Не боялись говорить: 5 самых дерзких художников СССР, которые перевернут ваше сознание
Эрик Булатов

Во времена правления Сталина в СССР властями одобрялось лишь одно направление в искусстве: соцреализм. То есть приглаженные картины идеальной советской жизни: посвящение в пионеры, праздник в колхозе, счастливые рабочие. Все вокруг залито ярким светом, все улыбаются, в жизни нет никаких проблем. Такие картины отражали скорее мечту, чем реальность.

Но в 1953 году умер Сталин, а вместе с ним через несколько лет и культ личности. Художники, которые не желали закрывать глаза на проблемы и рисовать «идеальную» советскую жизнь, наконец-то получили возможность выйти из тени (читайте также: «Дух времени: 10 лучших современных фильмов и сериалов про жизнь в СССР»).

Не боялись говорить: 5 самых дерзких художников СССР, которые перевернут ваше сознание
Андрей Монастырский
Не боялись говорить: 5 самых дерзких художников СССР, которые перевернут ваше сознание
Илья Кабаков

Концептуализм

В 60-е годы в СССР стал стремительно набирать популярность концептуализм. Это направление искусства, в котором первичным считается идея, а не сам объект. Его изобретателем стал француз Марсель Дюшан. Вы наверняка слышали про его знаменитую инсталляцию «Фонтан», представляющую из себя обычный перевернутый писсуар с подписью художника. Таким эпатажным решением Дюшан доказал, что искусство — это не картина или скульптура, а идея.

Илья Кабаков

Илья Кабаков стоит у истоков советского концептуализма, особенность которого состоит в том, что смысл произведения практически невозможно понять без контекста. Возьмем, к примеру, одну из известнейших его работ «Анна Евгеньевна Королева: „Чья эта муха“?». На однотонном синем фоне изображена обыкновенная муха, а в двух верхних углах картины реплики диалога. Один из говорящих спрашивает: «Чья эта муха?», — а второй отвечает, что это муха Николая. Казалось бы, полная неразбериха, и причем тут вообще искусство.

Однако стоит вспомнить про советские коммунальные квартиры, в которых все всегда приходилось делить, и все сразу встает на свои места. В таких квартирах люди то и дело спрашивали: «Чья эта чашка?», «Чей это стул?», «Чья эта вилка?». Художник же в свойственной авангардистам манере дошел до абсурда, представив ситуацию, в которой коммунальщикам придется делить залетевшую в окно муху. Концепт превращает бессмысленную картинку в яркое высказывание о тесноте «советской коммунальности» (читайте также: «Цветной телевизор и отдых в санатории: 5 вещей, которые выдавали богатых людей в СССР (о них мечтали все)»).

Андрей Монастырский и группа «Коллективные действия»

Концептуалисты выражали свои идеи не только через объекты, но и с помощью перформансов. Так, группа «Коллективные действия» прославилась акцией «Лозунг». Они повесили в лесу огромный транспарант, где белым по красному (типичный троп советской пропаганды) было написано: «Я НИ НА ЧТО НЕ ЖАЛУЮСЬ И МНЕ ВСЕ НРАВИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ».

Опять кажется, что это какая-то бессмыслица. Но мы снова вспоминаем про контекст: несмотря на то, что культ личности остался позади, у советского народа практически не было свободы, люди не могли жаловаться, а уж тем более открыто осуждать власть. Поэтому художники решили активно «не жаловаться» и акцентировали на этом внимание.

А через год на том же месте появилась вторая надпись: «СТРАННО, ЗАЧЕМ Я ЛГАЛ САМОМУ СЕБЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ — ВЕДЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ЗДЕСЬ ТАК ЖЕ, КАК ВЕЗДЕ — ТОЛЬКО ЕЩЕ ОСТРЕЕ ЭТО ЧУВСТВУЕШЬ И ГЛУБЖЕ НЕ ПОНИМАЕШЬ».

Эрик Булатов

Эрик Булатов знаменит тем, что в своих работах ловко жонглировал советскими штампами. Он вписывал набившие оскомину лозунги и до боли знакомые символы в картины обычной жизни, показывая, как сильно все эти социалистические атрибуты въелись в повседневность.

Например, на картине «Горизонт» группа людей идет по пляжу и смотрит вдаль (наверняка, в светлое будущее). Однако линия горизонта заменена на красную орденскую ленту, которая у советского народа ассоциировалась с успехом. С одной стороны, смысловой пласт картины не нарушен: люди мечтательно смотрят на горизонт (читай — в будущее) и видят там успех и процветание. Однако весь лирический пафос картины исчезает с появлением инородного элемента, превращая ее саму в ироническое замечание или даже насмеш

Соц –арт

Именно эта техника использования приевшихся советских штампов и клише породила еще одно направление — соц-арт. Это своеобразный вариант поп-арта — популярного американского направления второй половины XX века. На Западе появление поп-арта стало реакцией на переизбыток рекламы. С каждого билборда, журнала и экрана на американцев смотрели одни и те же логотипы и лица. Так и появились знаменитые банки томатного супа «Кембелл» Энди Уорхла.

В СССР же рекламой людям не надоедали, зато на каждой улице был идеологический плакат. Поэтому мишенью и одновременно рабочим материалом художников соц-арта стали советские штампы. Направление превратилось в умную и острую пародию на соцреализм.

Виталий Комар и Александр Меламид

Основоположниками соц-арта считаются Виталий Комар и Александр Меламид, которые придумали это направление в качестве шутки. Однажды они вместе расписывали детский лагерь картинками в стиле соцреализма, удивляясь, как люди до сих пор могут воспринимать его всерьез. И тогда им в голову пришла идея немного подшутить над его «высокими» образами. Так и появились картина, на которой Ленин, с пафосом запрокинув руку, ловит такси на фоне Крайслер Билдинг увенчанного советской звездой и красного флага с эмблемой Макдоналдс. В настоящий момент эта картина находиться в музее современного искусства МОМА в Нью-Йорке

Также знаменита и их скандальная работа «Происхождение социалистического реализма», на который главным действующим лицом становится Сталин — наиболее частый герой соцреалистической живописи. Рядом с ним расположилась полуобнаженная нимфа — символ искусства и таланта, — она старательно обводит тень вождя на стене, наверняка, создавая новый шедевр.

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб