Дешево и сердито: как путешествовать по маленьким городам России и мира, чтобы не разочароваться (и не потерять деньги)

«Я с полетами на каникулы за границу завязал — не исключаю, что навсегда, — разводит руками 40-летний житель Гамбурга Фабиан Ненза. — Не хочу лишний раз подвергать себя риску подхватить ковид, а планету — загрязнять „углеродным следом“. Тем более что у нас в Германии столько прекрасных мест».

Фабиан работает в международной компании, специализирующейся как раз на аксессуарах для экотуризма. Его должность там звучит как sustainability officer — «эксперт по устойчивому развитию». Последние пару лет отпуск немец действительно проводит исключительно на прохладных курортах Северного или Балтийского моря — в Германии или в соседней Дании, а навещать родственников во Франции, откуда родом его жена, отправляется на поезде или в крайнем случае — на автомобиле. Подобному сценарию сегодня следуют тысячи европейцев — особенно в северных странах. В той же Германии между 2019-м и 2021 годом поездки за границу сократились в два раза (данные statista.com). В Италии летом прошлого года внутренний туризм достиг рекордных за всю историю объемов: около 23 млн итальянцев провели отпуск в своей стране — это на 6 млн больше, чем в 2020-м. Полетам в дальние края многие теперь предпочитают путешествия в кемперах с прикрепленными сзади велосипедами, отдых в глэмпингах, на фермах или эколоджах, обмен жильем и каучсерфинг.

Дешево и сердито: как путешествовать по маленьким городам России и мира, чтобы не разочароваться (и не потерять деньги)

«The End of Tourism?» («Конец эры туризма?») — под таким провокационным заголовком в июне 2020 года вышел лонгрид в британской газете The Guardian, сообщавший, что обороты глобального туристического рынка за время пандемии просели на рекордные 80 %.

Но разговоры о закате отрасли, к счастью, в очередной раз оказались преждевременными. Произошла лишь ее трансформация. И началась она задолго до пандемии (читайте также: Как мы будем путешествовать после пандемии: 5 новых трендов). Первым триггером послужил мировой финансовый кризис 2008 года (он заставил многих отдыхать в лучшем случае один раз в год), а следом к международной повестке присоединилась тема «избыточного туризма» (от англ. overtourism). Если простыми словами, то количество доступных авиакомпаний-лоукостеров, соцсети и онлайн-сервисы, предлагающие низкие цены на жилье (по сравнению с гостиницами), — все это провоцирует наплыв, миллионы туристов переполняют исторические места планеты. В Венецию с населением в 260 тысяч человек до недавнего времени приезжало до 20 млн туристов в год, в Барселону с населением 1,6 млн — до 30 млн туристов в год. Все это прибыль, но, с другой стороны, наносит вред экологии и климату. Пляж в Таиланде на острове Пхи-Пхи-Ле, где снимали фильм «Пляж» с Леонардо Ди Каприо, закрыли для посещения на несколько лет — бухту посещало до 5000 человек в день и, разумеется, это ударило по экосистеме. В наиболее востребованных европейских городах — Амстердаме, Барселоне, Флоренции, Праге — власти начали принимать ограничительные меры. Например, Венеция этим летом ввела предварительное бронирование посещения для туристов, а со следующего года всерьез обсуждает платный «билет» в город для «гостей». Добавим сюда еще один тренд — синдром «климатической тревожности» (climate anxiety — высокий уровень беспокойства относительно экоповестки) и вслед за ним движение «флайтшейминг». О нем заговорили после выступления Греты Тунберг и активистов, призывающих ради спасения планеты сократить полеты на самолетах или перестать летать вовсе.

Дешево и сердито: как путешествовать по маленьким городам России и мира, чтобы не разочароваться (и не потерять деньги)

На этом фоне в сферу путешествий окончательно вошел тренд go local — поездки по своему или соседнему региону, желательно по суше и с минимальным ущербом для местных экосистем. К слову, еще до пандемии, по данным европейского Комитета по транспорту и туризму, не менее 55 % от всех путешествий жители Европы совершали в пределах страны.

