в Бремертоне, штат Вашингтон. Освоившись на новом месте, девушка принялась активно заниматься учебой — окружающие отмечали ее высокие способности и талант, а сама Фрэнсис тянулась к новым знаниям и проявляла интерес к журналистике и искусству.

Еще в школе Фармер неоднократно удостаивалась многочисленных наград и призов за сочинения и очерки, написанные под влиянием трудов таких философов, как Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр, а во время учебы в Вашингтонском Университете девушка побеждала в конкурсах, организаторы одного из коих подарили ей поездку в Советский Союз для посещения Московского художественного театра, куда она мечтала попасть с детства.

1940 год
1937 год

Вернувшись из поездки и окончив учебу, Фрэнсис стала активно строить карьеру в качестве актрисы — она переехала в Нью-Йорк и вскоре подписала семилетний контракт с киностудией «Paramount Pictures», после чего отправилась в Голливуд. Уже в 1936 году Фармер дебютировала в киноленте «Слишком много родителей», которая имела большой успех у публики и критиков — именно в этот момент зажглась звезда Фрэнсис.

За дебютной лентой Фармер последовали и другие, среди которых «Ритм на кручах», где актриса сыграла вместе с Бингом Кросби, а также «Приди и владей» авторства Говарда Хоукса и Уильяма Уайлера. В это же время начинающая звезда познакомилась со своим будущим супругом — актером Лейфом Эриксоном, за которого она вскоре вышла замуж.

Несмотря на кажущееся благополучие, Фрэнсис была недовольна тем, как складывалась ее жизнь — актрисе казалось, что продюсеры киностудии намеренно закрывают для нее некоторые возможности и упорно «подсовывают» ей однотипные роли, формируя в общественном сознании тот образ, который они задумали. Этот факт безумно злил Фармер — она часто срывалась на съемочной площадке, устраивала громкие сцены и активно конфликтовала со съемочной группой, а, кроме того, отказывалась посещать великосветские мероприятия и поддерживать отношения с коллегами по цеху, что, конечно же, влияло на ее имидж и репутацию.

«Приди и владей», 1936
«Приди и владей», 1936

Через несколько лет после того, как актриса громко заявила о себе в Голливуде, она решила сменить локацию и отправилась на восточное побережье США — там она познакомилась с известным драматургом Клиффордом Одетсом, который помог ей получить несколько больших ролей в театре, принесших ей еще большую славу.

К слову, Фрэнсис и Клиффорда связывали не только деловые отношения — вскоре между ними вспыхнул бурный роман, несмотря на то, что оба они находились в браке. Однако их союз был недолговечен и через несколько месяцев пара распалась, после чего театр принял решение заменить Фармер на другую актрису.

Это событие сильно повлияло на эмоциональное состояние звезды — она начала страдать депрессиями, пристрастилась к алкоголю и стала заложницей навязчивых мыслей, которые буквально сводили ее с ума. После неудачной театральной карьеры, Фрэнсис вновь вернулась в «Paramount Pictures», где поначалу ей давали крупные роли, однако спустя время нервные срывы и зависимость актрисы вынудили продюсеров отказаться от сотрудничества с ней — уже в 1940 году Фармер перестала получать приглашения на главные роли, а спустя еще два года киностудия расторгла контракт с ней. В это же время разрушился и брак Фрэнсис — по словам современников актрисы, изначально непростые отношения не выдержали тех испытаний, которые нарастали с каждым годом.

Фрэнсис Фармер и Лейф Эриксон, 1940 год
Портрет Фрэнсис Фармер, 1940 год

После этого кинодива все реже появлялась на публике, а ее пристрастие к алкоголю становилось все сильнее. В 1942 году Фрэнсис была арестована за вождение в нетрезвом виде и оскорбления представителей власти, за что получила условный срок и крупный штраф, а спустя еще год актриса получила реальный тюремный срок за нанесение телесных повреждений одному из ее сотрудников, а также за угрозы и оскорбления в адрес судьи, который слушал дело. Чрезмерно агрессивное поведение Фармер вызывало вопросы, а потому через несколько месяцев ее родственница, занимавшая высокий государственный пост, освободила актрису из-под стражи и направила ту в психиатрическую клинику для обследования.

Результаты тестов показали, что Фрэнсис страдала от маниакально-депрессивного психоза, в наши дни носящего название биполярного расстройства. Кроме того, у Фармер была диагностирована шизофрения, методы лечения которой были отнюдь не гуманны. Несмотря на то, что родные актрисы не давали своего согласия на агрессивное лечение, врачи применяли к ней шоковую инсулиновую терапию, посредством которой пациентку вводили в искусственную кому на протяжении девяти месяцев, после чего актрисе удалось сбежать.