«География путешествий меняется, — соглашается главный редактор журнала „Вокруг света“ Алексей Алексеенко. — На это в том числе влияют экономические рычаги. Цены на топливо растут, эпоха бросовых цен на авиабилеты остается в прошлом». Что касается феномена go local, по мнению Алексея, он подпитывается за счет «точек притяжения», где удается сконцентрировать осмысленные туристические потоки. Для этого важна конкуренция, внятная ценовая политика, маршруты, инфраструктура, хорошие путеводители и тому подобное. «Во Франции, например, каждый школьник изучает историю своей родины, плавая по Долине Луары, — французы вообще очень редко выезжают за пределы страны», — добавляет Алексей. Францию действительно можно считать чемпионом мира по локальным путешествиям. Еще задолго до пандемии — в 2016 году — 88 % турпоездок совершались французами внутри страны (читайте также: 5 особенностей быта иностранцев, непонятные россиянам). Go local приносит более двух третей от всех прибылей отлично развитой здесь индустрии путешествий. Можно выбрать буквально любую локацию на карте и обнаружить «точку притяжения» — винный, гастрономический или исторический маршрут.

Дешево и сердито: как путешествовать по маленьким городам России и мира, чтобы не разочароваться (и не потерять деньги)

Как считает главный редактор «Вокруг света», места туристической силы постепенно появляются и в России. «В Плёсе в меню ресторанов еще лет десять назад был только норвежский лосось и тунец. Сейчас ситуация изменилась к лучшему — появились блюда аутентичной местной кухни и есть люди, которые это ценят, пусть пока не в масштабах всей страны. Есть правильные предложения и на Алтае. Байкал пока привлекает больше жителей сибирских регионов — тоже, кстати, хороший пример тренда go local. В европейской части России развиты речные маршруты — там возникают новые „точки притяжения“ вроде города Мышкина, где туристы специально высаживаются, чтобы купить сувениры на „мышиную“ тему. Брендинг, возможно, спорный, но он работает!»

Дешево и сердито: как путешествовать по маленьким городам России и мира, чтобы не разочароваться (и не потерять деньги)

Тренд go local подразумевает совершенно другой стиль путешествий. Это slow travel — поездки с толком и расстановкой, когда перед вами не стоит задача за неделю объехать несколько городов или даже стран, а количество впечатлений заменяется качеством.


Xiaomi Mi Trolley 90 Points — прочный и надежный чемодан, устойчивый к деформациям. Он сделан из трехслойного поликарбоната Makrolon, отталкивает воду и защищает содержимое от внешних погодных и температурных воздействий. Телескопическая ручка имеет четыре ступени регулировки высоты и подойдет для человека любой комплекции и роста.

Чемодан Xiaomi
Реклама. ООО "Яндекс"

За последними не обязательно ехать в дальние края. «Возьмите Ростов-на-Дону, — предлагает автор телеграм-канала Food and the City, ресторанный критик и путешественница с большим опытом Мария Лобанова. — Абсолютно недооцененное место! В прошлом это крупный купеческий город, там сохранилась интересная архитектура, а бары и рестораны вообще среди лучших в России — настоящая Мекка для фуди». Любителям более острых ощущений или тем, кто нуждается в энергетической перезагрузке, Мария, которая каждое лето несколько недель проводит в палаточном городке на Ладожском озере, а недавно протестировала глэмпинг на Баренцевом море под Мурманском, настоятельно рекомендует присмотреться к северным направлениям. «Ты ездишь по тундре, любуешься нерпами, при тебе ловят морских ежей и крабов (в северных морях в сезон они тоже есть!) — здесь места, о красоте которых мы долго не подозревали» (читайте также: 12 мест в России, которые напомнят вам о Европе, Америке и Азии).

Фото: Adobe Stock