Мать Фрэнсис, узнав о том, что происходило в стенах лечебницы, подала против больницы иск и оформила полную опеку над дочерью, после чего они отправились в Сиэтл. Однако Фармер вскоре вновь начала проявлять признаки агрессии, бросаясь на людей и угрожая физической расправой матери, в результате чего Лиллиан пришлось отправить дочь на повторное лечение в одну из клиник в Вашингтоне. К сожалению, местные методы лечения мало чем отличались от тех, которые применялись к пациентке ранее — психиатры использовали электросудорожную терапию, заставляли актрису по несколько часов сидеть в ледяной ванне, держали ее в смирительной рубашке. Через несколько месяцев Фрэнсис отпустили домой, сообщив родственникам, что она полностью здорова.

Однако экс-пациентка психиатрической лечебницы едва ли хотела видеть тех, кто намеренно отправил ее в клинику — сообщив, что направляется к родителям, Фармер сбежала и некоторое время скиталась по городам Америки, прибиваясь к группам бездомных или бедных музыкантов, игравших на улицах городков. В конце концов, актриса была арестована за бродяжничество в Калифорнии — некогда роскошная знаменитость была одета в грязные обноски, ее волосы спутались, а сознание было затуманенным.

Кадр из фильма «Текущее золото», 1940 год

После ареста Фрэнсис была вновь направлена на обследование в клинику Вестерн Стейт, результаты которого были неутешительными — на этот раз актрисе предстояло провести в медицинском учреждении целых пять лет. Помимо уже знакомых ей варварских методов лечения, психиатры решили провести новаторский эксперимент, который, по их мнению, мог полностью излечить пациентку. Под руководством врача Уолтера Фримена, примерно в 1948 году актриса подверглась трансорбитальной лоботомии — эта операция полностью изменила разум Фрэнсис и разделала ее жизнь на два этапа, так и не излечив от заболевания.

После освобождения Фармер, некогда талантливая актриса и любимица публики, устроилась на работу прачкой в отель «Олимпик» в Сиэтле, где проработала несколько лет, пока не встретила Альфреда Лобли — коммунального работника, который предложил возлюбленной перебраться в городок Эврика в Калифорнии. Там влюбленные счастливо прожили несколько лет, а в 1957 году Фрэнсис познакомилась с продюсером Леандом С. Майкселлом, вместе с которым переехала в Сан-Франциско и вновь вернулась к актерской карьере, получив несколько незначительных ролей в театре, а также сыграв в ленте «Кайфолом».

Фрэнсис Фармер в психиатрической больнице, 1943 год
Фрэнсис Фармер в психиатрической больнице, 1943 год

В 1958 году актриса вновь вернула интерес публики, запустив собственное ТВ-шоу при поддержке Майкселла под названием «Фрэнсис Фармер представляет» — проект получил признание зрителей и критиков, но, к сожалению, успех звезды был недолгим. Спустя несколько месяцев Фармер вновь начала страдать от вспышек ярости и злоупотреблять алкоголем, и продюсеры приняли решение закрыть телешоу. Вместе с тем актрису покинул ее последний возлюбленный Леанд Майкселл, а чуть позже, из-за асоциального поведения, от нее отвернулись немногочисленные друзья и родственники.

Фрэнсис Фармер умерла в возрасте 56 лет от рака пищевода — на момент смерти актриса находилась в полном одиночестве, а на ее похороны пришли лишь шесть ее ближайших подруг.

После ее смерти, при содействии одной из приятельниц актрисы, в свет вышла автобиография Фрэнсис «Наступит ли когда-нибудь утро?», в которой она рассказывала о тех ужасах, которые творились с ней в стенах лечебных учреждений:

«Я подвергалась сексуальному насилию со стороны медицинского персонала, меня постоянно держали в смирительной рубашке и запирали в темной комнате, кишащей крысами, били, держали в ледяной воде и заставляли есть собственные фекалии»

Откровения актрисы вновь привлекли внимание к ее персоне, а также послужили поводом для переосмысления жестоких методов лечения пациентов психиатрических клиник. Люди смогли по-другому посмотреть на непростую судьбу Фармер и в полной мере осознать, через что ей пришлось пройти.

Джессика Лэнг в роли Фрэнсис Фармер в фильме «Фрэнсис», 1982 год
Фрэнсис Фармер, 1936 год

В 1982 году кинематографист Грэмм Клиффорд представил публике свою ленту «Фрэнсис», посвященную жизни актрисы, с Джессикой Лэнг и Ким Стэнли в главных ролях, а через год на экраны вышла картина «Наступит ли когда-нибудь утро?», снятая по автобиографии кинозвезды — эти проекты стали жестом уважения к непростой судьбе актрисы, которой пришлось пережить столь непростые испытания.

Кроме того, память о Фрэнсис также сохранилась благодаря многим знаменитостям, почитавшим ее талант — так, легендарный рок-музыкант Курт Кобейн, считавший, что Фармер стала жертвой заговора против нее, в 1993 написал о ней песню «Фрэнсис отомстит Сиэтлу», а также назвал свою дочь в честь актрисы, а культовая французская исполнительница Милен Фармер взяла фамилию Фрэнсис в качестве псевдонима, таким образом почтив память кинозвезды.

Фото: Getty Images